Кто хочет сливочное масло по цене 120 рублей за 1 кг?

5 Февраль 2020 777

В сентябре прошлого года мы писали о том, что в Крыму могут закрыться два производителя натуральной молочной продукции. Мы общались с руководителями ТМ «Дубровские дары», чтобы понять, почему на полуострове не дают работать честно и открыто. Прошло почти полгода. Натуральные молочные продукты можно встретить на прилавках, но трудности остаются. Мы пообщались с Викторией Щекотиловой, руководителем ТМ «Дубровские дары», чтобы выяснить, что мешает кормить наших людей качественной молочной продукцией.

- Когда мы общались последний раз, вы говорили о том, что без поддержки среди чиновников запустить производство проблематично. Вы хотели сотрудничать со школами и детскими садами, санаториями и гостиницами. Ждали предложений, помощи, но не понимали, что будет дальше. Как теперь обстоят дела?

- Пока сложно сказать по поводу помощи от властей. Мы ждём каких-то итогов к концу февраля. Производство мы запустили своими силами, так как всё же наши покупатели очень просили снова поставлять продукцию. Думаю, что к началу марта будут известны какие-то конкретные ответы, факты. Новая глава администрации Симферополя обещает, что всё наладится, мы получим места для сбыта продукции. До её назначения в администрации потеряли протокол о выделении нам необходимого земельного участка. Мы, конечно, были в шоке от такого. Надеюсь, что новый руководитель наведёт порядок. Но результат будет виден только в марте. Пока мы гуляем по кабинетам и ждём, когда всё решится.
Производство, тем не менее, запущено. Нас просили, говорили, что хотят получать нормальную молочную продукцию. Да и поймите правильно, смотреть на то, как у нас простаивает оборудование, - это не самое лучшее занятие.

- Как на это отреагировали покупатели?

- Конечно, они были рады. Что особенно приятно, люди о нас рассказывают друзьям и знакомым. Такое «сарафанное радио» позволяет расширять количество городов, в которые мы поставляем продукцию.
Но я хочу подчеркнуть, что нам удалось заключить контракты со школами и детскими садами Крыма. Нам помог вице-премьер Крыма Андрей Рюмшин. Спасибо ему за поддержку, за то, что помог выйти на руководителей детских учреждений. Поймите правильно, попасть в любой садик или школу - это определённые сложности. Везде свои связи, нюансы. Мы рады, что нам удалось начать работать в Белогорском районе. Больше половины всех детских учреждений с нашей молочной продукцией. Также мы работаем в Красногвардейском районе, ведём переговоры в Красноперекопском. О Симферополе мы и не думаем, тут свои нюансы. Но хотя бы сельские районы - это уже отличное решение.

- Но многие жалуются, что тендеры невозможно выиграть. Если и побеждаешь, то цена такая, что можно только за копейки что-то продавать. Поэтому, мол, и нечего надеяться на выгодные контракты. Якобы по этой причине и ввозят фальсификат.

- Если играть по тендеру, то ни один крымский производитель заказ не получит. Это просто нереально. У 44-ФЗ есть свои сложности, преодолеть которые крайне сложно. Там главный критерий - цена. Больше параметров, по сути, нет. К счастью, это понимают уже и российские власти. Ведь эта проблема абсолютно всех регионов. Качество не приоритетно.
Могу привести пример. Приходим в больницу, общаемся с главврачом. Нам говорят - вы классные, мы вашу продукцию домой покупаем, участвуйте в тендере, мы всячески поддерживаем ваше желание. Но как только мы начинаем играть на тендере, то выясняется, что побеждает сливочное масло с ценой 120 рублей за 1 кг. Оно «как бы соответствует» ГОСТу, но все понимают, что это не так. Мы приходим к главврачу всё той же больницы и задаём вопрос: как нам быть? Ответ простой - в документации написано, что я должен заказать масло, которое выглядит и пахнет, как масло. Я могу за деньги больницы отправить эту продукцию на экспертизу. Она мне скажет: ИП Иванов - ужасный производитель.
Я отменю тендер и создам новый. Итог будет такой же, только выиграет ИП Петров. Поэтому по цене мы никогда пройти не сможем. И ни одно госучреждение с этим бороться не будет. Нужно кормить людей, нужны постоянные поставки продуктов, сбоев быть не должно. И получается замкнутый круг.

