Решающий год войны

18 Август 2023 985
О народных мстителях газета писала постоянно.
О народных мстителях газета писала постоянно. Фото автора.

Таким можно считать каждый год битвы, месяц, день, час, минуту, секунду… Миг боя, труда, редкого затишья, перегруппировки, разработки стратегии и тактики. Они все, определяющие успех или, увы, иногда поражение; наполненные подвигами, усилиями, мужеством и, к сожалению, изменами, утратами, болью. Так было и в Великую Отечественную, что с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го вела наша страна, Советский Союз, против фашистов, вероломно вторгшихся на наши земли. Но всё же именно 1943-й принято считать переломным, решающим в той битве. «Крымская правда», в войну - «Красный Крым», продолжает (начало в номерах за 8 и 15 июля) перелистывать архивные подшивки, чтобы вспомнить, как это было.

«Разрушим «новый порядок»

Год, начавшийся с прорыва блокады Ленинграда, освобождения Вязьмы, Воронежа, победы в Сталинградской битве, продолжившийся спасением Смоленска, Рославля, Новороссийска, Кавказа, переломной Курской битвой, салютами Родины за Орёл и Белгород, за Харьков, форсированием Днепра, началом освобождения Белорусской ССР, спасением Донбасса, Тамани - с неё уже десант в Крым шёл, Керченско-Эльтигенский, был и победным, и трагическим: в Ржевской битве осталось более полумиллиона солдат; немногим меньше в весеннем Харьковском котле - третьей битве за город. И ещё тысячи наших, советских, людей ежесекундно уходили в вечность на фронтах, в оккупации, в тылу. Боролись, трудились - порой, до последнего, - во имя Победы! Ко всем, кто не сдавался, обращался Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин: «Гитлеровские мерзавцы взяли за правило истязать советских военнопленных. Они насилуют и убивают гражданское население оккупированных территорий нашей страны. Они задались целью обратить в рабство или истребить население Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Кавказа. Они покрыли Европу виселицами и концентрационными лагерями, превратили её в тюрьму народов. Это называется у них «новый порядок». Пусть знают палачи, что им не уйти от ответственности. Разрушим ненавистный «новый порядок», покараем его подлых строителей».

На полуострове о «новом порядке» знали сполна, оплачивая жизнями, а потому боролись, особенно - партизаны и подпольщики, народные мстители. Устраивали диверсии, давали бой, распространяли листовки и нашу газету. «Жители городов и сёл Крыма срывают немецкие плакаты и на их месте мелом и углём пишут «Долой Гитлера!», «Смерть немецким оккупантам!». Немцы беснуются, усиливают террор, но советские патриоты неуловимы». «К партизанам в крымские леса идут новые люди, чтобы с оружием в руках сражаться против Гитлера», - лишь несколько строк из «Красного Крыма», что после оккупации родного края выходил в Сочи; редактор Евгений Степанов в августе 1943-го тоже стал партизаном полуострова, а газету в печать подписывал заместитель Абрам Райчук. В каждом номере - сводка боевых дел партизан и призыв «Истребляйте фашистских гадов».

«Приказ был краток - взорвать мост у пункта Н. (в целях безопасности названия населённых пунктов, фамилии героев не указывались. - Ред.). Группа партизан пробралась в указанный район, но к мосту нельзя было подойти, он усиленно охранялся немцами. Партизаны пошли на хитрость: часть бойцов затеяла перестрелку с охраной, отвлекая фрицев подальше от объекта. В это время другая группа забралась под мост и минировала его. Когда всё было готово, обе группы по условному сигналу отступили. Немецкая охрана, довольная тем, что отогнала партизан, возвратилась к мосту. Раздался взрыв, и фрицы погибли под обломками». «Партизанский отряд напал на группу румынских солдат до 70 человек, советские патриоты истребили 14 румын, остальные обратились в бегство». «Четверо партизан, шедших на боевое задание, у деревни Н. заметили фашистский отряд. Завязался бой. Народные мстители вели дружный огонь из автоматов, умело маскируясь, создали для врага видимость, что их много. Фашисты, неся большие потери, побоялись продолжать бой. Истребив 29 гитлеровцев, партизаны продолжили путь». «19 партизан под командованием товарища Н., направляясь на боевое задание, наткнулись на фашистскую колонну. Приняли бой. Пулемётчик товарищ К. уложил 20 фрицев. Бой продолжался до наступления ночи. Истреблено свыше 50 гитлеровцев». «Группа партизан под командованием товарища Ш. разгромила карательный отряд, захватив трофеи». «10 партизан оказались в окружении против батальона немцев. Два дня продолжался бой. Уже пятеро пали смертью храбрых, оставшиеся в живых продолжали истреблять немецких оккупантов. Свыше 100 гитлеровцев уничтожены. Советские люди до последнего дыхания оставались верными сынами Родины».

