Шаги к освобождению

78 лет назад Родина салютовала крымским городам

13 Апрель 2022 1485
Освободители в Феодосии и Симферополе - память апреля 1944-го в архивных документах.
Освободители в Феодосии и Симферополе - память апреля 1944-го в архивных документах. Фото автора.

Эта окончательно-счастливая для полуострова история началась 78 лет назад, после того как в 8 утра, 8 апреля 1944-го, огненные громогласные артиллерийские залпы на Сиваше и Перекопе возвестили о начале долгожданной Крымской наступательной операции. Артподготовка длилась два с половиной часа, затем в атаку пошли люди - уже к вечеру первое освобождение на полуострове - Армянск. В предыдущих выпусках рубрики (5, 6 и 12 апреля) мы вспомнили, как путь к Победе начался у нас, как и во всей стране, Советском Союзе, с тревожного июня 1941-го. И имена некоторых из тех, кто лишь часы-дни не дожил до приближаемого ими же освобождения. И вместе с очевидцами, нашими читателями, с помощью документов, хранящихся в Государственном архиве Республики Крым, пытаемся заглянуть в те дни спасения. Фашистам осенью 1941-го понадобилось почти два месяца, чтобы оккупировать большую часть территории Крыма и ещё более 250 дней, чтобы занять Севастополь. Красная Армия в 1944-м смогла изгнать врага со всего полуострова за 35 дней - с 8 апреля по 12 мая, когда добили последних гитлеровцев, отступивших к мысу Херсонес.

Память полуострова

Сегодняшнее число 78 лет назад стало днём освобождения примерно 700 разных населённых пунктов полуострова, среди них и города - Карасубазар (Белогорск), Евпатория, Саки, Симферополь, Старый Крым, Феодосия - много пережившие за почти три года фашистской оккупации. На долю Евпатории и Феодосии выпали тяжёлые героические десанты, подарившие в первом случае несколько часов свободы небольшому району, а во втором - почти три недели всему городу. Как же страшно расплачивались потом жители за те краткие мгновения счастья…. И в Карасубазаре шёл страшный счёт войны, в Саках, Симферополе вёлся. В Старом Крыму казни мирных жителей (584 человека, старики, женщины, дети, многие прямо в домах, через окна, расстреляны танками) продолжались даже тогда, когда на окраинах уже были наши солдаты. Но эти города, их жители, всё равно боролись с фашизмом, всю оккупацию! Как и освобождённые в тот же день Ак-Шейх (Раздольное) и Джурчи (Первомайское), Владиславовка и Ислам-Терек (Кировское), как спасённые ранее Армянск и Керчь, Джанкой и Сейтлер (Нижнегорский), как ещё только ожидающие Ялта, Алушта, Севастополь. Как весь Крым, маленькие и большие населённые пункты, вся советская страна, не сдававшаяся, верившая в победу, приближавшая её. Крымская земля щедро омыта кровью в Великую Отечественную; нашпигована неразорвавшимися снарядами, бомбами, минами, что и сейчас нередко находят. Земля покрыта братскими и одиночными, забытыми и почитаемыми захоронениями, усыпана заросшими рвами, окопами, траншеями, осевшими дзотами и блиндажами, надёжно скрытыми партизанскими землянками и иногда обозначенными для потомков домами с явочными квартирами подпольщиков… Крымская земля не забывает ничего из войны. Люди, поколения, далёкие от тех событий, равнодушные и сиюминутные, могут забывать, не чтить, не думать. А земля - нет: Крым помнит всё, всех, кто жизнями, силами, здоровьем в те страшные годы войны, платил за свободу. Сколько бы времени ни прошло - помнит!

44 залпа мира

Они раздались в этот день 78 лет назад в Москве, в 20, 21 и 22 часа - салюты маленьких Побед, освобождённых крымских городов - Феодосии, Евпатории, Симферополя. Традиция отмечать салютами освобождение от фашистов крупных городов страны появилась 5 августа 1943-го, когда спасли Орёл и Белгород. И у крымчан, узнавших об этом и на фронте, и в оккупации (благодаря листовкам подпольщиков, написанным, в том числе и по материалам нашего «Красного Крыма», выходившего всю войну), и в эвакуации в тылу, усилилась надежда: однажды будут салютовать и нашим освобождённым городам.

