Эти говорливые «партнёры»

Сегодня в 00:15 128
Рисунок Эдуарда Кулиша.

Во времена Карибского кризиса «неформальные» контакты между Вашингтоном и Москвой позволили предотвратить Третью мировую войну в ядерном исполнении. Сегодня прямые телефонные переговоры двух лидеров служат фактически той же цели. И 47-й президент США при всех своих личных качествах это хорошо понимает. А если учесть, что в начале 60-х годов прошлого века американские запасы ядерных боеголовок кратно превышали советские, а теперь преимущество, мягко говоря, не на их стороне, стремление Дональда Трампа к таким контактам вполне объяснимо. А что же Европа? Европейцы надувают щёки и по-прежнему смотрят на всех с высокомерной брезгливостью, но в неотвратимо сменяющем Paх Americana многополярном мире отдельного полюса для них не предусмотрено. И уже сейчас им не находится места за столом переговоров о будущем мироустройстве. Вот они и скандалят в приёмной.

Особенности телефонной дипломатии

1 июля президент Франции после долгого перерыва дозвонился-таки в Кремль.

«Главы государств подробно обсудили ситуацию на Ближнем Востоке в контексте ирано-израильской конфронтации и американских ударов по иранским ядерным объектам. Владимир Путин и Эммануэль Макрон отметили особую ответственность России и Франции как постоянных членов СБ ООН в поддержании мира и безопасности, в том числе в Ближневосточном регионе, а также в сохранении глобального режима ядерного нераспространения. В связи с этим подчёркнута важность уважения законного права Тегерана на развитие мирного атома и продолжения выполнения им обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия, включая сотрудничество с МАГАТЭ. Лидеры высказались за то, чтобы урегулирование кризиса вокруг иранской ядерной программы, как и разрешение других противоречий на пространстве Ближнего Востока, было достигнуто исключительно политико-дипломатичес­кими средствами, - сообщила пресс-служба Кремля. - При рассмотрении ситуации вокруг Украины Владимир Путин напомнил, что украинский конфликт - это прямое следствие политики западных государств, которые на протяжении многих лет игнорировали интересы безопасности России, создавали на Украине антироссийский плацдарм, потворствовали нарушениям прав русскоязычных жителей, а теперь ведут линию на затягивание боевых действий, осуществляя подпитку киевского режима различными современными вооружениями». То есть, Москва от своих позиций не отходит, а вот что же спо­двигло говорливого галльского петушка снова потянуться к телефонной трубке - впервые после сентября 2022-го?

«Франция, традиционно политически и экономически присутствовавшая в Восточном Средиземноморье (и даже, по различным экспертным оценкам, помогавшая Израилю создавать якобы не существующее у него ядерное оружие), может потерять остатки влияния. Особенно если дестабилизация пойдёт по сценарию, естественным элементом которого будет развал Ирана по национально-религиозному признаку. Что также не устраивает ни Францию, ни Европу в целом, длительное время пытавшихся выстраивать партнёрские экономические отношения с Ираном. Хотя в реальности наиболее горящий вопрос для ЕС - тема Украины. Для Макрона, что бы он ни говорил публично, не является секретом военная ситуация и политическое состоя­ние киевского режима. Европа в целом и Франция в частности сделали стратегическую ставку на сохранение Украины как инструмента против России. Но конкретно сейчас выживание этого геополитического актива становится всё более проблематичным. И для европейцев в условиях, когда Дональд Трамп открыто демонстрирует своё желание превратить ситуацию в чисто европейскую войну, крайне важна некая «мирная передышка» на данном направлении. Так что во многом разговор российского президента с Макроном является побочным результатом недавнего саммита НАТО в Гааге. Проблема в том, что вряд ли французский лидер сейчас может что-то предложить Москве именно по Украине, кроме политических деклараций», - считает политолог, профессор Института медиа НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев.

3 июля состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Дональдом Трампом. Нынешний постоялец Белого дома, в отличие от предшественника, любит звонить в Москву.

