«Школа без медика - это нонсенс»

9 Декабрь 2022 1140
Медработник в школе нужен не только для оказания первой помощи, но также для диагностики болезней в раннем возрасте.
Медработник в школе нужен не только для оказания первой помощи, но также для диагностики болезней в раннем возрасте. Фото Анны Кадниковой.

Детские травмы во время перемен и на уроках физкультуры - не редкость. И далеко не всегда это просто разбитые коленки. Бывают очень серьёзные случаи. Поэтому родителям важно, чтобы в школе был человек, который сможет провести первичную диагностику, оценить состояние ребёнка, оказать первую помощь. А ещё нужно профессиональное сопровождение образовательного процесса. Дети проводят в школе по 6-8 часов. Что они едят? Как они сидят? Какая у них физическая активность? За всем этим должен следить сотрудник медицинского кабинета образовательного учреждения. Но в Крыму такие кабинеты есть далеко не везде. А половина действующих не имеет лицензии, дающей право на работу.

Как без медкабинета?

В советское время медкабинеты в школах не пустовали. Детям там не только делали прививки и оказывали первую помощь, а предлагали достаточно обширный перечень медицинских услуг. Можно было пройти осмотр узких специалистов, получить консультацию по хроническим болезням, вылечить зубы. Сейчас многие медкабинеты в крымских школах на замке: устарели, не соответствуют лицензионным требованиям либо в них некому работать.

- Самый больной вопрос для нас - медицинские работники. Сегодня в Симферопольском районе есть восемь учебных учреждений,
для которых мы не можем найти сотрудников, - рассказывает заместитель главного врача ГБУЗ РК «Симферопольская центральная районная клиническая больница» Марина Левина. - Вроде бы не очень много, но я считаю, что школа или детский сад без медика - это просто нонсенс. Второй острый вопрос: за счёт каких ресурсов платить зарплату медработникам в учебных учреждениях - источник финансирования не определён.

Действительно, сложно себе представить, как школа или детсад могут обходиться без медицинского кабинета. При любом ЧП, даже разбитой коленке, педагоги не имеют права оказывать ребёнку помощь - они должны вызывать «скорую». А эта служба и без того постоянно перегружена. 

Между тем медработникам в учебных учреждениях и без несчастных случаев есть, чем заняться. Сейчас становится всё больше детей-аллергиков, диабетиков и ребят с другими особенностями здоровья. Для них должны быть созданы определённые условия. Например, дети с диабетом часто вынуждены делать себе уколы инсулина в туалете, потому что других помещений для этого не предусмотрено.

Под разными началами

На сегодня из 931 медицинского кабинета образовательных организаций лицензия есть только у 467. По информации учебных учреждений, 105 кабинетов не соответствуют требованиям для получения положительного санитарного заключения для последующего получения разрешения на работу. Между тем, согласно плану, утверждённому крымским правительством в этом году, процедура лицензирования медкабинетов всех образовательных организаций должна быть завершена до 15 марта 2023-го.

Отчасти процесс получения лицензий тормозит то, что у медкабинетов нет, грубо говоря, одного хозяина - единого ведомства, которое занималось бы всеми проблемными вопросами. Сейчас одна часть кабинетов находится в ведении Министерства здравоохранения, другая - в ведении Министерства образования, науки и молодёжи. Каждое ведомство занимается лицензированием самостоятельно.

- Основной причиной задержки лицензирования у нас стало то, что изначально все 47 медицинских кабинетов собирались передать в ведение Минздрава. Но в результате оценки сложности ситуации, главой районной администрации было принято решение проводить лицензирование силами образовательных учреждений, - объясняет начальник управления образования, молодёжи и спорта администрации Белогорского района Евгения Рябченко. - То есть, активная работа по проведению текущего ремонта и дооборудованию медицинских кабинетов у нас началась только с сентября этого года. На сегодня мы получили девять лицензий. Но, думаю, полнос­тью закрыть вопрос сможем к февралю следующего года.

Источник не определён

Однако главным вопросом остаётся, кто будет работать в медицинских кабинетах? Эта проблема, кстати, актуальна для всех регионов нашей страны. По данным уполномоченных по правам ребёнка в РФ, в России около 100 тыс. школ и детских садов вместе взятых. В то время как педиатров - в два раза меньше. То есть, чтобы направить специалиста в каждую образовательную организацию, придётся вообще закрыть все детские больницы и поликлиники - сценарий совершенно нереальный.

Сейчас в большинстве образовательных учреждений проблема кадров решается за счёт того, что работающие там врачи находятся в штате медицинских организаций. Нередко они, также как и медсёст­ры, обслуживают несколько образовательных организаций, совмещая это ещё и с приёмом пациентов в поликлинике.

- Всю потребность почти в тысячу медицинских работников - по числу учреждений образования в нашем регионе - мы, конечно, обеспечить не можем, - признаёт заместитель министра здравоохранения РК Антон Лясковский. - Но в части тех учреждений, которые переданы Минздраву, ответственность лежит на нас, поэтому мы будем требовать с главных врачей районных и городских больниц решить этот вопрос. Скорее всего, за счёт совмещения. Но этот опыт не совсем успешный - не достаточно контроля и взаимодейст­вия между медработником и администрацией учебного учреждения. Например, медик может сказать в школе, что он сегодня работает в больнице, а в больнице - что он в школе, и не появляться нигде. Мы, к сожалению, с этим сталкивались.

По информации медицинских организаций, на сегодня 82 медкабинета в школах и детсадах республики не обеспечены медицинскими работниками. И понимания, где их искать, пока нет. Кроме того, не везде на сегодня решён вопрос в части обеспечения заработной платы сотрудников медицинских кабинетов в учебных учреждениях.

- Например, в Сакском, Черноморском, Джанкойском районах и Судаке планируют обеспечивать зарплату медработников из республиканского бюджета. Но я там соответст­вующей строки расходов не видела, - констатирует председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Государственного Совета РК Анна Рубель. - Получается, что у муниципалитетов есть надежды, которые не отображены в законе о бюджете.

Часть организаций, например, в Первомайском, Кировском, Советском рай­онах, Симферополе и Алуште, собираются оплачивать работу медработников в учебных учреждениях за счёт средств Фонда обязательного медицинского страхования. Однако в Минздраве заявляют, что это невозможно. Дело в том, что в медицинский полис включено лишь около 20% видов медицинских услуг, которые входят в обязанности врача или медсестры, занятых в садиках и школах. Хотя в Крыму имеется прецедент, доказывающий возможность подобной практики - в Джанкойском районе.

- В учебных учреждениях наши сотрудники работают по совместительству - основная ставка у них в поликлинике. Оплата труда происходит за счёт средств ФМС. Такую систему мы практикуем с 2014 года, - рассказывает главный врач ГБУЗ РК «Джанкойская центральная районная больница» Вячеслав Овчинников. - С тех пор у нас было несколько проверок территориального фонда, которые признали обоснованной выплату зарплаты работникам медкабинетов из фонда медицинского страхования. Замечаний не было.

Елена ЮМАНОВА.