Посиделки

«Дети разных народов, мы мечтою о мире живём!»

13 Сентябрь 2023 271
Юные экскурсоводы. Фото автора.
Юные экскурсоводы. Фото автора.

Эти строки гимна демократической молодёжи Льва Ошанина близки всем нам, мы помним его наизусть. И хотим, чтобы его знали и пели наши дети и внуки: «В эти грозные годы/ Мы за счастье бороться идём./ В разных землях и странах, /На морях-океанах /Каждый, кто молод,/ Дайте нам руки, - В наши ряды, друзья!».

Будет ли так, зависит и от школы, корабль которой вновь в плавании. И главное - чтобы курс его был верным.

Новый учебный год принёс немало нового в учебные программы, в воспитательную работу.

Старшеклассники осваивают курс истории по переработанному учебнику «История России», первому единому интегрированному учебнику после распада СССР, что вышел под редакцией Владимира Мединского, помощника президента страны В. В. Путина, ректора МГИМО Анатолия Торкунова, историка академика Александра Чубарьянца. Критика нового учебника, дискуссии заполнили страницы журналов, газет, интернет-пространство. Но все авторы подчёркивают актуальность изучаемых тем: «Отношения с Западом в начале XXI века», «Давление на Россию со стороны США», «Фальсификация истории», «Переворот на Украине 2014 года», «Возвращение Крыма», «СВО и российское общест­во» и другие, свидетелями которых мы все являемся. 

Особенно значимо патрио­тическое и интернациональное воспитание. 

В школах времён СССР был большой опыт в этом. Подспорьем была литература. Школьники знали имена ведущих писателей-патриотов разных национальностей. Хорошо знали творчество Сулеймана Стальского (Дагестан), Джамбула Джабаева (Казахстан), Павла Тычины (Украина), Янки Купалы (Белоруссия), Аветика Исаакяна (Армения), Галактиона Табидзе (Грузия) и многих других из учебника Л. И. Тимофеева «Русская советская литература». На уроках литературы, истории всегда подчёркивались исторические связи народов нашей страны с народами стран мира. В школах были клубы интернациональной дружбы, школьники вели переписку не только с ровесниками из стран «социалистического лагеря», но и капиталистических стран. Активно работали общества интернациональной дружбы. Мне в колхозе было доверено быть председателем общест­ва советско-чехословацкой дружбы. У нас сложились самые добрые отношения с директором средней школы из ЧССР Карелом Калалом. Наши школы обменивались делегациями. 

А наши комбайнёры помогали убирать урожай в Монголии, Венгрии, на Кубе. Конечно, их рассказы школьникам о своих встречах и работе вызывали не только интерес, но и укрепляли чувство интернационализма. Памятна поездка в Англию группы учащихся с учителем английского языка Лилией Артисевич, где ребята совершенствовали знание языка. В составе танцевального коллектива «Мрия» учащиеся были в ГДР, ВНР, во многих союзных республиках нашей страны. К нам приезжали жители разных континентов. Встречи с ними, дружеские беседы стали частью обычной жизни крымского села и естественным проявлением интереса к жизни друг друга. 

В школьном музее хранятся подарки наших гостей. И эта экспозиция - хорошее подспорье классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня в проведении уроков, классных часов, фестивалей.

Мы готовим экскурсоводов из старшеклассников, которые рассказывают об истории сёл, знаменитых земляках и о дружбе школьников с ровесниками разных стран мира, с которыми их папы и мамы встречались, обменивались письмами. 

С началом учебного года потянулись и в музей первые группы школьников. В беседах с ними видишь, что их знания о жизни сверст­ников в разных странах при всём изобилии интернет-программ, фильмов, передач документального цикла, мягко говоря, самые скромные. А это очень тревожно в условиях всеобщей глобализации. Интернациональное воспитание - тот необходимый компонент формирования личности, который должен быть стержневым в системе воспитания во имя сохранения дружбы и мира на Земле, которых так не хватает нашей прекрасной планете.

Николай ГОТОВЧИКОВ, педагог, краевед, музейщик.

 

Уроки православия

Неопалимая купина

Заинтересовало название иконы Божией Матери - «Неопалимая купина», которая празднуется 17 сентября. Как оно появилось? Знаю, что есть такое растение - купина. Как это связано с иконой?

Галина Беспалько.

Джанкой.

В Библии неопалимой купиной был назван терновый куст, горящий, но не сгораю­щий, в котором Бог Иегова (Яхве) явился ветхозаветному Моисею - вождю еврейского народа, призывая его к освобождению из египетского плена. И стали этим словом обозначать то, что не поддаётся уничтожению, истреблению или забвению. На первых иконах Божия Матерь изображалась окружённой пламенем. Явление Моисею этого видения ознаменовало непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Богоматерь, родившись в мире грешных людей, осталась непричастной греху. День особого поминовения этой иконы установлен в 1680 году именно на день памяти пророка Моисея. 

