Любовь Руденко:Крым - это праздник души

21 Декабрь 2019 1328

На Международный керченский фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» Любовь Руденко приехала со спектаклем «Продаётся детектор лжи».

- Я очень рада, что попала на этот фестиваль,- призналась Любовь Николаевна. - Пообщаться с Василием Семёновичем Лановым, Владимиром Кореневым, Александром Голобородько, Ларисой Лужиной, с партнёром по спектаклю, который привезли сюда с Женей Воскресенским, - это такая радость и удовольствие! Вижу, что здесь сложилось настоящее актёрское братство.

- На керченском фестивале вы впервые, но Крым часто посещаете?

- Пятнадцать лет приезжаю на Артековский кинофестиваль «Алые паруса». Снималась в Крыму не раз. В Севастополе в двух картинах - «Морская душа» и «Мины в фарватере». А последние пять лет - в фильмах очаровательной Каринэ Фолиянц. Думаю, многие видели картины «Там, где ты», «Пармские фиалки», «Невеста». Скоро выйдет «Солнечный зайчик». Крым - это родной для меня кусочек земли.

- Выросшая в актёрской среде девочка о другой профессии не задумывалась?

- И в голову не приходило! В девятом классе в сочинении о будущей профессии написала, что хочу овладеть всеми, какие только есть в мире, и вижу единственную возможность сделать это - стать актрисой. Так и получилось и в кино, и в театре. В больших ролях и в маленьких.

- От маленьких, став знаменитой, не отказываетесь?

- Маленьких ролей нет, есть маленькие артисты. И в коротком эпизоде можно раскрыться, создать запоминающийся образ.

- Не уходите из картины даже в таком случае, как произошло на съёмках «Отпуск за свой счёт»?

- Имеете в виду то, что меня «задвинули» из главной героини на одну из второстепенных? Да, сначала утвердили, потом отдали главную роль Елене Романовой, а я стала секретарём начальника, которого играет Александр Ширвиндт. Кстати, и он, к тому времени уже известный актёр, появляется в картине ровно столько, сколько и я. А ещё ведь снимались Людмила Гурченко, Игорь Костолевский. Разве можно было отказаться с такими партнёрами поработать?

- Зато в 14-серийном художественном телефильме «Жизнь Клима Самгина» по одноимённому роману Максима Горького получилось наоборот, и роль в ней стала огромным успехом?

- Точно. Готовилась к небольшой роли Тоси, которая досталась Ирине Розановой, а меня режиссёр Виктор Титов увидел в образе любовницы Клима Дуняши, прототипом которого была певица Евдокия Стрешнева. Но на этой картине был и настоящий удар для меня: пела не своим голосом. Хотя после прослушивания меня утвердили. Пою я с детства, мама научила, а романс - вообще мой «конёк». О причинах замены умолчу. Огорченье пережила. Фильм считаю шедевром, а Виктора Абросимовича Титова - одним из крупнейших современных режиссёров. У него много эпохальных картин, среди которых «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Адам женится на Еве», «Открытая книга», «Здравствуйте, я ваша тётя». О нём снят замечательный документальный фильм «Человек по имени Кино». Счастлива, что снималась в его фильмах. А после «Клима Самгина» проснулась знаменитой, что называется. Мне звонили и утверждали без проб на главные роли. Да вот беда - на следующий год вообще перестали снимать кино.

- Остались только роли в театре?

- Их было не так много, поэтому занялась антрепризой с актрисой и режиссёром Ирой Подкопаевой. Сделали два спектакля - «Воительница» и «Екатерина Великая». Я - продюсер, она - режиссёр, обе играли главные роли. А какие у меня там были партнёры! Дима Певцов, который тогда только начинал сниматься в кино, Лёша Шевченко. Наша незвёздная команда имела колоссальный успех! Спектакли шли на аншлагах. Но на антрепризе много не заработаешь. Зарабатывала я тогда на радио, в рекламе.

- А что за история была с картиной Титова «Не ждали, не гадали», в которой вы снимались?

- В брежневские времена комедию, где я играла защитницу животных, не выпускали на экран из-за одного кадра. На фоне партийного съезда шла надпись: «Ослы приходят и уходят, а мы остаёмся». Режиссёру предложили убрать эту надпись, а он не согласился. Так мы и пролежали восемь лет на полке.