13 апреля первые 12 залпов из 124 орудий столица посвятила освобождению Феодосии, жителям, защитникам, освободителям, всем выжившим и всем павшим… В сводке Совинформбюро того времени говорилось, что «город и порт Феодосию наши бойцы освободили после непродолжительных уличных боёв». Впрочем, непродолжительными уличными называли сражения и 29 декабря 1941-го, когда город освободили впервые.

В реальности же, «краткость» не означала «без потерь» - они были немалые, но, как говорили освободители, «на войне без того не бывает, зато какими счастливыми глазами смотрели на нас жители спасённых сёл и городов».

- Это было настоящее счастье, - рассказывает Ольга Васильевна, чудом выжившая в войну девчушка, родившаяся 22 июня 1941-го. - Помню, накануне мама Вера вдруг достала откуда-то огромный розовый бант и повязала мне в тонкую косичку, и всё шептала что-то с улыбкой, хотя в глазах были слёзы. Уже потом узнала, что кто-то из знакомых шепнул ей, что наши наступают, совсем скоро будет мир. Я не знала сладость этого слова раньше, но с 13 апреля 1944-го оно связано у меня с тем бантом, маминой улыбкой и кусочком сахара, что ночью мне дал один из наших солдат, заглянувших во двор.

Много позже Феодосия была награждена орденом Отечественной войны, а 7 лет назад стала городом воинской славы России.
И вновь салют над Москвой - 12 залпов из 124 орудий в честь всех, кому дорога была тогда спасённая Евпатория, «город и порт, занятые ночным штурмом». Для города это был уже второй штурм за годы войны, о первом 5 января 1942-го жители вспоминали с болью: не получилось тогда освобождение, как ни старалась горстка десантников, оставшихся из-за непогоды без подкрепления, а на Красной горке, увы, всё заполнялся телами казнённых огромный противотанковый ров.… «Но ведь теперь всё получится, ведь уже север Крыма освободили и даже салют в Москве был в честь Армянска, Джанкоя, Керчи», - украдкой пересказывали горожане лис-
товку, что спешно подготовили подпольщики.

- А в канун освобождения чуть вновь не случилась массовая казнь, - рассказывала газете Людмила Павленко. - Отряд карателей согнал людей на площадь у собора, со стороны улицы Революции стояли орудия (фашисты решили «не смаковать» индивидуальные автоматные расстрелы, а сразу скопом. - Ред.). И вдруг над колокольней ударил набат - какой-то мужчина, тайком, взобравшись туда, раскачивал язык колокола. Чудо, но фашистские пули не могли остановить звонаря. Казнь не состоялась, ведь на звуки набата уже спешили наши освободители, краткий бой. Спасение.

13 апреля 1944-го оно пришло и в Симферополь. И 20 залпов из 224 орудий «в честь освобождения столицы Крыма» раздались над вечерней Москвой - салют в столице Советского Союза от имени Родины всем, кто приближал этот радостный для центра полуострова миг, кто узнал о нём, кто не дождался…
В сводке Совинфомбюро говорилось: враг подтянул к Симферополю свежие силы, устроил «заградотряды» полевой жандармерии, что сразу расстреливали отступавших, «но организовать длительное сопротивление не удалось. Наши войска сломили сопротивление противника, и сегодня днём овладели столицей Крыма городом Симферополь».

- Как-то слышала, что город был взят без боёв, - рассказывает Галина Павловна. - Нет, это неправда, в моей детской памяти остались утренние стрельба и взрывы, что были за вокзалом, мы жили неподалёку и прятались тогда несколько дней в подвале дома, страшно было очень. А к вечеру вдруг такая тишина… Мама тихонько вышла, и вдруг мы услышали её крик: «Мир!» - оказывается, над руинами вокзала трепетало красное знамя и раздавалась вдали родная русская песня о Катюше. Это были мир, спасение, счастье…
Пехотинцы, артиллеристы, танкисты, моряки, лётчики… Советские солдаты, подарившие Крыму счастье. Местные народные мстители, партизаны, подпольщики, всю оккупацию рисковавшие ради того спасения. Мир, принесённый на полуостров весной 1944-го… Не забываем!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.