На каких сказках мы будем воспитывать детей?

29 Август 2020 878
Родителям придётся «фильтровать» мультфильмы, рекомендованные к просмотру детям. Фото с сайта tlum.ru
Родителям придётся «фильтровать» мультфильмы, рекомендованные к просмотру детям. Фото с сайта tlum.ru

В новом выпуске авторской программы «БесогонТВ» «Крокодил Г., или Страшные сны Чебурашки» Никита Михалков задаётся вопросами, почему русские народные сказки запрещают читать российским детям, зачем глава «Сбербанка России» Герман Греф инвестирует миллиард рублей, оборудование и технологии в «Союзмультфильм», чему учить и какие чувства будут прививать нашим ребятам посредством показа новых мультипликационных фильмов.

Кто говорил правду, а кто лгал

Один из ключевых вопросов предыдущего выпуска программы «БесогонТВ» «И смех, и Греф» был вопрос автора передачи Никиты Михалкова, обращённый к президенту и председателю правления «Сбербанка» России Герману Грефу, который заявил, что Никита Сергеевич Михалков не один раз обращался в кредитное учреждение за помощью. Тогда Михалков пожелал увидеть подлинный документ, подтверждающий слова главы «Сбербанка». «А если такого документа не будет? - сказал он. - Как дальше можно верить всему, что говорится и делается?».
Прошло три недели, продолжил эту тему Никита Михалков в новом выпуске программы «Крокодил Г., или Страшные сны Чебурашки», а я так и не получил никакой информации, подтверждающей, что когда бы то ни было я по каким-то вопросам, а тем более «пикантным», как выразился Греф, обращался в «Сбербанк». Это о чём говорит? О том, что то, что я сказал, была правда. Думал, что на какое-то время эта тема исчерпала себя. Но произошло событие, которое не даёт нам остаться в стороне.

Мягкая сила для детской души

Вы помните, какая удивительная сила заключалась в нашей анимации? Какая в ней была воспитательная составляющая! Наша анимация, я думаю, была одной из лучших в мире. Напомню её имена: Юрий Норштейн, Вячеслав Котёночкин, Александр Татарский, Давид Черкасский, Лев Атаманов, Гарри Бардин, Роберт Саакянц, Фёдор Хитрук. Наши мультипликационные фильмы получали огромное количество международных наград на кинофес­тивалях. А Александр Петров, который получил «Оскара» за свою замечательную картину «Старик и море» по произведению Эрнеста Хемингуэя! Это влияние на ребёнка от года до семи и старше, это возможность в расплывчатое сознание маленького человека, которому очень интересно рассматривать движущиеся фигуры, закладывать очень важные вещи, связанные с человеческой добротой, нравственными, этическими, эстетическими принципами. Это та ненавязчивая, мягкая сила, от которой зависит, каким человек пойдёт дальше учиться и становиться взрослым. Это мощнейшее влияние на подрастающее поколение. Фраза, сказанная моим отцом Сергеем Михалковым, советским и российским писателем, поэтом, общественным деятелем, это отлично иллюстрирует: «Сегодня - дети, завтра - народ».
С распадом СССР, когда исчезали заводы, фабрики, когда целые отрасли оказывались в забытьи, аналогичные процессы коснулись также кино и отечественной анимации. И это при том, что анимация - не только развлечение и поучение, но ещё и бизнес. Анимационные полнометражные фильмы собирают огромные деньги. В это есть смысл вкладываться. «Фонд кино» получает ежегодно от государства на всё фильмопроизводство около 3 млрд. рублей. Из этой суммы не так много доставалось анимационным фильмам. Аниматоры искренне жаловались на то, что не хватало средств, умирал «Союзмультфильм», погибала аниматорская школа в нашей стране, не на что снимать, нет оборудования.

