«И на Тихом океане свой закончили поход...»

Сегодня в 00:21 270
Моряки Амурской военной флотилии и китайцы, спасённые от 8-летней японской оккупации.
Моряки Амурской военной флотилии и китайцы, спасённые от 8-летней японской оккупации. Фото из открытого источника.

Эти строки из песни болеее чем столетней давности Петра Парфёнова (поздняя редакция Сергея Алымова) и Дмитрия Покрасса - об иной войне, самой страшной, что может быть в стране, гражданской, когда бывшие товарищи, родня даже, выступают друг против друга, за идею ли, за иное. Помните, «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперёд,/ Чтобы с боем взять Приморье, Белой армии оплот». Дивизия - партизанская, красноармейская. Спустя десятилетия строки об «окончании похода на Тихом океане» стали использовать и в разговорах о другой войне - советско-японской, 25-дневных сражениях наших бойцов с японскими милитаристами, завершении Второй мировой. В истории нашей державы XX века войн со Страной восходящего солнца было две: ещё Российской империи, более полутора лет в 1904-1905-м, и Советского Союза, 25 дней в 1945-м. Первую, начатую японцами внезапно, мы, увы, проиграли, потеряв, по разным данным, до 90 тысяч воинов и часть территории. Во второй - победили, ценой более 12 тысяч погибших солдат, но вернули Родине ранее утраченные регионы. Во второй раз наша страна вступила в войну с Японией первой, на упреждение, и чтобы помочь иным странам - союзникам тогда: товарищи по антигитлеровской коалиции США и Великобритания, а также Китай не могли справиться с нарастающей японской агрессией. И нашу страну, ещё не оправившуюся от Великой Отечественной, битвы с немецкими фашистами и их сторонниками, облетела новая весть: «С 9 августа Советский Союз считает себя в состоянии войны с Японией». О том, что тому предшествовало, напомнил наш постоянный читатель, кандидат исторических наук полковник в отставке Юрий Туляков.

Неизбежное отодвинуть

С разгромом фашистской Германии и её соратников 9 мая 1945-го завершилась Великая Отечественная война, которую СССР вёл с экономической, а иногда и военной поддержкой своих союзников, с 22 июня 1941-го, а вот Вторая мировая, что шла в мире с 1 сентября 1939-го, продолжалась - ведь на Востоке была милитаристская Япония. И неизбежность войны с ней понимали ещё с 1938-го, столкновений на озере Хасан, на Халхин-Голе, даже Дальневосточный фронт у СССР появился в июле 1940-го.

- Стремясь не допустить одновременно двух ударов, советское руководство 13 апреля 1941-го подписало с  Японией пакт о нейтралитете, по которому ни одна из стран не должна была вмешиваться в войну, ведущуюся одной из сторон - японцы начали воевать с США и Великобританией, а СССР вскоре подвергся германскому нападению. Но мощная военная группировка у нашей страны на Дальнем Востоке сохранялась, - рассказывает Юрий Тихонович. - Только осенью 1941-го, после доклада разведчика Рихарда Зорге, что Япония пока не вступит в войну с СССР, часть сил с Дальневосточного направления переброшена на Москву, бойцы внесли заметный вклад в победу у стен столицы. А вот англо-американская коалиция, вступив в войну с Японией, успехов добиться не смогла, по стратегическому плану их завершение боевых действий предполагалось не ранее конца 1946-го. Поэтому уже на Тегеранской конференции в конце 1943-го Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль пытались убедить Иосифа Сталина немедленно вступить в войну с Японией. Но мудрый советский лидер отвечал, что возможно это лишь после разгрома Германии. И на Крымской конференции в феврале 1945-го Иосиф Виссарионович это вновь подтвердил, пообещав включиться в войну с Японией после разгрома фашистов в Германии и в обмен на «обещание союзников вернуть нам Южный Сахалин, захваченный японцами после войны 1905 года, и Курильские острова». Англо-американцы были согласны, ведь в инструкции делегации США прямо говорилось: «Мы должны иметь поддержку Советского Союза для разгрома Германии. Мы отчаянно нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией». Генерал Джордж Маршалл, представитель США,  при правительстве китайского лидера Чан Кайши (часть территории Китая Япония оккупировала с 1937-го), писал: «Важность вступления России в войну заключается в том, что оно может послужить решающей акцией, которая вынудит Японию капитулировать».

