Добровести разных лет
«Мужество - первое из человеческих качеств, потому что это качество, которое гарантирует все остальные». Так говорил мудрый англичанин Уинстон Черчилль, премьер Великобритании, одной из союзников нашей страны в битве с фашизмом в Великую Отечественную. Тогда, на фронте, в тылу, в оккупации, миг за мигом советские люди доказывали своё мужество в стремлении к Победе. Выстоять, не потерять уверенность, помогали добровести. Они были в сообщениях о прорыве на фронтах, в боевых операциях подпольщиков и партизан, в работе тружеников тыла, в робких улыбках и мыслях выживавших в оккупации. Мы продолжаем перелистывать архивные страницы газеты, вспоминая-узнавая, какие добровести в трудные годы войны крепили веру, дарили надежду, берегли любовь и помогали мудростью. 1944-й - год спасения полуострова от фашистов, окончательного разгрома здесь врага.
В правде - сила
Это точно знали наши первые редакторы, создававшие в 1918-м «Таврическую правду», - Наталья Александрова, Орион Алексакис, Владимир Басенко, Юрий Гавен, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов, Виктор Шаталов и Георгий Яковенко. И иные коллеги это знали, создававшие уже «Таврический (Крымский) коммунист» Семёна Мирного, в 1919-м, а с 1920-го - «Красный Крым» тогда Юрия Гавена, Матвея Мартолина, Павла Новицкого, Дмитрия Ульянова и Якова Френкеля. Ту силу чувствовали и коллеги, что создавали газету в Великую Отечественную, ведь ни на день не прекращался тогда выход «Красного Крыма», редактором был Евгений Степанов, когда же он был партизаном на полуострове, то в эвакуации номера в печать подписывал Абрам Райчук. Под бомбёжками и артобстрелами нашей газетой тогда пройден боевой путь: 1941-й Симферополь, - 1941-1942-й Севастополь, Керчь, - 1942-1944-й Сочи, - с 13 апреля 1944-го Симферополь. Мужественные лётчики часто в годы оккупации полуострова доставляли номера в Крым - партизанам, а от них подпольщикам, листовками на зданиях в городах и сёлах. Впрочем, даже во временную оккупацию Крыма здесь издавали газеты - наши коллеги, партизаны и подпольщики. «Крымский партизан», увы, погибших Георгия Кокушинского и Ефима Певзнера из Бахчисарайского отряда. «Крымская правда» Михаила Соханя и фронтовика Андрея Казанцева, вначале подпольщиков, потом партизан из 10-го ялтинского отряда. «За Советский Крым» Евгения Степанова, Эммануила Грабовецкого, Всеволода (Сергея) Лаганбашева и, увы, погибшего Александра Стогния из 1-й бригады Северного соединения.
С 1952-го, когда редактором газеты был Михаил Курьянов, она называется «Крымская правда». И тогдашние коллеги, «крымскоправдинцы», и нынешний коллектив, знают и помнят, что в правде сила народа, страны, в правде и единстве. Многие наши коллеги жизнями за то заплатили, мы помним их и стараемся не подводить, чтобы и читатели знали и верили, в чём сила народа и страны. И, конечно, мы тоже стараемся хоть иногда публиковать добровести, помогающие, ведущие. А ещё помним, что в войну, с 1943-го, с нашего первого парада Победы в Сталинграде, с Курской битвы и сражения под Прохоровкой, добровестей стало больше - мы наступали в ту войну, как и всегда, освобождая мир от фашизма.
Наш фронт
Кстати, тогда в мире это ценили, во всяком случае, не выказывали недовольства, за помощь благодарили и памятники нашим павшим воинам ставили, а сейчас уничтожают. Той же Великобританией в войну руководили уважавшие мужество советских людей король Георг VI и премьер Уинстон Черчилль, а теперь поведение официального Лондона по отношению к нашей стране назвать уважительным, дружеским, союзническим нельзя даже с натяжкой. Но в Великую Отечественную британцы и американцы (тоже уже далеко не союзники, как при Франклине Рузвельте), хоть и не торопились с открытием второго фронта, но всё же помогали в нашей борьбе с фашизмом. И появлялись в газетах Советского Союза отклики иностранцев на бесстрашие и силу защитников Севастополя, Ленинграда, Сталинграда, а 11 февраля 1944-го «Красный Крым» опубликовал добровесть о вручении почётного меча защитникам Сталинграда - дара короля Великобритании Георга Шестого в ознаменование героической обороны города. Первую годовщину победы в Сталинградской битве отмечали 2 февраля 1944-го, от имени председателя Совнаркома Иосифа Сталина меч делегации граждан Сталинграда передал маршал Советского Союза Семён Будённый. На клинке меча, хранящегося сейчас в музее города-героя, на русском и английском языках выгравировано: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, - от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».