- Как вас приняли в театре, ставшем единственным в творческой жизни?

- Больше всех обрадовалась Наташа Гундарева: «Вот мне замена, а я в кино поснимаюсь». Она много играла на сцене, но кино очень любила. Главный режиссёр Андрей Гончаров боялся, что она уйдёт, и близко не подпускал меня к ролям Наташи. Потом всё-таки я сыграла вторым составом в постановке «Жизнь Клима Самгина», была введена в спектакль «Свои люди - сочтёмся», но так и не сыграла: его сняли из репертуара. Не сыграла и в «Плодах просвещения», потому что режиссёр Пётр Фоменко разругался с Гончаровым, ушёл из театра, и все его спектакли убрали. Судьба так распорядилась, что спустя годы художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис, ученик Фоменко, этот спектакль поставил, но я играю не молодую героиню, а возрастную - барыню.

- Для вас важнее театр или кино?

- Для меня всё важно, что имеет отношение к актёрской профессии: кино, театр, телевидение, концерты, фестивали, мастер-классы, благотворительные выступления для больных детей. Как-то от Бориса Невзорова, с которым снималась в сериале «Родные люди», услышала: «Артист, он как дрова - должен гореть и давать тепло, куда бы его ни положили». Вот куда меня жизнь «положит», там и стараюсь давать тепло.

- Актёрскую династию Руденко продолжает ваш сын Анатолий. Он тоже сразу выбрал профессию?

- Да нет. То юристом собирался стать, то журналистом. Вмешался его величество случай. В антрепризной постановке «Воительница» срочно понадобилось заменить молодого актёра. Все билеты проданы, отменить спектакль нельзя, и режиссёр уговорила Толю спасать ситуацию. Деваться ему некуда было - не подводить же маму-продюсера. Быстро выучил роль, хорошо сыграл, а когда услышал аплодисменты и получил цветы на поклонах, признался: «Мама, я пропал, пойду в артисты».
Я вздохнула с облегчением: не прервётся актёрская династия.

- Часто встречаетесь с ним на съёмках?

- Не очень. Первый раз вместе играли в сериале «Путейцы», но в кадре не пересекались. Потом Валерий Девятилов пригласил нас в картину «Только о любви». Я впервые стала экранной Толиной мамой. В картине «Вчера закончилась война» сын играл возлюбленного моей экранной дочери Леночки Дудиной. Потом Лена с Толей поженились. Она родила нам девочку чудесную. Стала успешной актрисой, сыграла молодую, красивую, энергичную, темпераментную Людмилу Зыкину.

- Толя всегда положительный герой?

- Умудрился со своей внешностью сыграть две сугубо отрицательные, да ещё такие страшные! В сериалах «Всё только начинается» и «Шахматная королева». Меня оторопь брала, - это мой сын?! Но сыграл он прекрасно, и я за него порадовалась.

- Вы тоже играли отрицательных дамочек?

- Не без этого. В картине «Вчера закончилась война», где у меня партнёр великий Богдан Ступка. Толя тоже ужаснулся, когда меня увидел. Но отрицательную роль всегда интересно играть. Это вам любой актёр скажет.

- Есть какой-то незыблемый принцип у актрисы Любови Руденко?

- С молодости запомнила слова своего учителя великого Андрея Александровича Гончарова: «Умоляю вас, никого не играйте, будьте собой! На сцене и в кино нет ничего интересней, чем ваше личное присутствие, ваша душа, ваши мысли. Когда вы получаете роль, просто представьте себя лично в жизненных обстоятельствах этого персонажа». Так я и делаю: каждого персонажа «присваиваю».

Досье

Актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ Любовь Николаевна Руденко родилась в Москве в теат­ральной семье. Первую роль сыграла в восемь лет в фильме по повести Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками». После окончания в 1981 году ГИТИСа была принята в Московский академический театр им. Маяковского, на сцене которого она по сей день. Сыграла роли во многих спектаклях, среди которых «Жизнь Клима Самгина», «Завтра была война», «Теат­ральный романс». На сцене Государственного театра Владимира Назарова - в постановке «Продаётся детектор лжи», в Продюсерском центре «Панорама» - «Любовь по-французски». Снялась более чем в 80 фильмах и сериалах, среди которых: «Жизнь Клима Самгина», «Отпуск за свой счёт», «Вчера закончилась война».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.