Один день в Научном

Самые большие открытия они совершали в темноте, звёзды были их работой, а мечтавшие о «яблонях на Марсе» поэты почитали за честь дружить с этими людьми. Как жил посёлок астрономов в советское время и что там теперь, узнавал корреспондент «Российской газеты».
Особая атмосфера
- На этом мурале изображён телескоп, который создавал мой прадед - профессор Владимир Борисович Никонов. Он был в числе основателей посёлка Научного и всей обсерватории. Академик Андрей Борисович Северный возглавлял отдел физики Солнца, а прадедушка руководил отделом звёзд и галактик, - показывает картину на стене мой гид в посёлке Научном, Ирина Андреева.
Ирина - местная жительница в четвёртом поколении и, можно сказать, хранитель истории и традиций посёлка. Мурал выполнен на частные средства по заказу внучки инженера телескопа Олега Блинова. В этом году Крымской астрофизической обсерватории исполнилось 80 лет. Только представьте, в Берлине едва отгремели бои, а 30 июня 1945 года начала свой отсчёт времени обсерватория в Крыму. Место для неё подбирали долго и тщательно, и остановили свой выбор на южном склоне горы Сель-Бухра. На высоте 600 метров над уровнем моря, со всех сторон закрытая от внешнего мира, удалённая от самого большого города полуострова на 30 километров и на 12 километров от Бахчисарая, эта местность была идеальной с точки зрения астроклимата. Говорят, воздух здесь отличается особой чистотой и прозрачностью, количество пыли минимальное, что важно для астрономических наблюдений. В году бывает около 170 ясных ночей, а удалённость от городов важна, чтобы исключить засветку ночного неба. Атмосфера внутри самого посёлка тоже была совершенно особенная. На первом месте всегда была наука. Работа, быт, организация внутренней жизни Научного - всё здесь было посвящено этой общей цели.
- Каждый житель посёлка знал, что учёные работают по ночам, а в первой половине дня отдыхают. Поэтому во всех квартирах на окнах
были глухие шторы, не пропускающие свет. Разговаривать в полный голос было не принято не только дома, но даже на улице, - рассказывает Ирина.
В самом начале в посёлке не было даже уличного освещения. Не потому, что фонари не предусмотрели, а из тех же соображений - даже минимальная засветка мешает приборам. Первые астрономы ходили на работу с налобными фонариками, и чтобы людям было проще ориентироваться в кромешной темноте, по краям вдоль дорожек нанесли белые полосы. Потом появилось уличное освещение, очень специфическое. Тех первых фонарей сегодня в посёлке осталось всего два: маленькие, приземистые, всего метр от земли и сверху закрытые глухим колпаком. Светили они только под ноги, но и их без особой надобности не включали. В единственной гостинице была столовая, чаще готовившая еду на вынос.
- Судочек с завтраком, с обедом и с ужином. Учёные брали еду с собой, всё было организовано так, чтобы люди не отвлекались на бытовые хлопоты. Наука - прежде всего, - говорит Ирина.
А когда жители Научного отдыхали, то делали это сообща. Летом, по выходным, посёлок наполнялся весёлым гомоном. Академики, старшие и младшие научные сотрудники, таскали ящики с фруктами, водой и ещё чем-то, потом все вместе садились в автобусы и с песнями ехали к морю.
Сергей ВИННИК.
(Окончание следует).