Как «Айвазовский с баллончиком» преображает Крым

21 Октябрь 2020 895
 Началось создание этой работы в День России на улице Русской, около пересечения с улицей Козлова.
Началось создание этой работы в День России на улице Русской, около пересечения с улицей Козлова.

Тепловая подстанция - в целом унылое здание. Но что если нарисовать на ней копию картины известного художника? Эту задумку выполнил художник и активный житель Крыма Владислав Подопригора. И не пожалел. Он быстро стал популярен в соцсетях, его прозвали «Айвазовский с баллончиком». Мы решили встретиться с ним и узнать, почему он решил разукрасить столицу Крыма.

- Владислав, вы со своей командой сделали намного ярче и интереснее четыре здания в Симферополе. Вместо серых стен на подстанциях теперь копии картин Айвазовского. Но последнюю работу выполнили в апреле этого года. Почему с тех пор не создавали ничего нового?
- Во время пандемии не было ничего, так как надо было бы каждый объект согласовывать. Это никому не нужно сейчас, к сожалению.
В разгар пандемии чиновникам было не до этого, ничего не изменилось и летом. К сожалению, такая реальность.
С нашей стороны было много инициатив, в том числе и до пандемии. Но лишь 5-10% проектов обсуждали предметно, остальные оставались подвешенными в воздухе. Сейчас и вовсе говорить не о чем… сами видите ситуацию с коронавирусом. Только если звезда с неба упадёт, тогда что-то и получится.
К сожалению, властям неинтересно на данный момент преображать город.
- А почему именно картины
Айвазовского? «Корабль в бушующем море» - на трансформаторной подстанции на пересечении улиц Севастопольской и Войкова, «Неаполитанский залив» на перекрёстке улиц Караимской и Ленина, «Ночь. Голубая волна» на подстанции у перекрёстка улиц Козлова и Русской, на бульваре Ленина - «Штиль».
- О, это интересная история. Изначально мы хотели сделать копии работ русских художников, ведь у нас великое наследие. Тем более в музеи мало кто сейчас ходит, а так мы делаем музей под открытым небом. Мы думали начать с Айвазовского вместе с организацией «Добро мира - волонтёры Крыма». Вторая картина должна была быть Шишкина, «Домик у озера». И вот мы приезжаем, ставим леса рядом с Армянским кладбищем. Причём даже не знали, что оно там изначально. И тут, как в фильме, ко мне постепенно стекается народ - сначала два человека, потом 5, 10, а потом и 25.
И они начинают меня уговаривать рисовать ещё картину Айвазовского, ведь он был армянин. Так проект и закрепился за одним из художников.
- Вы рисовали сами или руководили процессом? Ведь у вас есть довольно успешная коммерческая студия, которой вы управляете.
- Да, всё верно. Мы работаем по всей стране, объёмы большие. Но я всё же профессиональный художник. Так что частично рисовал и, конечно, руководил. Мне интересны такие вещи. У меня часто возникают различные идеи, хочется попробовать их реализовать, вот и рождается проект.
- А почему вы в принципе занимаетесь такими благотворительными проектами? Ведь не все понимают, зачем тратить время, деньги и силы на рисование на подстанциях.
- Понимаете, всегда были похожие настроения в обществе. Как сказал Достоевский: «Человек труслив, ленив и похотлив». Вопрос в том, есть ли у тебя персональная ответственность. Есть ли у тебя желание действовать.
И важно понимать, на что ты можешь повлиять, а на что - нет. Например, кто-то может поставить цветок в подъезде, а кто-то - разрисовать серые здания.
Мне никогда не требовалась мотивация в жизни.
Я не знаю, как можно хотеть, но не делать. Хочется отдохнуть - отдыхай. Хочется созидать - созидай. Я всегда просто собирал коллектив и действовал.
- Вы рассказывали, что не учились в художественной школе, но при этом подметали подъезды, перепродавали наклейки, собирали и продавали яблоки. Как тогда вы научились создавать такие прекрасные картины на зданиях?
- Никогда не было такого, что я хотел стать художником. В детстве вообще не представлял, кем буду. Позже начали появляться интересы, просыпаться амбиции, а дальше я их просто реализовывал.
Я помню, что в детстве меня увлекали биология и химия. Меня тянет тестировать гипотезы и экспериментировать. Даже при подборе красок, когда стоит новая задача, я обожаю попробовать как можно больше материалов, их сочетания, как они реагируют между собой.
Но подчеркну, что у меня есть высшее художественное образование, я - не самоучка в чистом виде - я по две стороны баррикад. Но я научился рисовать за три месяца. Поступил в колледж, первый год я ничего не делал, а потом мне это надоело. Летом уехал в уединённое место и там просто каждый день начал рисовать. И к концу лета добился хороших результатов. Потом появились люди, с которыми мы стали командой. Так и появилась моя компания.
И я рад, что мы можем стать частью хорошего дела, сделать Симферополь красивее.

Кстати

Много факторов влияет на то, чтобы картины на стенах сохранялись как можно дольше. Например, прямые солнечные лучи или морская вода. Иногда и сами люди решают добавить «красоты» - что-то подрисуют, что-то отковыряют от стены. Однако в целом симферопольцы арт-объектами довольны. Горожане считают, что благое дело нужно продолжать. Главное, чтобы была поддержка со стороны властей.

Валерия Петрусевич, руководитель организации «Добро мира - волонтёры Крыма», и Владислав Подопригора возле одной из работ.

Беседовала Валентина БУЙЛОВА.
Фото со страницы в соцсетях Владислава ПОДОПРИГОРЫ.