Операция «преемник» по-японски

Чего ждать от дальневосточных соседей после Абэ

3 Сентябрь 2020 451
Синдзо Абэ будет исполнять обязанности премьера до 
избрания преемника.
Синдзо Абэ будет исполнять обязанности премьера до избрания преемника.

28 августа 2020 года 65-летний Синдзо Абэ сообщил о своём решении покинуть пост премьер-министра Страны Восходящего Солнца по состоянию здоровья. «Сейчас лучший момент для принятия подобного решения. Я хотел бы извиниться перед народом Японии. При болезни и во время лечения возможно допустить ошибки при принятии политических решений. Сожалею, что ухожу, не решив вопрос подписания мирного договора с Россией. То, что я ухожу, разрывает мне сердце», - сказал он. Абэ - потомственный политик. Его отец был министром иностранных дел в 1982-1986 гг., дед и дядя в разное время побывали на посту премьер-министра. Синдзо Абэ стал самым молодым главой кабинета со времён Второй мировой войны и возглавлял японское правительство самое длительное время в новейшей истории страны. Вместе с ним уходят и проекты совместного развития российского Дальнего Востока, о которых много говорилось, но слова так и не стали делами, а намерения остались намерениями. Вопрос лишь в том, как далеко и как надолго они уходят.

31 августа состоялся телефонный разговор президента России с премьер-министром Японии в связи с его решением об отставке. Как сообщает пресс-служба Кремля, Владимир Путин поблагодарил его за совместную работу, большой личный вклад в развитие двустороннего сотрудничества. Глава японского правительства также высоко оценил многолетнее конструктивное взаимодействие с президентом России. С обеих сторон подчёркнута важность продолжения усилий по укреплению добрососедства между Россией и Японией в интересах народов двух стран, безопасности и стабильности всего Азиатско-Тихоокеанского региона. «Синдзо Абэ действительно внёс неоценимый вклад в развитие двусторонних российско-японских отношений. И его приверженность принципу решения всех спорных вопросов, даже самых сложных, исключительно посредством переговоров и посредством развития двусторонних отношений в тех областях, которые представляют взаимный интерес, абсолютно разделяется президентом России», - сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и выразил надежду, что преемник Абэ «в не меньшей степени будет идти по пути дальнейшего развития российско-японских отношений».
Наиболее вероятным кандидатом на пост премьера считается возглавляющий в настоящее время Кабинет министров Есихидэ Суга. Возможными претендентами также называют председателя политсовета Либерально-Демократической партии (ЛДП) Фумио Кисиду и генсека ЛДП Сигэру Исибу. Эксперты сходятся в одном: кто бы ни занял пост премьер-министра, Япония продолжит следовать курсу Вашингтона. А учитывая приближающиеся выборы в США и их особенности, новому премьеру придётся действовать в условиях неопределённости и стараться не ссориться ни с республиканцами, ни с демократами.
«Абэ много говорил о мирном договоре, часто встречался с российским президентом, поэтому возникло впечатление, что он активный сторонник заключения мирного договора. Но японская сторона считает это возможным только на своих условиях, - отмечает доцент кафедры международных отношений Дипломатичес­кой академии МИД России Пётр Цветов. - Если говорить в целом, то принципиальных изменений в связи с отставкой Синдзо Абэ не стоит ожидать. Сохранится курс на тесный военно-политический союз с США, сдерживание Китая, обуздание северокорейской ракетно-ядерной угрозы, продолжатся трения в отношениях с Южной Кореей».
Несмотря на конституционный запрет создавать полноценные вооружённые силы и участвовать в зарубежных военных конфликтах, Страна Восходящего Солнца в последние годы стремительно вооружается. Япония посылала своих военных в Ирак, готовится к созданию ВКС на базе своих ВВС, а к 2030 году рассчитывает получить собственное гиперзвуковое оружие. Вертолётоносцы «Изу­мо» и «Каги» могут нести по 20 самолётов каждый. Переоборудование «Изумо» под закупленные в США F-35B уже начато. По оценкам специалис­тов, превращение в авианосцы эсминцев «Хиюга» и «Исе» при необходимости потребует всего несколько месяцев. А по численности противолодочной авиации Япония уже вышла на второе место в мире. Уже располагая достаточно внушительным флотом, Токио продолжает закупать вооружения и активно развивает десантные войска. Кроме того, ракеты, используемые в мирных целях, могут изменить своё предназначение.
С другой стороны, именно при Абэ Минобороны Японии заявило об отказе от размещения наземных элементов американской системы ПРО Aegis Ashore. Уже потратив свыше 1,5 млрд. долларов, в Токио сочли проект слишком дорогим. «Мы продолжим полагаться на эсминцы, оснащённые Aegis для противоракетной защиты», - сказал Коно. По мнению целого ряда комментаторов, в Вашингтоне такого не ждали, а Дональд Трамп даже расценил токийский демарш, как «личный вызов».
«Любой другой премьер будет более сдержанным в отношениях с Россией. Нам стоит ждать охлаждения этих отношений, если не застоя, - считает завкафедрой востоковедения МГИМО, профессор Дмитрий Стрельцов. - А в отношении Китая Япония будет проводить двойственную политику. При Абэ мы видели попытку выстроить хорошие политические отношения между странами. Но, с другой стороны, политика сдерживания Китая продолжится за счёт различных блоков. То есть каких-то серьёзных изменений здесь ждать не стоит. Равно как и не стоит ждать возвращения Японии к милитаризму».
Эксперт Фонда стратегической культуры, доктор исторических наук, профессор Института стран Востока Анатолий Кошкин считает, что решение Абэ об отставке не было спонтанным, а поскольку фракция Абэ, как наиболее многочисленная, будет определять результат голосования на съезде правящей партии, премьером станет тот, на кого укажет Абэ. Соответственно, резкого поворота во внешней политике Токио произойти не должно.
«Серьёзного охлаждения, тем более замораживания отношений с Москвой быть не может уже по той причине, что в международной политике Россия нужна Японии не меньше, чем Япония России. Причём во всех сферах - политической, экономичес­кой, военно-стратегической и других. Конечно, встреч на высшем уровне станет меньше, ибо в Японии не только политики, но и народ сегодня сознают, что попытки обхаживать Путина, сулить ему экономические выгоды за Курильские острова к решению надуманной «проблемы северных территорий» не приведут.
А потому своевременен призыв «вернуться к реальностям» и строить отношения с северным соседом на их основе, а не на основе иллюзий, - считает эксперт. - Конечно, инерция выдвижения к нашей стране необоснованных и незаконных территориальных претензий сохранится, но, как во времена Советского Союза, «требования островов» будут использованы для проформы, демонстрации «непреклонности правительства в отстаи­вании интересов Японии». Прямо скажем, интересов неправильно понятых и сформулированных. Откровенно говоря, сомнения вызывает способность нового премьера строить, как Абэ, хотя бы внешне равноправный диалог с сюзереном - Соединёнными Штатами. Ибо кто бы что ни говорил, по большому счёту, внешняя политика Японии формируется под влиянием Вашингтона. Это в полной мере относится к японско-российским отношениям».
Времена самураев давно прошли.

Николай ФИЛИППОВ.
Фото из открытых источников.