«Дональд Трамп начал с того, что проинформировал об успешном прохождении в Конгрессе США флагманского законопроекта администрации о реформе в налоговой, миграционной и энергетической сферах. Сам Трамп называет этот законопроект большим красивым биллем. Владимир Путин пожелал Дональду Трампу успехов в осуществлении намеченных преобразований и, конечно, поздравил с отмечаемым завтра национальным праздником Соединённых Штатов - Днём независимости, - сообщил помощник президента России Юрий Ушаков. - Весьма обстоятельно обсуждена ситуация вокруг Ирана и на Ближнем Востоке в целом. С российской стороны подчёркнута важность урегулирования всех спорных вопросов, разногласий и конфликтных ситуаций исключительно политико-дипломатическими средствами. Условлено продолжать контакты на этот счёт по линии внешнеполитических ведомств, министерств обороны и между помощниками президентов. Затрагивалось также последнее развитие событий в Сирии, и на этом направлении российская и американская стороны аналогичным образом будут продолжать диалог. Естественно, обсуждалась украинская проблематика. Дональд Трамп вновь ставил вопрос о скорейшем прекращении военных действий. Владимир Путин со своей стороны отметил, что мы продолжаем искать политичес­кое переговорное решение конфликта. Он проинформировал о ходе реализации договорённос­тей гуманитарного характера, которые были достигнуты на втором раунде прямых российско-украинских контактов в Стамбуле. Он также отметил готовность российской стороны продолжить переговорный процесс. Наш президент также сказал, что Россия будет добиваться поставленных целей, то есть устранения всем известных первопричин, приведших к нынешнему положению дел, к нынешней острой конфронтации. От этих целей Россия не отступится».

В целом неплохо поговорили, обсудили даже возможность обмена кинопродукцией, продвигающей традиционные ценности и ряд бизнес-идей. На фоне сокращения американских военных поставок «незалежной» по ряду чувствительных направлений. 

Фиксация убытков

США не уходят с украинского фронта, но секвестируют свои расходы на незалежников.

«Крупнейший американский инвестфонд BlackRock закрывает свой проект поиска инвесторов для вложений в экономику Украи­ны. Формальной причиной является отсутствие интереса на рынке к украинским активам, - отмечает американист Малек Дудаков. - BlackRock в 2024 году стал официальным советником Киева, но спустя год старается зафиксировать убытки и отказаться от токсичных активов. Изначально фонд планировал поднять минимум 500 миллионов долларов инвестиций от западных правительств и 2 миллиарда долларов от частников. Под эти капиталы можно было бы ещё выпустить бонды миллиардов на 15. Однако даже такие суммы собрать не удалось. Интерес не проявили ни европейские страны вроде Италии, Германии и Польши, ни инвестфонды из Британии и монархий Залива. В Европе сейчас усиливаются антиукраинские настроения, поэтому тема выделения средств Киеву становится токсичной. Да и есть сомнения, что инвестиции отобьются на фоне провалов ВСУ на фронте. К тому же политический климат серьёзно поменялся в США после инаугурации Трампа».

Миллиардные убытки фонда, управляющего активами в 11 трлн. долларов, по мнению специалиста, «в общем-то кап­ля в море».

Политолог Ростислав Ищенко считает, что США в настоящее время уже не способны участ­вовать в нескольких военных конфликтах средней и высокой интенсивности, а потому вынуждены выходить из украинского и ближневос­точного конфликтов, чтобы перераспределить ресурсы для запланированного противостояния с Китаем. Однако план «большой европейской войны», предусматривающий очередной поход Запада на Россию, не отменён, а лишь откорректирован.

«По идее, после того как Москва однозначно и окончательно отказалась от всех вариантов промежуточного мира, не фиксирующих нужные ей геополитические изменения, надо было ожидать от США перехода к конфронтационной политике (такова их традиция). Но внезапно Трамп начал буквально сдавать Украи­ну, заявив о прекращении поставок Киеву самых необходимых ему видов оружия. Можем сделать однозначный вывод: США окончательно перенапряглись и вынуждены бросать украинский плацдарм без какой-либо компенсации и без гарантии своего возвращения в будущем, - считает эксперт. - Но не всё так благостно, как может показаться из этой констатации. США бросают Украину, зная, что за ней стоит мощный русофобский европейский рубеж. Может быть, Британии и не удастся организовать нам войну на Балтике с членами НАТО и ЕС, хоть она эту идею пока и не оставила. Но даже в условиях относительного мира Европа будет сохранять умеренную, но очевидную враждебность. При этом ей будет всё равно, останется ли что-то от Украины или не останется ничего».

Вновь объединившуюся в рейх Европу придётся и демилитаризовать, и денацифицировать. Пока это ещё можно сделать политико-дипломатическими методами. Но это окно возможностей постепенно закрывается.

Николай ФИЛИППОВ.