Полуостров Первого

14 Март 2023 1231
И наша газета рассказала о полёте.
И наша газета рассказала о полёте.

Знаменитое «Поехали!», улыбка, любовь миллионов, трагическая гибель и память в названиях и монументах - земной путь в 34 года и космическая Вечность. 9 марта Юрию Гагарину исполнилось бы 89, а 27-го - 55 лет его гибели.

К звёздам

В Крым он приехал летом 1960-го - член отряда космонавтов. И у нас основательно начался для него и товарищей путь к звёздам. «Дорога в Космос» - так 27-летний Юрий Гагарин назвал книгу, написанную при поддержке журналистов Николая Николаевича Денисова, Сергея Александровича Борзенко (участника Керченско-Эльтигенского десанта, получившего за него Золотую Звезду Героя) и стенографистки Вероники Ивановой.

Третий ребёнок в семье плотника Алексея Ивановича и работницы молочной фермы Анны Тимофеевны родился 9 марта 1934-го (старшие - Валентин и Зоя, младший - Борис) в селе Клушино на Смоленщине. Дедушек-бабушек мальчик знал по рассказам: отцовские - Анастасия Степановна и Иван Фёдорович из крестьян, первый дед плотничал, а материнские - Анна Егоровна и Тимофей Матвеевич из рабочих, второй дед - трудился в Санкт-Петербурге на заводе промышленника Алексея Ивановича Путилова. Кстати, Юрий вначале тоже стал литейщиком, но это позже, а в школу он поступил в 1941-м. Проучились менее полутора месяцев, затем выживали в оккупации, старших детей гитлеровцы угнали на работы в Германию, но они бежали, воевали до Победы. После освобождения, в апреле 1943-го, на фронт ушёл и Алексей Иванович, но оставлен при госпитале в Гжатске (ныне Гагарин, куда перебралась и семья). В памяти будущего космонавта осталось, как с другими женщинами бежала Анна Тимофеевна за машиной, увозящей старших; как фашист, разместившийся в их доме, повесил малыша Борю - чудом спасли… И как детвора разбрасывала на дорогах осколки, чтобы прокалывались шины вражес­кого транспорта. И три «авиа­ционных» дня запомнились. До оккупации впервые увидел самолёты с красными звёздами на крыльях, один пострадал в бою, но лётчик дотянул машину; второй лётчик не бросил друга, приземлился неподалёку, переждав ночь, они улетели. А имени ещё одного лётчика, направившего горящий самолёт на колонну фашистов, жители села не узнали. Только повторяли, «Как Гастелло!» (34-летний Николай Францевич Гастелло погиб 26 июня 1941-го). Сегодня, основываясь на данных портала Память народа и документах Центрального архива Министерства обороны, мы можем предположить, что это был 36-летний Сергей Павлович Мироненко, капитан 224-го штурмового авиаполка, «не вернувшийся с задания в районе Гжатск-Клушино» 12 августа 1942-го, в Чкаловской (Оренбургской) области его ждала жена Татьяна Ивановна Гришко. Или же 27-летний Михаил Митрофанович Медведев, лейтенант 671-го штурмового авиаполка, не вернувшийся с задания в тех же местах 1 августа 1942-го, в Омске его ждала жена Александра Фёдоровна…

В третий раз маленький Юра увидел самолёт, сбросивший над полем листовки, а в них - весть о победе в Сталинградской битве! Через два месяца Красная Армия и партизаны освободили и их село, мальчик вернулся в школу. И с теплом вспоминал любимых учителей - Ксению Герасимовну Филиппову, Нину Васильевну Лебедеву, Нину Васильевну Рузанову, мастера училища Николая Петровича Кривова, да дядей Павла и Савелия, немало сделавших для воспитания парня. У дяди Савелия Ивановича он и жил, поступив после шестилетки в Люберецкое ремесленное училище и вечернюю школу, которые окончил с отличием, затем литейное отделение Саратовского техникума. И аэроклуб, оконченный с отличием, и военное авиаучилище имени Климента Ефремовича Ворошилова в Чкалове (в честь лётчика Валерия Павловича Чкалова, позже - Оренбург), куда, на курс лётчика Ядгара Шакировича Акбулатова, направили парня после призыва в армию. Службу продолжил в авиаполку ВВС Северного флота в Мурманской облас­ти, оттуда подал рапорт с просьбой зачислить в отряд космонавтов.

