Семьи. Две войны

«Крымская правда» продолжает проект во славу наших героев. Пусть памятью нашей они живут.
Только память
Для Надежды Головцовой (в девичестве Капелюжной) из Белогорского района две войны памятны, судьбами родных связаны. Великая Отечественная, в которой навеки остался старший брат; с которой, к счастью, вернулись папа и ещё один брат; которую пережила сама, малышкой. Афганская война, в которой сын участвовал, с честью выполнив, как говорили, «интернациональный долг», тоже, к счастью, вернувшись. Две войны - разные, но такие схожие мужеством и отвагой, болью и павшими; жестокие, отчаянные, кровавые. Как точно нашли слова, мелодию ребята-афганцы из группы «Контингент», Валерий Заводчиков и Олег Синенок, «Помянем тех, кто не пришёл из четырёх сороковых./ Давай, отец, поднимем тост: Во имя павших за живых»./ Ты посмотри, у нас с тобой одни и те же ордена,/ Одна нам доля - вечный бой, гора Поклонная одна».
Когда началась Великая Отечественная, Надежде Сидоровне, Надюшке, было четыре, родилась в семье Сидора Ивановича, 1896 года рождения, и Натальи Васильевны, 1906-го. Дружная и работящая семья из Ток-Шейха (ныне - Кропоткино) Ак-Шейхского (Раздольненского) района, шестеро ребятишек, три сына и три дочки, жили сложно, но радостно - вместе. Гордились младшие, когда 18-летнего брата Володю осенью 1940-го призвали на службу в Красную Армию - защитник, солдат. И родители гордились, переживали, конечно, за первенца, смелого и доброго парня - ведь уже неспокойно было в мире, но надеялись… Лишь фотокарточка осталась. 22 июня 1941-го Великая Отечественная, первыми бои приняли уже служащие, кадровые военные. В каких войсках служил старший брат, сестра не знает, писем не было. Помнит, получили родители похоронку, но затерялась она из-за переезда. На портале Центрального архива Минобороны страны сведений о Владимире Сидоровиче, 1922-го, увы, не нашли, возможно, ещё не выложены, но есть информация о крымчанине Владимире Семёновиче (?) Капелюжном, 3 февраля 1942-го умершем от ран, полученных в боях за Кавказ. Однофамильцы, или… Просто герои войны. Память.
- Когда освободили наш район, весной 1944-го, на фронт мобилизовали и папу, Сидора Ивановича, служил обозником, возничим, перевозил раненых, грузы на передовую, - рассказывает Надежда Сидоровна, - и брата Стёпу, 1924-го, освобождавшего от фашистов Севастополь. Нас с мамой Наташей осталось четверо, сестра, 1927-го, брат Коля, младше на три года, я и сестрёнка, перед войной родившаяся. Как ждали Победу, родных с войны! На всю жизнь запомнила, как летом 1945-го папа пешком из Раздольного (райцентр уже переименовали в 1944-м) пришёл к нам в Ток-Шейх (село переименуют чуть позже), гостинец принёс: узелок из карманного платочка, а в нём конфеты, монпасье, ландаринки, леденцы, чуть подтаявшие. Какие же они были сладкие! А брат Степан в 1946-м демобилизовался, в колхозе работал, в 1978-м не стало - война догнала…
Сидор и Степан Капелюжные награждены медалями «За Победу над Германией». Причём Сидор Иванович получил её (по данным архива) в составе 749-й отдельной строительной роты инженерного отдела Черноморского флота, а Степан Сидорович награждён ещё и боевым орденом Славы третьей степени. Сохранился в архиве наградной лист на стрелка 362-го стрелкового полка 315-й стрелковой Мелитопольской Краснознамённой дивизии: «Товарищ Капелюжный 9 мая 1944-го в составе стрелкового взвода первым форсировал бухту Северную и смело принял бой с противником, засевшим в домах города. В результате ожесточённых боёв товарищ Капелюжный гранатами подавил огонь станкового пулемёта противника, способствуя успешному форсированию бухты основными силами полка и преследованию противника в глубину города Севастополь».
В память о войне, обо всех погибших и выживших, Надежда Сидоровна вместе с мужем Владимиром Петровичем, много лет служа в колхозе «Победа» Белогорского района, создали в селе Ароматном, ранее Розенталь, музей истории этих мест, с большим разделом о войне, с прекрасной диорамой. Сейчас музей возрождён в местной школе стараниями энтузиастов.
