Когда одни не могут, а другие не хотят
После сенсационного выхода «Сонного Джо» из президентской кампании новости из-за океана приходят буквально пулемётными очередями. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова опубликовала в своём telegram-канале фрагмент балета «Лебединое озеро» с логотипом CNN. Историки и политологи вспоминают также финал политической карьеры «самого тихого диктатора Европы» премьер-министра Португалии Антониу Салазара, который около двух лет жил в иллюзорном мире, узнавая «новости» от навещавших его друзей и специально выпускаемой для него версии газеты, и не знал, что отстранён от власти.
Уже через несколько часов, после того как Джо Байден отказался от своей заявки на переизбрание, его предвыборный фонд был переименован в «Харрис в президенты», говорится в заявке в Федеральную избирательную комиссию (FEC). В другом документе, поданном предыдущей президентской кампанией Байдена в FEC, отмечается, что Камала Харрис «больше не является кандидатом» на пост вице-президента, а является кандидатом в президенты и «отныне будет проводить предвыборную деятельность только в погоне за этой должностью». Соответствующее уведомление о выдвижении Харрис на пост президента также поступило в FEC. Кандидат в вице-президенты от демократов пока неизвестен.
Есть нюанс: Дональд Трамп уже утверждён кандидатом на съезде Республиканской партии, а съезд Демократической партии, на котором должны утвердить кандидатов от партии, назначен на 19 августа (и тут опять «Лебединое озеро» невольно вспоминается).
«Из политических тяжеловесов кандидатуру Камалы Харрис поддержала только чета Клинтонов. Это серьёзно, но этого недостаточно. В этих условиях также недостаточно и поддержки конгрессменов и фракций, не поддержанных крупными и влиятельными политическими кланами, - отмечает политолог Дмитрий Дробницкий. - Остальные лидеры пока не спешат поддерживать кандидатуру Харрис». И это в условиях, когда на «раскрутку» нового кандидата-демократа остаётся критически мало времени.
23 июля в Вашингтон прибыл премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Хотя он и заявил ещё перед вылетом, что Израиль останется близким союзником США, независимо от того, кто станет президентом, у трапа самолёта Нетаньяху не встретили ни Камала Харрис, ни госсекретарь Энтони Блинкен.
«В отличие от своих визави, у республиканцев всё идёт чётко и предсказуемо. 15 июля на 43-м национальном съезде Республиканской партии США Дональд Трамп был официально объявлен кандидатом в президенты, а 39-летний сенатор от штата Огайо Джей Дэвид Вэнс - кандидатом в вице-президенты. Кандидат в вице-президенты США Вэнс известен своей критикой американской военной помощи Киеву и призывами к переговорам с Россией... Конечно, вся эта риторика вовсе не означает, что с первых дней пребывания у власти правительство Трампа-Вэнса бросится к нам в объятия, а помощь преступному киевскому режиму сразу же прекратится. Всё гораздо сложнее и выход из конфликта, в который демократы так долго и тщательно загоняли Соединённые Штаты, потребует не только времени, но и немалого политического мастерства. Американцы нам не друзья и даже не партнёры, независимо от того, демократы они или республиканцы. И они не хотят проигрывать и не умеют делать это достойно. А потому в любом случае они будут искать формулу, которую можно будет выдать за свою победу. И обязательно постараются извлечь из украинского конфликта максимальную выгоду, - отмечает председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов. - Но у Трампа-Вэнса нет такой собственной истории участия в этом конфликте, они не связаны с киевским режимом таким множеством личных, в том числе коррупционных, связей. А значит - вполне могут переключиться на какое-то другое направление, с которого смогут подкармливать своих шакалов, кормящихся с войны».
Частная разведывательная компания Stratfor, которую часто называют «теневым ЦРУ», прогнозирует «сильную турбулентность» в американском истеблишменте. «При этом Stratfor солидарен с тем, что внешнеполитические позиции любого будущего кандидата/президента США от демократов «останутся в значительной степени совпадающими с позициями Байдена, особенно в отношении Китая, России и НАТО», - отмечает директор Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ) Елена Панина. - Остаётся добавить, что и при Трампе ключевые задачи США останутся прежними. Может, разве что изменится инструментарий их достижения.
У демократов это «инновации» и IT, в то время как республиканцы тяготеют к традиционной энергетике и ВПК».
В западном героическом эпосе многократно обыгрывается идея, что убивший дракона рыцарь сам становится драконом. Вряд ли вы помните пьесу «Дракон» советского драматурга Евгения Шварца, но снятый по ней «перестроечный» по духу фильм Марка Захарова, скорее всего, видели. Там (как и в пьесе) много крылатых фраз и выражений, вполне приложимых к современности. «А вот теперь с вас и спросят, кто в трудные годы прислужничал, а кто болел душой». Тем и хороша Камала Харрис, что она, по выражению одного из видных представителей американской политической элиты - «возможно, самый тупой человек, когда-либо занимавший пост вице-президента», а стало быть, при ней всё будет как и было, а если и «спросят», то точно не со всех. Не зря же она повторяет, как попугай: «то, что может быть не отягощено тем, что было». Прежде эта фраза была призвана восхищать и завораживать электорат Демократической партии, а теперь - утешать и обнадёживать коллег и соратников.
Но всё-таки до высот Льюиса Кэролла пиарщики госпожи Харрис не дотягивают. Вот, например, какое определение логики даёт один из его сказочных героев: «Наоборот, если было так, то так могло быть, а если бы так было, то так и было бы. Но ничего такого нет. Это и есть логика».
Глубинное государство, Deep State, устроившее настоящую травлю «чужака» Трампа и фактически блокировавшее его попытки честно выполнять свою предвыборную программу, где оно сейчас? Вне зависимости от существования и состояния упомянутого Deep State, логика существует. И руководствуясь вовсе не «формальной», а самой что ни на есть бытовой и понятной логикой, перспективные политики Демпартии не стремятся оспаривать у Харрис сомнительную честь участвовать в выборах 2024 года - чтобы не «отягощать» напрасно своё политическое «то, что может быть». Но согласия внутри Демпартии не наблюдается. Наоборот, обостряются прежде скрываемые от широкой публики внутренние противоречия. Спор даже не о самой обладательнице правильного «гендера», правильного цвета кожи и хорошего происхождения (из весьма небедной семьи бывших рабовладельцев), а в том, кто и на каких условиях будет ею управлять.
А вот Трамп идёт мстить своим обидчикам. И не скрывает этого. Но сможет ли он выиграть выборы, позволят ли ему до них дожить и не станет ли кампания 2024 года ещё более грязной, чем прошлая? На эти вопросы нет ответа ни у кого.
Ещё одна проблема в том, что внешняя политика для американской верхушки всегда была инструментом политики внутренней. И сейчас, когда прежние внутриэлитные договорённости уже не действуют, а новые не достигнуты, США как никогда опасны для всего остального мира.