Герои и…

Без потерь, увы, не обходилось, печальные заметки почти в каждом номере. «В бою с фашистами пали смертью храбрых партизаны Аппазов (Мамет. - Ред.), Спаи (Константин Павлович), погибли в борьбе за родной, поруганный немцами Крым». «Шёл жестокий бой. Против небольшого отряда партизан фашисты бросили крупное воинское соединение. Пользуясь численным преимуществом, они обошли партизан с фланга. Всё теснее смыкалось вражеское кольцо. «Товарищи, в атаку на немцев, прорвёмся», - крикнула товарищ Ю. и первой бросилась вперёд. Следом за ней ринулись бойцы. Штыком, гранатой, прикладом пробили дорогу партизаны. Отряд вышел из кольца. Не было лишь товарища Ю. Шальная пуля оборвала жизнь героини. <>Она никогда не унывала, даже в самые трудные минуты боя сохраняла спокойствие, бесстрашием и мужеством вызывала восхищение партизан». Имена кого-то из партизан мы можем установить по архивным данным, кого-то - нет. В этом случае, можно предположить, что «комсомолка товарищ Ю. - Клава Юрьева, погибшая летом 1942-го, её могила на Долгоруковской яйле и скала называется Клава, гора Челбаш. Там была застава Зуйского отряда, партизаны сдерживали фашистов во время большой карательной операции. Тридцать часов 24-25 июля 1942-го разведчики Михаил Белодед, Пётр Власюк, Иван Князев, Сейдали Куртсеитов, Виталий Поляков, Яков Сакович, Михаил Соловьёв, Анатолий Шишкин и Клава Юрьева во главе с коман­диром Павлом Володиным и политруком Никитой Бороненко сражались против почти двух батальонов гитлеровцев. Первым поднял друзей в контратаку Никита Бороненко, враг был отбит, но политрук погиб. На следую­щий день, прикрывая группу и израсходовав все патроны, погиб в рукопашной Ураим Юлдашев, погиб пулемётчик Михаил Белодед - его за орудием заменила Клава Юрьева, ей было 18, на фронт в 1941-м не взяли из-за возраста, но девушка, окончив курсы медсестёр, ушла к партизанам, добилась зачисления в разведгруппу. В том бою, когда закончились патроны, подняла в контратаку товарищей - прорыв удался, но героиня погибла. А может, та «комсомолка товарищ Ю.» о ком в 1943-м писала газета, - иная девушка… Уже не узнать, но народные мстители - герои.

Герой - неизвестный нам командир группы Юрий К., о котором написал партизан-орденоносец Г. (будущий художник нашей газеты Эммануил Грабовецкий, с лета 1943-го он вместе с работником типографии Севой Лаганбашевым и редактором Евгением Степановым выпускал партизанскую газету «За Советский Крым»). «Он защищал Одессу. Потом одна из дорог войны привела в партизанский отряд. Командир взвода Юрий К. стал командиром группы партизан. Знак «Отличник РККА» всегда был на его гимнастёрке. Он обучал партизан искусству боя. «Погибни, но приказ выполни», - говорил. В бою с гитлеровцами всегда был впереди. Пуля насмерть сразила пламенного патриота Родины. Мы отомстим за Юру, за кровь и муки всех советских людей, стонущих под игом немецких палачей». Командир группы погиб, выполняя задание по уничтожению колонн гитлеровских автомашин, везших подкрепление на фронт. «Свою жизнь он отдал священному делу освобождения нашей земли от фашистских захватчиков».

Увы, не все были так преданы Родине, в стране находились предатели, немало их было и в Крыму в годы оккупации. И о том тоже писала газета. «Семён Диденко - староста в деревне Бия Сала отбирает у крестьян последний кусок хлеба, он способен на все пакости, лишь бы услужить фашистским хозяевам. Но от возмездия гитлеровским бандитам и их прихвостням не уйти». «Абляким Дайко из деревни Суук-Су, желая выслужиться перед фашистами, привел их в район партизанского расположения. Народные мстители приняли бой. А позже захватили предателя, партизанский суд приговорил его к расстрелу». И об изменниках Родины, приговорённых военными трибуналами к расстрелу за преступления в Краснодаре и Харькове, писали…

Но всё же патриотов было больше - залог тому наша Великая Победа. Это нельзя забывать, чтобы не повторилось. Мы, нынешние, живём благодаря тем павшим, за них живём. И помнить должны. В следующих выпусках рубрики продолжим вспоминать, что писала наша газета 80 лет назад, в год, переломивший окончательно ход Великой Отечественной.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.