Слово сдержали

«Вступить» СССР обещал через три месяца после окончания боёв в Европе, уже в апреле был расторгнут пакт о нейтралитете. 

«С 9 августа СССР считает себя в состоянии войны с Японией». В отличие от противников наша держава всегда предупреждала о начале войны. Восемьдесят лет назад, 8 августа 1945-го, нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов принял японского посла гос­подина Сато и сделал ему от имени советского правительства заявление для передачи правительству Японии: «После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая всё ещё стоит за продолжение войны. Требование трёх держав - Соединённых Штатов Америки, Великобритании и Китая о безоговорочной капитуляции японских вооружённых сил было отклонено Японией. Тем самым предложение японского правительства Советскому Сою­зу о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет всякую почву. Учитывая отказ японии капитулировать, союзники обратились к советскому правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем самым сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира. Верное своему союзническому долгу, советское правительство приняло предложение. Советское правительство считает, что такая его политика является единственным средством, способным приблизить наступление мира,  освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому народу избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после её отказа от безоговорочной капитуляции. С 9 августа Советский Союз считает себя в состоянии войны с Японией». Это же заявление наш посол в Токио Яков Малик передал японскому правительству. А Вячеслав Молотов встретился в Москве с послом Великобритании Кларком Керром Арчибальдом, послом США Уильямом Авереллом Гарриманом и Китая - Фу Бинчаном. Как писали газеты,  «они выразили удовлетворение заявлением советского правительства».

- За три месяца, что отделяли нашу Родину от одной победы до другой войны, - продолжает историк, - проведена колоссальная работа, соединения и части с территории Германии и Чехо­словакии эшелонами, через всю страну, отправлялись на Дальний Восток, где была сформирована Дальневосточная ставка во главе с Александром Василевским, одним из освободителей Крыма от фашистов. Созданы три фронта: Забайкальский под командованием Ро­диона Малиновского, 1-й Дальневос­точный Кирилла Мерецкова, 2-й Дальневосточный Максима Пуркаева, с ними взаимодейст­вовал и Тихоокеанский флот Ивана Юмашева (Курильский десант) и войска Монгольской народной-революционной армии Хорлогийна Чойбалсана (Монголия объявила войну Японии 10 августа). Противостояла им японская Квантунская армия Отодзо Ямады. Жестокие бои начались 9 августа 1945-го. И сводки Совинформбюро от Юрия Левитана: «На Дальнем Востоке советские войска с утра 9 августа пересекли на широком фронте границы Маньчжурии в Приморье, в районе Хабаровска и в Забайкалье. В Приморье наши войска, сломив сильное сопротивление противника, прорвали железобетонную оборонительную полосу японцев и в течение дня продвинулись до 15 километров. В районе Хабаровска наши войска на ряде участков с боем форсировали реки Амур и Уссури, заняв при этом город Фуюань и несколько других населённых пунктов. В Забайкалье наши войска, преодолев ожесточённое сопротивление противника, штурмом овладели маньчжуро-чжалайнурским укреплённым районом японцев и заняли города Маньчжурия и Чжалайнур». И отчаяное мужество с обеих сторон, как и наши солдаты, японцы, самураи, смертники сражались смело и до последнего.

- Сходящиеся удары трёх фронтов разорвали группировку противника на части, Квантунская армия прекратила существование, - говорит Юрий Туляков. - Отрадно, что ударной силой наших сухопутных войск была родная для меня 6-я гвардейская танковая армия дважды Героя Советского Союза Андрея Кравченко. 2 сентября 1945-го на борту американского линкора «Миссури» подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии, от нашей страны его подписал разведчик Кузьма Деревянко. Но сложился дипломатический парадокс: фактически Вторая мировая завершена, а юридически последняя точка не поставлена - дипломатические отношения СССР и Японии восстановили в 1965-м, а вот мирного договора между нашими странами так и нет. И вообще, скажем откровенно, дата Победы над Японией и окончания Второй мировой десятилетиями отмечалась довольно вяло (даже официально памятная дата 3 сентября в нашей стране установлена лишь в 2023-м), но в этом году инициатором торжеств в первые дни сентября станет Китай, а наибольшее мировое внимание привлечёт возможная встреча лидеров Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

А 80 лет назад, Иосиф Сталин, говоря о капитуляции Японии, отмечал: «Мы победили. Отныне мы можем считать нашу Отчизну избавленной от угрозы немецкого нашествия на западе и японского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для народов всего мира». Помним.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.