Читайте договор и задавайте вопросы

1 Ноябрь 2024 542

В номере «Крымской правды» за 25 октября этого года мы начали рассказывать о мисселинге. Так называют случаи, когда вас намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать не тот товар или услугу, за которыми вы пришли изначально и которые вам нужны на самом деле. При обращении в кредитные организации или финансовые учреждения это грозит порой немалыми потерями денежных средств, нервов и времени. Во избежание таких ситуаций совместно с проектом Банка России «Финансовая культура» изучаем, как их избежать.

Как не поддаться на уговоры

Совет всегда один - внимательно читайте договор, перед тем как его подписать. Сам договор и приложения к нему могут насчитывать 10-30 страниц, поэтому в офисе банка тщательно проштудировать его практически невозможно. Но когда речь идёт о деньгах, не стоит торопиться. Попросите сотрудников распечатать или переслать вам договор и внимательно изучите его дома.

Особое внимание стоит уделить следующим вопросам:

1. С кем именно вы заключаете договор (а значит, с кем вам придётся иметь дело в будущем) - с самим банком или с другой организацией?

2. Попадают ли ваши деньги в государственную систему страхования вкладов?

3. Гарантируется ли доходность по вашим вложениям и какая? Если высокая прибыль - лишь обещание на словах, то где посмотреть статистику доходности за предыдущие кварталы и годы? Будут ли у вас вычитать какие-то комиссии?

4. На какой срок вы заключаете договор? Что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше? Сколько денег вам вернут?

Если в договоре нет ответа на эти вопросы или что-то остаётся неясным, не стесняйтесь уточнить информацию у менеджера. Задавайте вопросы и требуйте разъяснений, пока всё не станет понятно. Верить словам тоже не стоит, попросите показать эти пункты в договоре или других документах. Лучше выглядеть занудой, чем потерять свои сбережения.

Это нарушение закона?

Формально мисселинг не является нарушением закона, но тем не менее его считают недобросовестной практикой. По закону о защите прав потребителей, человек должен получить полную информацию о товаре или услуге перед их покупкой. Это позволит ему принять взвешенное решение.

Все особенности финансовых продуктов обычно указываются в договорах. А перед продажей сложных инвестиционных инструментов банк также даёт клиенту на подпись специальную памятку, в которой перечисляются рис­ки. Но довольно часто люди ставят галочки и визируют документы не глядя, веря на слово продавцу. А если человек поставил свою подпись под договором, получается, что он изучил все условия, ознакомился с рисками и готов их принять. В таком случае будет очень непросто доказать, что его ввели в заблуждение.

Как защититься?

Главное и самое эффективное средство - всегда внимательно изучайте договор и приложения к нему. Подписывайте документы только в том случае, если все пункты вам понятны и не вызывают вопросов.

Помните, что код из СМС может стать аналогом вашей личной подписи. Если сотрудник банка просит назвать цифры из сообщения, не говорите их сразу. Сначала проверьте, для чего именно нужен этот код.

Если вам навязали покупку страховки или вы просто поняли, что она не нужна, можно отказаться от полиса и вернуть свои деньги. Главное - успеть это сделать в период охлаждения. Если вы оплатили полис инвестиционного или накопительного страхования сразу, то это 30 дней с момента его покупки. Когда договор предусматривает регулярные взносы, период охлаждения длится, пока вы не внесёте третий платёж. Но если вы вложите в страховку 1,5 млн. рублей или больше, то срок сокращается до 14 дней - независимо от того, как вы будете её оплачивать.

Мария ЯКОВЕНКО.