- Как тогда вам удалось организовать поставки в детские сады и школы?

- Это заслуга нашего крымского правительства. На региональном уровне был принят закон, который позволяет заключать прямые контракты. Сады и школы могут самостоятельно выбирать поставщиков и заключать договоры. Сначала сумма контракта не превышала 100 тысяч рублей, потом 300 тысяч. Это намного более ощутимая цифра. Как только в детском учреждении кончается продукция, которая куплена на 300 тысяч рублей, они снова заключают с нами договор. Но так работают далеко не все. Есть детские сады и школы, которые выбирают только 44-ФЗ. Не могу давать какую-либо оценку, но моё мнение - это, скорее, похоже на сговор. Конечно, в каждом случае нужно разбираться отдельно, однако такую вероятность я бы не исключала.

- В санаториях и больницах можно работать также по прямым контрактам?

- К сожалению, нет. Мы знаем, что президент дал поручение наладить питание в больницах страны. Но пока до реальных действий не дошло. Выявлять недобросовестных поставщиков можно бесконечно. Я расскажу, как работает эта схема. Открывается в любом городе предприятие-однодневка, выходит на тендер, поставляет фальсификат. Предприятие вносят в «чёрный» список, наказывают, оно закрывается. Ничего не мешает тут же создать очередное ИП и продолжать привозить на полуостров некачественную продукцию. Одно из решений - прописать в 44-ФЗ, что в тендере может участвовать только производитель.
Мы разговаривали с одним депутатом Госдумы РФ. Он рассказал, что закон начали пересматривать. Но начали делать это с каких-то тендеров в Сибири, пока это дойдёт до нас - пройдёт много времени. 

- Но как вы считаете, можно кормить наших детей нормальной молочной продукцией? Или в сложившейся системе это невозможно?

- Поймите, это зависит от многих факторов. Например, в этом году мы договорились с главой администрации одного из районов Крыма. Мы поставляем натуральную продукцию в определённые детские сады и школы. Но глава поменяется, и никто не даст гарантию, что мы сможем и дальше работать. Отчасти такие вопросы - это политика.
Возьмём Симферополь. Главы администраций меняются постоянно. Приходит новый политик, и нам отвечают - обещания все давал старый.
И снова разбираются, выясняют.
Но хочу отметить, что мы ходили на приём к члену президиума Госсовета Крыма Евгении Александровне Добрыне. Она сказала, что будет контролировать вопрос. Она попробовала продукцию, одобрила нашу идею, сказала, что будет держать на контроле. Взяла моего мужа за руку и повела по кабинетам. И, вы знаете, всё сразу поменялось. До этого мало кто хотел что-то делать, а тут все стали выслушивать, вникать, разбираться.
Но мы поставили один магазин фирменной торговли, поняли, что это хорошо. Будем и дальше так делать. Планы есть, мы готовы развиваться.

- Виктория, а как человек, который знает, как создаётся натуральная продукция, какие советы вы могли бы дать читателям? Что делать, чтобы питаться хорошими продуктами?

- Я не могу давать рекомендации просто потому, что всё зависит от кошелька. Если у человека ограниченное количество средств, он не сможет покупать хорошее мясо или пить только натуральное молоко. Но к этому, конечно, нужно стремиться.
Я смотрела программу на Первом канале о продуктах питания. Становится страшно. Там в красках показывают то, о чём мы давно говорим. У нас нет нормального мяса или колбас. Не буду называть одну крупную компанию, мы общались с её технологом. И он открыто сказал - все животные «наколотые». У мальчиков потом растёт грудь, у девочек - волосы на груди, кроме того, наша страна лидирует по количеству детей, больных раком.
И там рассказывали о пальмовом масле. Наша страна, к сожалению, лидер по потреблению этого масла. Его в нефтяных цистернах завозят через Новороссийск. Это страшно. Одна надежда на нашу власть. Мы можем много говорить, но это миллиарды, которые нам и не снились. Если власть плотно займётся этой проблемой, у нас есть шанс.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.