«Восток» и МиГ

Решение об освоении космоса руководство страны во главе с Никитой Сергеевичем Хрущёвым приняло в начале 1959-го, а через год главком ВВС Константин Андреевич Вершинин подписал приказ о создании спецчасти (позже Центра подготовки космонавтов ВВС). Вначале в группе было 20 человек, к январю 1961-го осталось шестеро - Григорий Нелюбов, Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Сначала тренировки в подмосковном Жуковском, а к лету 1960-го будущие космонавты перебрались в Крым, место, любимое генеральным космическим конструктором Сергеем Павловичем Королёвым. Из Евпаторийского центра позже много лет управляли полётами космических кораблей, а для начала будущие покорители Вселенной тренировались в Феодосии. Юрий Алексеевич вспоминал, что на полигоне Чауда и на море «тренировал Николай Константинович Никитин - заслуженный мастер спорта, обладатель нескольких мировых рекордов. Он многому научил: как оставлять самолёт, управлять телом во время свободного падения, определять расстояние до земли, приземляться и приводняться». А Иван Алексеевич Юдин, испытатель Феодосийского филиала Института имени Валерия Чкалова, испытывал снаряжение и системы жизнеобеспечения перед полётом первого космонавта.

Наш читатель Евгений Егоров, служивший тогда борттехником 986-го отдельного авиаполка спецназначения авиации ВМФ, вспоминал, как летом 1960-го на аэродроме Кировское приземлился самолёт Ил-14, на стоянке он оказался рядом с Ли-2, на котором он тогда служил.
«С самолёта спустилась группа старших лейтенантов авиации сухопутных войск. Все они были невысокого роста (подбирали, чтобы поместились в космический корабль. - Ред.). Среди них была женщина. Как потом выяснилось - Марина Лаврентьевна Попович, единственная в мире женщина лётчик-инженер. Прибывшие уехали в штаб полка, а ко мне подошёл бортмеханик прилетевшего самолёта». Они разговорились, наш земляк поинтересовался, кто прилетел. «Будущие покорители космоса», - услышал в ответ. «В эскадрилье был Ил-12, борттехниками были наши Георгий Кочетов и Владимир Бабин, на этой машине и совершали тренировочные вылеты будущие космонавты. А ещё сдружились, особенно Андриян Николаев, со стрелками-радистами полка Борисом Залудиновым, Николаем Сергеевым, Фёдором Шишковым и Василием Ворошиловым». Потом было 12 апреля 1961 года и 108 минут вокруг Земли. Космический корабль «Восток» приземлился неподалёку от деревни Смеловка Саратовской области. Юрий Гагарин катапультировался на парашюте с высоты семь тысяч метров, благодаря феодосийским тренировкам смог, управляя стропами, приземлиться в двух километрах от берега Волги, по которой шёл ледоход. Первыми увидели космонавта жена лесника Анна Тахтарова и её внучка Рита. Потом к кораблю прибыла санмашина из воинского подразделения, строившего там ракетный полигон. Другой наш читатель Борис Подопригоров, служивший там фельд­шером, вспоминал, как подъехали и увидели шар-кабину, а самого Юрия Гагарина ветром отнесло далеко.

После полёта Юрий Гагарин бывал на полуострове часто, в августе 1961-го он приехал в Форос со вторым в истории планеты космонавтом Германом Степановичем Титовым и руководителем Центра подготовки Николаем Петровичем Каманиным. Потом Евпатория, «Артек», Севастополь, Ялта, Симферополь… Как рассказывал офицер Военно-космических сил СССР Олег Родивилов, последний день рождения Юрий Гагарин отпраздновал в Евпатории, где находился с группой космонавтов, готовившихся к облёту Луны, ждали возвращения беспилотного корабля «Зонд». «Местные кондитеры подарили торт в форме книги с надписью «Дневник космонавта». 10 марта вылетел с Сакского военного аэродрома в Москву, а через 17 дней погиб».

Он и комполка, фронтовик 46-летний Владимир Сергеевич Серёгин, два Героя Советского Союза, погибли 27 марта 1968-го у деревни Новосёлково Владимирской области, возвращаясь пос­ле тренировочного полёта. МиГ-15 УТИ, как рассказывал десять лет назад космонавт Алексей Архипович Леонов, попал в возмущённый поток сверхзвукового истребителя. Им не хватило пары секунд, чтобы вывести машину, она ударилась о землю. Урны с прахом захоронены в Кремлёвской стене, неподалёку от Валерия Чкалова, также погибшего при испытаниях, - человека, вдохновившего их стать лётчиками.

Имя Юрия Гагарина в Крыму носят улицы, аллеи и парки, несколько памятников есть на полуострове, в «Артеке» и на Малаховом кургане растут посаженные им деревья… О том, как отреагировали крымчане на первый полёт, что о том писала наша газета - в следую­щем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.