Человек во власти

Почему мельчает западная политическая элита

24 Октябрь 2023 727
Франклин Рузвельт был сильной и самостоя­тельной фигурой... а нынешний президент США силён, пожалуй, только в вопросах своего семейного «бизнеса». Фото Getty Images и Reuters.
Франклин Рузвельт был сильной и самостоя­тельной фигурой... а нынешний президент США силён, пожалуй, только в вопросах своего семейного «бизнеса». Фото Getty Images и Reuters.

Возглавляющий свою страну, своё государство политический лидер так или иначе остаётся в памяти сограждан, даже если эта память со знаком минус. Сталин, Черчилль, Рузвельт, де Голль - всё это политики, участвовавшие во Второй мировой войне, и их помнят до сих пор. Особенно важно оценить роль лидеров государств в критические моменты истории, когда им приходится думать не о собственной карьере, а о судьбах народов, которые доверили им высокие посты.

Перезагрузка или перегрузка?

Последние события в Израиле, совсем небольшой, но влиятельной в мире стране с одной из лучше всех вооружённых армий и знаменитыми спецслужбами (так, во всяком случае, считалось), заставили задать вполне резонные вопросы: кто будет наряду с местными властями отвечать за грандиозные последствия провала, как в предотвращении агрессии, так и в отслеживании информации о её начале. Кто виноват, что опасность большой кровавой войны нависла над нами.

Я думаю, ответ здесь однозначный. Именно США определяли все ситуации и расклады того, что происходило в последние годы на Ближнем Востоке. Соединённые Штаты - властитель мира, такими они, во всяком случае, себя считают. Но насколько уровень компетентности и объём огромной информации, которой они обладают, помогают им решать острые проблемы, которые они нередко сами же и создают? Считается, что этой страной управляют в большей степени не президенты, а сенат, палата представителей, аппараты Белого дома, госдепартамента, ведущих министерств, многочисленное разведсообщество. Но так происходило не всегда. Франклин Рузвельт, Дуайт Эйзенхауэр, Джон Кеннеди, Рональд Рейган были сильными и вполне самостоятельными фигурами. А вот Линдон Джонсон, Джимми Картер, оба Буша оказались личностями помельче. Некоторые из них не запомнились ничем. Буш-младший, до того как возглавил государство, всего один раз бывал за границей - несколько дней в Мексике. Абсолютно провинциальным политиком был Барак Обама, который долго не мог понять, за что его наградили Нобелевской премией. Многим это непонятно и сегодня.

Очень сильно и не в лучшую сторону меняется в последние годы и окружение первых лиц в США и Европе. При Обаме госсекретарём была Хиллари Клинтон, известная только тем, что являлась женой предыдущего президента. Вспоминается история, когда после очередной встречи с Сергеем Лавровым она решила вручить ему символический подарок - кнопку с надписью «перезагрузка», имея в виду характер наших будущих отношений. Однако грамотеи из госдепа написали на кнопке «перегрузка». А ведь при перегрузке в электрических сетях, как известно, вылетают предохранители и даже может возникнуть пожар. Так совсем скоро в наших отношениях и случилось.

Очень трудно, я бы сказал, невозможно, сравнивать тех, кто давал советы американским президентам по двусторонним отношениям с нашей страной 30-20 лет назад и сегодня. В годы войны послом США в СССР работал, а затем служил во внешнеполитическом ведомстве Соединённых Штатов Уильям Гарриман, затем знаменитый дипломат Джордж Кеннан. Гарриман был личным другом Рузвельта, тот прислушивался к его советам. Один из богатейших людей в США, Гарриман пользовался уважением у Сталина. Именно Гарриману мы обязаны бесперебойными поставками по ленд-лизу.