- На первых иконах Божия Матерь изображалась окружённой пламенем. Нынче чаще встречается более поздний, символико-аллегорический образ - восьмиугольная звезда окружает поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа, - объясняет протоиерей Платон (Ильницкий). - Звезда составлена из двух острых четырёхугольников с вогнутыми краями, один из которых окрашен в красный цвет - образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, - в зелёный. В углах иконы - четыре символа Евангелистов, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, - Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается ещё иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери - знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда ещё врата и жезл - символ Спасителя, называемый в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева». Поля иконы бывают заполнены воспевающими Богоматерь и поклоняющимися Ей небесными силами и ангелами стихий - росы, грозы, мрака, мороза, льда, огня.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир - силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотичес­кие, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ - образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

 

Слово – не воробей
Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

От горного - к горнему

В сочинении сына учительница исправила слово к горнему на горному в фразе «Он часто высказывал мысли о необходимости стремиться к горнему». Никакие доводы, что надо писать именно «к горнему», её не убедили. Может быть, ваши доводы убедят.

Виктория Д.

Прав, конечно же, автор сочинения. Горний - находящийся в вышине, небесный. Горняя обитель, горний мир. 

Горный - относящийся к горам, находящийся в горах, добываемый из горных недр.

Интересно, пришло бы в голову учительницы исправить пушкинскую строку в «Пророке»: «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт» на «горный ангелов полёт»?

«Горний» и «горный» - паронимы. То есть, созвучные, но имеющие разное значение слова. 

Запомнить очень просто: горний - небесный, горный - земной.

В современных словарях «горний» определяется как слово устаревшее, высокое. Но в данном случае ученик употребил его уместно. 

Примеры уместного употребления этого слова: «Поэт - это житель альпийских высот, горний человек, возвышенный над бытом и живущий в мире поэтических представлений». «Живёшь словно тысячью жизней, то опускаешься в адскую тьму, то поднимаешься на горние светлые высоты, одним взором окидываешь бесконечный мир».

Синонимы: высокий, духовный, возвышенный, божественный. 

Примеров паронимов много в нашей жизни. Например, старый - старинный. Старинный - давний, созданный в старину. Старый - состарившийся, проживший или просуществовавший много лет.

Старинный ковёр, монета, знакомство, друг, старинное украшение, старинные книги. 

Старый дед, дом, адрес, телефон, старая женщина, обида, рана, боль, обувь, старое платье. 

Как-то у моих студентов возник вопрос по поводу пары старик и дед: одно значение слов или разное? Пришли к выводу, что разное: чей-то дед, может, и не быть стариком, а старик может не быть дедом. Тонкос­ти, которые в обыденности не учитываются: обращаясь к незнакомому пожилому человеку, ребёнок назовёт его дедушкой. То же самое со словом «тётя» или «дядя». Употребляем их когда речь идёт о родственных связях - сестра отца или матери, жена дяди, и любая взрослая женщина для ребёнка. И так ребёнок обращается к незнакомому старшему человеку. 

 

Фотооко

Мир античности и современности

В него погружают картины заслуженного художника и лау­реата Государственной премии Крыма Анастасии Калюжной.


Керчане первыми видят новые работы землячки. С выставок в родном городе картины отправляются по городам и весям. Член Союза художников России, Анастасия - одна из самых активных участниц выставочных проектов 

Многолетняя дружба связывает художницу с коллективом Восточно-Крымского историко-культурного музея- заповедника, его генеральным директором Татьяной Умрихиной, которая открывает выставки (на снимке), каждая из которых становится ярким событием для горожан и многочисленных гостей самого древнего города России.

На этот раз экспозиция погрузила посетителей в мир античного мироздания. Подолгу рассматривали они монументальное полотно «Бос­порский феномен», картины «Персефона» «Живой свет планеты», «Мелодия огня» пульсируют жизнью прошлого и настоящего. А «Небесная купель» - живописный гимн колыбели православия.

Соединяя историю с днём нынешним, художница приглашает полюбоваться окружаю­щей природой, лирическими произведениями. «Весенние ароматы цветов и моря», «Тамарикс», «Гавань памяти», «Рыбацкий монолог», «Керченский пролив» напоминают о недавнем славном прошлом города-труженика, к которому возвращается и эта ипостась после возвращения в единую российскую семью. Об этом свидетельствуют современные городские пейзажи, среди которых «Строительство Крымского моста» и «На улице Митридатской».

 

Спрашиваете - отвечаем

Натуральный или фальсификат?

Самое время запастись свежим мёдом. Не хотелось бы приобретать подделку вместо натурального продукта. Можно ли «на глазок», что называется, отличить настоя­щий от подделки.

Николай Д. 

Первомайское.

- Вопрос не из простых, - считает пасечник Олег Петрунин. - Редко кто поймёт, что в выкачанный из сот мёд добавлен крахмал, мука или мел. Делают это недобросовестные люди, для которых количество преобладает над качеством. Проверить можно дома. К небольшому количеству мёда, разбавленного водой, добавьте несколько капель уксусной кислоты. Если смесь «вскипает», то есть выделяются пузырьки газа, значит, в мёд добавлен мел.

Можно в прокипячённый и охлаждённый раствор мёда добавить несколько капель йода. Если он окрасился в синий цвет, значит, добавлены мука или крахмал. Мёд с примесью крахмальной патоки на вид вязкий, тягучий, он не кристаллизуется. Для проверки растворите часть мёда в двух частях воды и добавьте нашатырный спирт: если мёд побелел или выпал бурый осадок, значит, без крахмальной патоки не обошлось. А самое надёжное средство избежать фальсификации - приобретать мёд у знакомых или в магазине, где на него должен быть сертификат. Просите показать его и на рынке, если решили приобрести там. 

Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.