Крепкими, отчаянными в борьбе, патриотами были не только в городе на Волге - большинство в стране такие - мужественные герои боя и труда. И ещё одна добровесть о том за февраль восьмидесятилетней давности: о переправе, боях на Керченском полуострове, расширении плацдармов для грядущего освобождения Крыма. «В любую погоду бесстрашные моряки-черноморцы доставляют подкрепление советским бойцам, сражающимся на Керченском полуострове. «Переправа - это фронт!» - говорят моряки. 150 рейсов через Керченский пролив совершил на своём тендере старшина первой статьи Диденко. Сотни тонн боевого груза, тысячи бойцов переправил он на крымский берег. Однажды в штормовую погоду во время рейса на винт навернуло проволоку. Диденко нырнул в ледяную воду и освободил винт… Тендер старшины Ивасюка подходил к берегу. Три дзота противника обстреливали судно. Тендер с полного хода подошёл к молу. Закреплять концы было некогда. Старший краснофлотец Иван Довбня схватился руками за выступ мола. Судно тянуло назад, но краснофлотец напрягал все силы и не отрывал рук. Десантники становились на его спину и по ней, как по сходне, перебирались на землю и вступали в бой с врагом». Сила и мужество, потому как правда за нами, «наше дело правое».
В военном архиве мы нашли немного данных о героях публикации. Андрею Терентьевичу Диденко из Запорожской области тогда было 46, до боёв за Крым у него уже была медаль «За оборону Ленинграда». «Участвуя в десантной операции на Крымский берег 10 января 1944-го, несмотря на шторм, сильный огонь и бомбёжку авиации противника, довёл тендер к месту высадки, благополучно высадил десант и возвратился своим ходом, без потерь в свою базу». Командир дивизиона тендеров Азовской военной флотилии капитан-лейтенант Кондратий Спиридонович Иващенко представлял тогда старшину к ордену Отечественной войны второй степени. Через пару месяцев представление к медали «За боевые заслуги»: «Участвуя уже в третьей десантной операции в Крым, проявил себя чрезвычайно смелым и находчивым. Во время высадки десанта вёл огонь по противнику из автомата, обеспечив высадку десанта без потерь». Сохранился в Центральном военном архиве и наградной лист за март 1944-го - представление к ордену «Красной Звезды», за «высадку десанта быстро и без потерь в указанном месте», вновь прикрытие бойцов из автомата. Только вот данных о награждении этим орденом нет. Увы, не удалось найти и иных данных о судьбе моряка, но интернет на запрос по имени и фамилии выдал других героев Отечества: павшего в Первую мировую, 1 июня 1915-го, Андрея Терентьевича Диденко из Подольской губернии, оставленного на поле боя, и 20-летнего Андрея Диденко, погибшего 11 марта 2022-го на Донбассе.
У указанного в материале «Красного Крыма» 22-летнего старшины той же военной флотилии Алексея Михайловича Ивасюка из Грузинской ССР, за Крым точно ордена Красной Звезды и Красного Знамени, возможно, ещё Отечественной войны второй степени, наградной на который сохранился архиве: «высадка десанта в указанном месте, без потерь». О дальнейшей судьбе моряка ничего, увы, не знаем. Зато удалось выяснить, что того сильного краснофлотца звали не Иван Довбня, а Фёдор (случались ошибки в материалах). Краснофлотец Иван Максимович Довбня без вести пропал, защищая Севастополь в 1942-м, а 23-летний краснофлотец Фёдор Васильевич Довбня с Полтавщины до Победы точно дожил, к её 40-летию награждён орденом Отечественной войны второй степени. А за десанты в Крым рулевой награждён орденом Красной Звезды (представляли к ордену Красного Знамени): «в десантной операции с 22 на 23 января 1944-го вёл себя по-геройски. Когда тендер у Широкого мола затянулся в проволоке, товарищ Довбня прыгнул по шею в воду и освободил тендер от проволоки, ввёл его в строй. Под сильным огнём противника товарищ Довбня спас из воды раненого командира (Алексея Ивасюка. - Ред.). Во время высадки десанта на берег товарищ Довбня лёг между тендером и берегом спиной вверх и через себя пропустил весь десант на берег. Тендер сделал два рейса»…
Мужество, сила правды, единство народов и вера в Победу помогли нашему, советскому, народу выстоять в ту войну. И подарить стране и миру добровесть о Победе. Помним!