«Дельфин» на земле и в воздухе

13 Ноябрь 2019 1276
В Южно-Сахалинск прилетели из Симферополя рекордсменки (слева направо): Валерия Попова, Валентина Слободская, Мария Адаменко, Любовь Уланова, Ольга Петрова и Гертруда Олехнович.
В Южно-Сахалинск прилетели из Симферополя рекордсменки (слева направо): Валерия Попова, Валентина Слободская, Мария Адаменко, Любовь Уланова, Ольга Петрова и Гертруда Олехнович.

В НАТО его называли «простак», наши пассажиры за внешность - «дельфином», а лётчики ласково «Илюша». Он мог всё: добраться до Африки и Антарктиды, помогать метеорологам, вести разведку, быть санитарным транспортом, ретранслятором и лабораторией, служить гражданским и военным, возить первых лиц государства и ставить рекорды, перевозить грузы и пассажиров. А потом ещё и малышню развлекать киносеансами и игровыми автоматами, прохожих кормить. О крымской судьбе одного из самых массовых и надёжных в своё время самолётов «Ил-18» разузнала «Крымская правда».

Мощь в парке

Недавно в Симферопольском сквере имени Тренёва появился арт-объект - выкованная из металла карта страны, претендующая на звание самого монументального памятника столицы республики - 15 тонн веса. В два с лишним раза тяжелее памятника императрице Екатерине Великой в одноимённом горсаду.  Но был в городе действительно самый монументальный памятник: почти 36 метров в длину, более 10 - в высоту, размах крыла без малого 37,5 метра, а вес - 35 тонн. Наш «Илюша», что украшал площадь перед кинотеатром «Космос» на улице и в парке имени Гагарина, радовал детвору мультиками и возможностью подержаться за штурвал.
Знаете, это было классно! Ощущения, сравнимые разве что с настоящим полётом. Приезжаешь с мамой на троллейбусе в городской парк, а там стоит всамделишный самолёт! На турбинах - 4 пропеллера, забираешься на крыло и крути. Или взбегаешь по самому настоящему трапу в салон, прижимаешься носом к иллюминатору. Или машешь родным из кабины пилотов, представляя, что сейчас поднимешь эту стальную птицу в небо, только штурвал на себя потянуть надо. А потом до одури смотришь в салоне соцстрановские мультики про Кротика и компанию или Лёлика и Болека, или играешь на автоматах в «Морской бой», снисходительно поглядывая на малышей, что качаются рядом на лошадке-аттракционе.
В самолёте! Авиасчастье симферопольской детворе подарили 13 апреля 1978-го - приурочили ко Дню космонавтики и годовщине освобождения города от фашистов. Своим ходом «Ил-18Б» с номером 75689 перелетел из Баку, где служил в авиа­отряде, в Симферополь. Потом тягачом по трассе его доставили к кинотеатру «Космос». Всё делалось ночью, секретно, это был сюрприз. Часть контактной троллейбусной сети у выезда с центрального аэропорта, при повороте к железнодорожному вокзалу, улице Гагарина и ещё в нескольких местах пришлось на время снять - к рассвету всё вернули. Через пару дней, когда закрепили трапы и немного переоборудовали салон, кинотеатр «Илюша» принимал зрителей - отбоя не было, целыми классами ходили, с уроков сбегали, лишь бы в самолёт попасть.
Нашему «Илюше» в этом году исполнилось бы 60 лет - его построили на Московском машиностроительном заводе «Знамя труда» в 1959-м. Одна из первых машин серии «Б», на которых устанавливали турбовинтовые двигатели АИ-20 конструкции Александра Ивченко. До этого на «Ил-18» устанавливали двигатели НК-4, но они, вначале показавшие неплохие результаты, однажды загорелись при испытаниях - экипаж чудом смог посадить машину. Самолёт наш служил вначале почти 15 лет в Казахстане, в Алма-Атинском авиаотряде, потом в Азербайджане, в Бакинском, поднимая в небо и доставляя, в том числе и в Крым, по 84 пассажира и 5 членов экипажа. Через 18 лет списан «из-за выработки лётного ресурса». А в Симферополе к тому времени как раз искали крылатую машину под памятник и детский кинотеатр. Подобные появлялись во многих городах страны: Пензе, Свердловске, Душанбе, Запорожье… Кстати, впервые «Ил-18» стал памятником по инициативе однофамильца знаменитого авиаконструктора, почётного гражданина Останкинского района Москвы и Переяславль-Хмельницкого, героя Украины Михаила Сикорского. В 1976-м он попросил лайнер для исторического музея в Переяславле, которым руководил много лет.
Увы, лихолетья конца прошлого века не пощадили нашего «Илюшу»: закрыли детский кинотеатр, потом убрали игровые автоматы, устроив кинозал и прокат видеокассет для взрослых. Двадцать лет назад при попустительстве властей самолёт и вовсе стали распиливать на металл, утверждая, что «спасают город от притона». Останки лайнера вывезли из парка в 2000-м, по иронии судьбы тоже в канун Дня космонавтики и годовщины освобождения города от фашистов. Похожая участь постигла большинство «Илов» в городах, лишь в Ставрополье смогли сохранить его в парке - там детская комната смеха. Впрочем, несколько лет назад тогдашний депутат Госсовета республики Пётр Запорожец предположил, что можно было бы установить в Симферополе на том же месте какой-нибудь списанный самолёт - «это было бы хорошим патриотическим шагом Крыма». Но пока «шагать» в этом направлении в городе никто не собрался.
Не собираются и в Евпатории, где «Ил-18», серии «В», с тремя пассажирскими салонами на 100 пассажиров, стоял прямо перед жилыми многоэтажками в нынешнем сквере имени Маршала Соколова. Там с 1982-го по 1995-й было кафе «Полёт» с очень вкусным мороженым в вазочках. Кстати, ещё один «Ил-18Б», как симферопольский, стоит до сих пор перед многоэтажками в Луцке (Украина). Это был детский кинотеатр, потом взрослый бар, теперь - тень на автостоянке.

