От Ленинграда до Кёнигсберга

Ему едва 15 исполнилось, когда Великая Отечественная началась, а по иным данным ещё и не было - 20 июля 1926-го в Ленинградской области на свет появился парнишка Володя Заклинский. И вновь документальная разница в месте рождения - деревня Толоконово Пожервицкого района или посёлок Станционный на Ижере (Ижоре). С 1936-го всё это стало Слуцким районом, с центром в Слуцке. В отличие от старинного (с 1005-го) ныне белорусского Слуцка на реке Случь, ленинградский помоложе, с 1936 года, назван в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей неподалёку отсюда 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1917-го. Впрочем, в 1944-м этим местам вернули историческое название - Павловск, Павловский район, что возникли с декабря 1777-го, когда почти 400 гектаров (362 десятины) земли по берегам реки Славянка, с двумя деревушками Линна и Сеппеля, известными ещё с XIII века, с местными жителями, пашнями и лесами императрица Екатерина Великая пожаловала сыну Павлу, будущему императору Павлу Первому. В Великую Отечественную войну Слуцк-Павловск находился в зоне фашистской оккупации, а вот местечко, где жил наш герой, хоть и обстреливалось-бомбилось нещадно, да голодало вместе с блокадным Ленинградом, но всё же советским оставалось. Владимир после школы-семилетки слесарем трудился - всё для фронта, а в марте 1943-го (по иным данным - на год раньше) добился мобилизации. И дошагал до Победы, встретил её в Восточной Пруссии, в составе 2-й Гвардейской армии, с которой и в боях за Крым участвовал. В Крыму со временем и осел, став родоначальником династии правоохранителей. Но для нас, прежде всего Владимир Викторович - фронтовик, победитель.
Династия долга
Как и большинство прошедших войну, о службе, о себе в ней, рассказывал неохотно, награды редко надевал. Но теперь военные архивы чуть приоткрылись, стало возможным узнавать о подвигах защитников Родины. Крымский краевед и поисковик Вартан Григорян разыскал некоторые сведения об отце своего старшего товарища, коллеги, в минувшем - по МВД Крыма, в настоящем - по управлению безопасности федерального университета.
- Виталий Владимирович правоохранителем стал, безусловно, по примеру мужественного и справедливого отца, служившего ещё во времена Крымской области, - предполагает краевед. - Мой товарищ, полковник, более 35 лет прослужил в системе, пройдя путь от оперуполномоченного уголовного розыска, начальника уголовного розыска линейного отдела до заместителя-начальника криминальной милиции и начальника линейного отдела милиции (полиции) станции Симферополь. Активный участник Крымской весны, сейчас ещё и создатель, руководитель межрегиональной молодёжной общественной организации содействия духовному, патриотическому и спортивному воспитанию «Ассоциация Витязей Крыма и города Севастополя».
Семейную традицию, заложенную фронтовиком Владимиром Заклинским, службу в правоохранительных органах продолжили его внучка и зять, эксперты-криминалисты, правнучка - следователь. Он, ушедший в октябре 2002-го, застал службу старших, появление младшей, и словно благословлял потомков на доброе дело, на верность Отечеству и людям, своим примером верности долгу, слову и чести благословлял. Владимир Викторович крымским правоохранителем стал 70 лет назад, уволившись с воинской службы, а её начал во фронтовой разведке
292-го стрелкового полка 115-й стрелковой Холмской Краснознамённой дивизии, позже стал наводчиком миномётной батареи 84-го гвардейского стрелкового полка в той самой 33-й гвардейской стрелковой дивизии, за освобождение полуострова ставшей «Севастопольской», а за сражения в Восточной Пруссии награждённой орденом Суворова 2-й степени. У нашего героя, гвардии красноармейца, - орден Красной Звезды, медали «За взятие Кёнигсберга» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». В наградном листе к ордену, подписанном командиром 84-го гвардейского стрелкового полка Владимиром Тимошенко в конце апреля 1945-го, читаем: «В уличных боях города Кёнигсберга 8 апреля 1945-го огнём своего миномёта подавил огонь трёх пулемётных точек противника. 10 апреля в бою за форт №7 метким огнём миномёта уничтожил две пулемётные точки противника, обеспечил штурм форта. За мужество и отвагу, проявленные в боях, достоин правительственной награды».