Двойное дно вклада «Сбера»

Вы представляете себе, когда задыхающаяся от безденежья отрасль вдруг получает миллиард рублей на подъём отечественной анимации? Помимо этого, оборудование и технологии? Я убеждён, что все наши великие и начинающие мультипликаторы вскрикнули от восторга. Но если проанализировать эту новость, то радость поблекнет. Вот почему: «Публичное акционерное общество «Сбербанк России» и федеральное государственное унитарное предприятие «Киностудия «Союзмультфильм» создали совместное предприятие ООО «Союзмультфильм», где финансовый конгломерат Грефа стал владельцем 80% акций. На первом этапе Сбербанк инвестирует в СП один миллиард рублей (в «создание уникального контента, в первую очередь - детской анимации»).
В дальнейшем под эгидой Грефа и его Сбера будут также производиться «сериалы для дошкольников и школьников, полнометражные фильмы для семейной аудитории». При этом Сбербанк даст киностудии свои суперкомпьютеры», - пишет «Царьград».
Первый заместитель председателя правления «Сбербанка», гражданин Соединённых Штатов Америки Лев Хасис на пресс-конференции рассказал о «колоссальном креативном потенциале в этой сфере» и заключил: «Мы поможем своими технологиями и другими ресурсами». Естественно, что председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащёва восприняла это с огромным воодушевлением, сказав, что «сотрудничество Сбербанка и «Союзмультфильма» - это бизнес-проект будущего. Наш партнёр - визионер в области современных технологий, а мы хорошо понимаем в творчест­ве. «Союзмультфильм» уже начал создавать на базе киностудии креативный кластер».
Если «Сбербанк» занимается образованием и Герман Греф говорит, что школа - это фабрика, значит, «Союзмульт­фильм» должен заниматься подготовительной работой, для того чтобы ребёнок попал на фабрику. То есть уже с годовалого возраста он будет получать контент, но довольно специфический. Там не будут снимать мультипликации «Рукавичка» или «Золотая антилопа». И этому есть доказательство: «Сейчас у «Союзмультфильма» в разработке находятся несколько мультсериалов. Некоторые совсем новые - «Тайны медовой долины» по мотивам Дарьи Донцовой для подростков, «Оранжевая корова», «Пластилинки» и «Зебра в клеточку», посвящённый «чувству толерантности», - для младшего возраста».

Во власти чужого мировоззрения

В Центральном банке РФ заявили о вреде народных сказок для граждан России. Такое мнение в ходе заседания Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку высказал первый заместитель председателя ЦБ России Сергей Швецов: «Произведения русского фольклора не самым лучшим образом влияют на формирование у населения России финансовой грамотности. Напротив, сказки про золотую рыбку и щуку, которые исполняют желания, побуждают людей поверить в возможность лёгкой наживы, причём без особых усилий. Вот смотрите: старший брат работает - он дурак, средний брат работает - дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку - у него всё хорошо. Это с детства переходит с возрастом в плоскость отношений с финансовым рынком. Мы должны отказаться от этого бэкграунда - обучать детей халяве. Это очень важно».
Несколько лет назад в Иркутской области, в Качугском районе, отдел народного образования запретил для прочтения детям такие книги, как «Карлсон», «Дюймовочка», «Колобок» и ряд других из-за содержащейся в них вредоносной информации. Например, сказка «Иван Царевич и Серый волк» была признана опасной из-за сцен воровства коня и Елены Прекрасной, а «Колобок» - из-за сцены физического насилия над главным героем.
Оказывается, русские народные сказки дурно влияют на русского человека, воспитывая в нём халявное отношение к деньгам и работе. Но мы забываем, те люди, которые эти сказки читали, построили великую державу, огромную страну. Они построили её культуру, литературу, науку, мореплавание, армию. Эти люди построили, не другие.
А вот мне интересно, какие сказки читали те, кто развалил страну тридцать лет назад? Что они читали? И этот тренд, он очень аккуратно и бесперебойно внедряется в нашу жизнь. Мы постепенно оказываемся во власти абсолютно чужого для нас мировоззрения. Мы видим это в литературе, в театре, в кино. Это происходит.
А теперь это будет происходить в мультипликации. То есть это будет внедряться совсем туда, в утробу материнскую, в святая святых - в сознание тех существ, которые ещё не могут оценить, что хорошо, а что - плохо.

Записала Оксана ПАВЛЕНКО.