Я был неплохо знаком с двумя послами США в России Джоном Байерли и Майклом Макфолом. И это были полные противоположности друг другу. Байерли - кадровый дипломат, до этого возглавлял посольство в Болгарии. Его отец - единственный участник Второй мировой войны, который служил в армиях США и СССР. С ветераном я познакомился в Москве, на Параде Победы. Я запомнил его как человека глубоких антифашистских убеждений, друга нашей страны. Американский солдат Советской Армии получил из рук американского и советского президентов правительственные награды. Но больше всего он ценил автомат Калашникова, который ему лично вручил великий русский конструктор оружия.

Совсем другим человеком был посол Майкл Макфол. В большей степени учёный-советолог, а точнее, антисоветчик, он закончил Стэнфордский университет, где получил степень магистра по советским исследованиям, стажировался в Ленинградском и Московском университетах. Ещё до официального представления президенту России и вручения верительных грамот Макфол устроил большой приём в посольстве США, куда пригласил всех до одного российских оппозиционеров того перио­да, можно сказать, открыто поощрил этих людей. Такого рода действия ничем другим, как грубейшим нарушением дипломатического протокола, неуважением к официальным институтам власти страны, куда ты приехал работать, признать нельзя. Неслучайно новый американский посол получил сразу же титул архитектора «цветных революций» и уехал из Москвы очень быстро, не проработав и двух лет. По заслугам были и оценки его деятельности в МИД России: их признали «непрофессиональными, враждебными нашей стране», а вдогонку сделали его персону невъездной. Зато на Украине Макфола наградили орденом «За заслуги».

Надо сказать, что и до этого в большую политику в США приходили люди из большой нау­ки. Но не может быть никакого сравнения с тем, что было когда-то и что происходит сегодня. Генри Киссинджер, Строуб Тэлбот, Збигнев Бжезинский, Ричард Пайпс в разные годы отвечали за направления, политику, связанные с нашей страной. Двое последних никогда не скрывали своих враждебных взглядов к коммунизму, к пути, по которому шла наша страна. Но это были умные, дальновидные люди и с ними можно было договариваться. И никогда они не позволяли себе высказываний и действий, которые свойственны нынешним сотрудникам Белого дома, той же Виктории Нуланд и Джеффри Пайетту. Официальный представитель госдепартамента США и посол на Украине раздавали печеньки на Евромайдане в Киеве, поощряли агрессию толпы на свержение законной власти.

Государственный секретарь США в иерархии американской политической жизни - вторая по значимости фигура после президента. Сегодня этот пост занимает Энтони Блинкен - человек с очень интересной родословной. Блинкен родился в Нью-Йорке в еврейской семье выходцев с Украины. Его отец Дональд - ветеран Второй мировой войны, возглавлял посольство США в Венгрии, а дядя был послом США в Бельгии. Молодые годы он провёл во Франции, куда переехала его мать Юдифь с новым мужем, известным адвокатом Сэмюэлем Пизаром. Пизар, уроженец польского Белостока, после польского похода РККА стал учиться в советской школе и даже был принят в пионеры. После нацистского нашествия попал в концлагеря подростком. На свободу он вышел в 16 лет, и за его плечами были Майданек, Освенцим, Заксенхаузен и Дахау.

Как-то Пизар с горечью сказал, что нацисты «превратили его семью в пепел». Но этот мужественный человек не только выжил, но и получил престижное образование в Оксфорде и Гарварде, вырос в выдающегося юриста, советника американских президентов, писателя и главу большой семьи. Пизар - автор диссертации о развитии дипломатических отношений между СССР и США. Он был советником Джона Кеннеди, Дэвида Рокфеллера, Арманда Хаммера, Роберта Максвелла. Пизар неоднократно встречался с Леонидом Брежневым, Михаилом Горбачёвым, Борисом Ельциным. На всю жизнь он сохранил любовь и уважение к русской культуре, высоко оценивал творчество Дмитрия Шостаковича, Евгения Евтушенко. Однако сегодня Энтони Блинкен находится в первых рядах поджигателей конфликта на Украине.

Рафаэль ГУСЕЙНОВ.

(Продолжение следует).

Источник: «Российская газета».