После войны дома солдата никто не ждал, возможно, родных он потерял ещё до войны, а может - в ней, но значится в графе «состав семьи» - «одинок». Графа - в учётном листке на направление на учёбу в Омское интендантское училище, тогда троих победителей направили, прямо интернационал, как везде в СССР - 19-летние Владимир Заклинский, русский, Яков Шевкун, украинец, и 20-летний белорус Иван Петров. Мы не знаем, как сложились судьбы двух других ребят, а вот Владимир после окончания училища служил адъютантом начальника штаба в германском Потсдаме, тогда же награждён медалью «За боевые заслуги». Уволившись из Вооружённых Сил в 1955-м, переехал в Крым, поступив на службу в УВД Крымского облисполкома, был комендантом, старшим оперуполномоценных ОБХСС, отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. В Крыму Владимир Заклинский и встретил боевого старшего, почти на 8 лет, товарища Даниила Шамуру, командовавшего их 84-м гвардейским стрелковым полком в период освобождения большей части Крыма и Севастополя (сменил тяжело раненного на Перекопе Шалву Джгаркаву). Данииил Игнатьевич сподвиг бывшего гвардии красноармейца, боевого друга вновь поступить на службу в Вооружённые Силы страны, служил Владимир Викторович начальником штаба ПВО в Орске, Оренбургская область, потом военкомом в Красногвардейском районе, начальником 3-го отдела Крымского облвоенкомата... Где бы ни служил, жил - всегда честно, по-фронтовому, верный долгу.
Бронебойщик
И командир его, Даниил Шамура, таким же был - краевед выяснил немного и о нём, одном из освободителей полуострова, а после - кандидате военных наук, доценте, руководителе кафедры и начальнике курса «Гражданской обороны» Крымского ордена Знак Почёта сельскохозяйственного института имени Михаила Калинина. Но наш сельхозинститут, как и Военная академия имени Михаила Фрунзе случились в жизни Даниила Игнатьевича после войны. Их три выпало на его долю. Совсем маленьким, 9 декабря 1918-го родился, Гражданскую пережил в селе Дзыговка, на Винничине, а, повзрослев, крестьянский сын, вначале выбравший путь земледельца, окончивший агротехникум и работавший агрономом, стал участником Второй мировой. Точнее, похода Красной Армии на принадлежавшие тогда Польше западные регионы Украины и Белоруссии, вскоре ставшие частью СССР. И Московское военно-инженерное училище окончил перед самой Великой Отечественной, офицерские курсы «Выстрел». Командир стрелкового взвода, сапёрной роты, роты противотанковых ружей, командир батальона, командир полка...
Первый вражеский танк он уничтожил под Смоленском, шагнув на встречу со связкой гранат, и в Сталинграде сражался, и родную Советскую Украину освобождал, в боях в Донецкой области, отражая контратаку фашистских танков, был тяжело ранен (одно из пяти боевых ранений), но за личное мужество при выполнении приказа стал Героем Советского Союза. И бои за Крым, и в Восточной Пруссии - до Победы. И ордена Александра Невского (за Крым), Красной Звезды, Отечественной войны (боевой и юбилейный, такой, кстати, и у Владимира Заклинского был), медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу». После войны продолжал службу в Одесском, Туркестанском и Дальневосточном военных округах, с 1949-го по 1954-й был старшим офицером отдела боевой подготовки в Симферополе. Вечностью Даниил Игнатьевич стал в 1997-м...
Такие разные и такие схожие фронтовики, освободители полуострова, Родины - Победители. Помним!