Всё выше и выше

Впервые «Ил-18», с поршневым двигателем, конструктора Сергея Илюшина появился в 1946-м, его даже показали на авиапараде в Тушино. Но Иосиф Сталин, узнав, что самолёт может перевозить по 75 человек, не рекомендовал продолжать работу над ним - «любая катастрофа самолёта - трагедия для государства».
К слову, позже, по официальной статистике КБ «Илюшин», за почти двадцать лет с «Ил-18» произошло 16 авиакатастроф. Самые крупные: 16 ноября
1967-го в Свердловске, когда погибли 102 человека, и 27 апреля 1974 в Ленинграде - 109 погибших.
После рекомендации вож­дя тот единственный лайнер участвовал лишь в парадах и испытаниях, списан незадолго до смерти Иосифа Виссарионовича. Вновь к идее «Ил-18», но с новыми, турбовинтовыми двигателями, конструктор Сергей Илюшин вернулся по распоряжению Никиты Хрущёва: создавать более вместительные самолёты. Какие-то наработки, например гермокабина большого диаметра, взяты от прежнего, какие-то абсолютно новые. В итоге летом 1957-го дважды Герой Советского Союза лётчик-испытатель Владимир Коккинаки (много раз избиравшийся депутатом Верховного Совета СССР от Крыма) впервые поднял обновлённый «Ил-18» в небо. Спустя два года из Москвы в Адлер и из Москвы в Алма-Ату отправились первые самолёты с пассажирами - «Илюша-18» надолго стал самым массовым лайнером страны. Более 700 их было создано до 1970 года - многие побывали и на нашем полуострове, в том числе привозя сюда руководителей государства и покорителей космоса.
И рекорды на этом самолёте ставили, авторы многих - единственный тогда в стране женский экипаж турбовинтового самолёта. Командир кораб­ля Герой Социалистического труда Любовь Уланова, второй пилот Валентина Слободская, штурман Гертруда Олехнович, бортинженер Валерия Попова, бортрадист Мария Аламенко, бортпроводник Ольга Петрова. 14 октября 1967-го они на «Ил-18Д» (усовершенствованные двигатели и дополнительные топливные баки) с номером 75441 вылетели из Симферопольского аэропорта. Задача - установить к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции мировые рекорды дальности беспосадочного перелёта для турбовинтовых самолётов и для женских экипажей. Летели в Южно-Сахалинск (самый длинный в СССР маршрут), через всю страну, на разных высотах и в разных погодных условиях. Когда вылетали из Симферополя, диспетчер передал тревожное сообщение: после взлёта на полосе обнаружился большой масляный след. Думали, что повреждена топливная система, но сесть обратно с таким запасом топлива на борту было невозможно - город подвергали опасности, да и рекорд всё-таки хотели поставить. Полетели на свой страх и риск, проверили все системы самолёта - норма, а на полосу просто излишки при заправке вылились. Полёт проходил в штатном режиме, пока не вмешался ветер - встречный. По инструкции они должны были сесть на запасной аэродром, не лететь дальше в Южно-Сахалинск, но подвести тех, кто верил, кто готовил полёт, женщины не могли. И они решили набрать высоту - нормативная для самолёта была 8 тысяч метров, поднялись почти до 13 тысяч. Сразу установив ещё один рекорд - никто не поднимался так высоко на турбовинтовых самолётах. Какой ценой он дался, как справлялись с недостатком кислорода, страхом - нам даже предположить трудно. И как удерживали на Дальнем Востоке два пилота штурвалы, чтобы самолёт, уже почти пустой, без топлива, не клюнул носом вниз на посадочной полосе…. Но зато к рекорду высоты добавились и запланированные - дальности беспосадочного перелёта для этого типа машин и для женских экипажей, и ещё один - кратчайшее время в пути по маршруту. 7661 километр, 12 часов 12 минут в небе провёл экипаж, стартовавший из Симферополя. Сейчас по этому маршруту летают другие самолёты, но только с пересадками и минимум на час дольше.

Кстати

В 1913 году российский авиаконструктор Игорь Сикорский создал первый пассажирский (впрочем, через год он стал и первым военным - бомбардировщиком) самолёт. Тоже «Илюшу», четырёхмоторный биплан (две пары крыльев, расположенные одна над другой) «Илью Муромца». В 1920-м уже «Красные муромцы» бомбили войска Врангеля в Крыму, на станциях Джанкой и Фёдоровка. Позже самолёты использовались на первой почтово-пассажирской линии «Харьков - Севастополь», затем - «Москва - Севастополь».



«Ил-18Б» в Симферополе стал детским кинотеатром.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото с сайта simfion.ru и samlib.ru