Наши олимпийцы

14 Апрель 2020 1355
Вот такой неукротимой в спорте была Галина Прозуменщикова. Её не очень радовали «серебро» и «бронза» в Мехико-1968 после «золота» в Токио-1964.
Вот такой неукротимой в спорте была Галина Прозуменщикова. Её не очень радовали «серебро» и «бронза» в Мехико-1968 после «золота» в Токио-1964.

В пятый раз сборная СССР стартовала на Играх XXIX Олимпиады в столице Мексики Мехико. И было символично, что эти Игры открылись 12 октября 1968 года. В этот день в 1462 году Христофор Колумб открыл Америку. Но одно дело - подвиг Колумба и его матросов и совершенно другое - состязания спортсменов на высоте 2240 метров над уровнем моря. Но и ещё одно событие, произошедшее четыре года назад в этот день, оставалось незабываемым для крымских любителей спорта. В этот день севастопольская школьница Галина Прозуменщикова принесла Крыму первую «неразделённую» ни с кем золотую олимпийскую медаль, став в Токио-1964 победительницей на дистанции 200 м брассом.

«Золотая рыбка Черноморья»

Разумеется, олимпийская чемпионка Прозуменщикова отправилась в далёкую Мексику защищать честь страны, но «золотая рыбка Черноморья», как величали Галю поклонники плавания, которой исполнилось 20 лет, уже два года жила в Москве, училась в МГУ на факультете журналистики, но для крымчан она всегда оставалась «нашей Галей». И вот неимоверно тяжёлой для неё сложилась борьба за «золото ацтеков», которое доводилось добывать на высоте, причём в прямом смысле слова.
На любимой двухсотмет­ровке брассом студентке из Москвы досталась только «бронза» (2.47,0). Впереди оказались американка Шарон Уичмен и югославка Джюрджя Бьедов. Перед началом состязаний на впервые включённой в программу Олимпийских игр дистанции 100 м брассом заслуженный мастер спорта СССР сказала главному тренеру сборной страны: «Сегодня или выиграю, или умру!».
И она сделала всё, чтобы победить. Но на последнем метре дистанции в финале её на мгновение опередила Бьедов (1.15,8). Галя уступила сопернице (только вдумайтесь, читатели) лишь 0,01 секунды!
Слава Богу, пловчиха быст­ро пришла в себя после потери сознания, выйдя из воды на бортик бассейна. Тем не менее нельзя было не оценить по достоинству вклад крымчанки в олимпийские медали, завоёванные «золотой рыбкой Черноморья» в бассейнах Токио и Мехико.
Казалось, что после Мехико Галя вот-вот покинет большой спорт. Она вышла замуж, начала выступать под фамилией супруга Степанова, а в 1969 году родила дочь. Но, увы, власть спорта оказалась непреодолима. И уже в 1970 году «наша Галя» на чемпионате мира в Барселоне вновь побеждает на 100 и 200 м брассом. На этих же дистанциях молодая мама становится сильнейшей на Кубке Европы, устанавливает ряд рекордов мира и Европы, побеждает на матчевой встрече СССР - США - Великобритания. Все эти достижения позволяют Галине быть введённой в Зал славы мирового плавания. После чего наша землячка принимает решение готовиться к своим третьим Олимпийским играм, которые должны были проходить в немецком Мюнхене в 1972 году.

Из крымчанина в «белорусы»

В тот момент, когда Галина Прозуменщикова сражалась с соперницами в бассейне столицы Мексики, на другом конце мегаполиса ещё один наш земляк, уроженец Симферополя Виктор Быков, вёл борьбу на велотреке с итальянцами за «бронзу» в
командной гонке преследования на 4 км. Вместе с 22-летним заслуженным мастером спорта СССР в решающей медальной гонке в рядах квартета сборной страны стартовали Станислав Москвин, Владимир Кузнецов, Михаил Колюшев, в те годы бывшие частыми гостями симферопольского бетонного трека «Авангард», который тогда считался одним из лучших в стране, и на нём проходили не только «крутые» всесоюзные, но и международные состязания.
Увы, на этот раз талантливому советскому квартету не хватило удачи и чуть-чуть мощи, чтобы в решающий момент объехать «скуадру адзуру». Однако и четвёртое место среди 26 национальных сборных различных стран, тем более на высоте, было заметным явлением для советского велоспорта.
Хотя Витя Быков и родился в Симферополе, но своё детство он провёл в Евпатории, окончил техникум, успел поработать на Морском заводе имени Орджоникидзе в Севастополе, где и увлёкся велоспортом на шоссе. Был призван на военную службу в Симферополь, где был определён в погранвойска, попав в сферу внимания динамовцев. Но в Мексику на Олимпиаду «бычок», как его называли товарищи по спорту и их поклонники, которых в те годы в столице Крыма было предостаточно, отправился уже жителем Минска.
Читатели «Летописи крымского спорта» должны помнить, что подобные аналогичные истории приключались с двумя великолепными нашими гонщиками Василием Работяговым и Анатолием Череповичем. Отцы отечественного велоспорта были не в состоянии перенести тот факт, что провинциальные симферопольские «Труд», «Пищевик» или «Динамо» могут иметь в своих рядах восходящих «звёзд» советского велоспорта, и «заботились» о срочном переводе ребят на службу в столичные города. Так, за год до Игр в далёкой Мексике крымский пограничник Виктор Быков получил приказ: «Стать на защиту спортивных границ Белоруссии!».

Гарринальд НЕМИРОВСКИЙ.