- Продолжая традиции родных, - говорит Надежда Сидоровна, - наш сын Геннадий, 1963 года, прошёл перед армейским призывом парашютные курсы в Симферополе (в Заводском), девять прыжков. Призыв, учебка в Чирчике, Афганистан. Служил на перевале Хост, между Кабулом и Пешаваром (Пакистан), близ Гордеза. К счастью, вернулся домой (Геннадия Владимировича не стало в марте 2020-го. - Прим. ред.). Так же, как и мои брат с папой, никогда Гена не рассказывал о службе, о боях, знаю, трудно было, но есть долг и приказ. Для нас, родителей, два важных праздника: 9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне и 15 февраля - день вывода наших войск из Афганистана. Наши старшие братья, родители сполна исполнили долг по защите Родины в сороковых, а сыновья, дети наши, сполна исполнили официальный «интернациональный», тоже защищая Родину. И возвращались они из Германии, из Афганистана с развёрнутыми знамёнами - победители! Выстояли, не изменив присяге и чести. Спасибо «Крымской правде», что чтит память обо всех, кто принял участие в войнах за Родину, рада поделиться воспоминаниями о родных, что были маленькими частичками большой непобедимой армии Советского Союза, думаю, что каждый, кто сражался в тяжелейших битвах за Родину, за свой народ, - Герой.
Не предав
Наша страна - Родина героев. Великая Отечественная и Афганская войны переплелись в судьбе многих семей, отцы, деды воевали в первой, сыновья, внуки - во второй. Как наш коллега, увы, ушедший из жизни симферополец Митрофан Клеймёнов. Он родился в Воронежской области у вернувшегося с фронта 35-летнего Ивана Титовича и его любимой Агриппины Матвеевны. Ровно через год после Великой Победы, 9 мая 1946-го. Отец - дважды ранен на фронте, стрелок 47-го стрелкового Краснознамённого полка 15-й стрелковой дивизии: «В боях за город Тим Орловской области 20 июня 1942-го - осколком мины в голову и горло и под Курском 3 февраля 1943-го - осколком мины в руку и контужен с повреждением головного мозга». Боевой орден Красной Звезды (представляли к медали «За боевые заслуги»). Отец Иван был рядовым, а сын Митрофан, окончив Тамбовское артиллерийское училище, стал офицером, один из тех, кто 25 декабря 1979-го входил в Афганистан исполнять интернациональный долг - начальник службы ракетно-артиллерийского вооружения 234-го танкового полка 108-й мотострелковой Невельской дважды Краснознамённой дивизии. Через месяц провожал домой «цинк» с погибшим другом. 35-летним Николаем Маркиным, командиром ремонтно-восстановительного батальона. Память.
Отец, Анатолий Григорьевич, и сын, Владимир Шватченко из Симферопольского района, тоже связаны этими войнами. 20-летнего Анатолия из Сарабуза (ныне Гвардейское) мобилизовали весной 1944-го, после освобождения района, освобождал Севастополь, Прибалтику, Восточную Пруссию, несколько раз ранен, служа в 561-м стрелковом Краснознамённом полку 91-й стрелковой Мелитопольской Краснознамённой дивизии, орден Отечественной войны. Сын Владимир, окончив военное училище, стал офицером - командир миномётной батареи 180-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой Невельской дважды Краснознамённой, служба в провинции Кабул, Афганистан. И посвятил отцу строки-воспоминания: «Июль 1961 года. Хлопнула калитка. Папа пришёл с работы. Сильный, строгий, железный. Сел на лавочку. «Дуся, завтра едем в Севастополь на экскурсию». «Папа, на большой машине? Ура!», - запрыгал мальчик. Машина была очень большая - ГАЗ-51, и самое главное, открытая. Мама всё время кутала мальчика в одеяло, а он настойчиво пытался вылезти и смотреть. Севастополь! Колыбель Черноморского флота! Святыня! Гордость! Диорама. Панорама. Балаклава. 35-я батарея. Нахимов. Владимирский собор. В шесть лет всё вызывало восторг. Главное, что с папой. А папа бережно и надёжно держал его на руках и говорил: «Смотри, сынок, это Севастополь». Остановились. Экскурсовод говорил о штурме, о подвиге, о Сапун-горе. И вдруг папа поставил его на землю и быстро куда-то ушёл. Мальчик не понял, что случилось. Его подхватили женские руки. Пришёл отец, взял его на руки. Мальчик тут же прижался к папиной щеке. Щека была мокрая. Солнце светило ярко, на небе ни тучки, откуда дождь? А рядом с ними нерушимо стояла Сапун-гора… Май 1985 года. Капитан вернулся из Афганистана. «Григорич, давай открывай чемодан, шмотки надо разобрать». Отец открыл чемодан. На самом верху, на аккуратно сложенной эксперименталке (комплект полевой формы. - Прим. ред.) поблёскивал орден Красной Звезды. Отец резко встал. Скулы его дёрнулись, точно так, как когда мальчик просил его рассказать о штурме Сапун-горы. Ветеран, защитивший Родину от фашистов, впервые пожал руку сыну, как равному. Мальчику шёл 31 год, и он был горд тем, что не подвёл своего отца. Я горжусь своим отцом. Никогда не забуду страшный шрам через всю его спину, который видел, когда отец снимал майку у рукомойника. Горжусь, что не подвёл отца. Для меня большое значение имеет понятие Отечество - отец, Отчизна, Родина. Не должен быть забыт ни один герой, жизнь подаривший подвигом своим нам с вами».
Они гордились друг другом, ветераны двух войн нашей Родины, они не подвели, не предали честь и подвиги предков. Помним!