Путешествие из ада в рай

Первый иммерсивный спектакль Крыма

6 Апрель 2019 701
Настоящая любовь и разум несовместимы.
Настоящая любовь и разум несовместимы.

У служебного входа в Севастопольский академический русский драматический театр им. А. В. Луначарского многолюдно. Почти 60 человек пришли на необычное действо - иммерсивный спектакль по произведениям Достоевского. Много молодёжи, чувствуется лёгкое волнение. Впереди у каждого - свой путь из темноты к свету.

Иммерсивный спектакль - явление привычное для
Москвы или Санкт-Петербурга, но очень необычное для Крыма. Это театр-прогулка, где зритель - полноправный участник происходящего. В любой момент актёры могут заговорить со зрителем или вовлечь их в представление.
В Севастополе так и происходит. На протяжении всего спектакля ты чувствуешь себя частью  происходящего, будто великий писатель ненадолго пускает тебя в свой мир. Открывает душу, говорит с тобой разными голосами и способами, даже через музыку.
Спектакль начинается с инструкции. Всех зрителей просят отключить мобильные телефоны. Позже понимаешь, что это не просьба, а необходимость. В звенящей тишине подвалов театра посторонний звук моментально разрушит особую атмосферу.
Путешествие начинается со служебных помещений. Мы оказываемся среди декораций, где-то в недрах театра. Металлические ящики, деревянные конструкции, темно вокруг. Единственный источник света - фонарь в руках у Проводника. Это Николай Нечаев, автор идеи и режиссёр-постановщик. Он ведёт десятки людей через подвалы, темноту, хаос.
В первой части спектакля неожиданно мы встречаем Алексея Ивановича, главного героя романа «Игрок». Он говорит о своей безумной любви к Полине, о том, как делал ставки. Идёт по шатким металлическим ящикам и вспоминает, как провёл время в казино. Осторожные шаги и внезапные движения будто передают его состояние у рулетки, когда то сомневался, то рисковал.
Дальше - чтение отрывка из «Преступления и наказания». Зрители получают по листу бумаги, из которых складывается поступок Раскольникова. Затем музыка, звуки которой в темноте и тишине подвала проникают глубоко в душу. После - новые монологи. Под потолком, в свете фонарей Проводника и его помощников. И от этого каждое слово попадает точно в цель. Оставляет за собой шлейф раздумий, когда мысли вдруг начинают двигаться, взаимодействовать, составлять картины. То, чего так не хватает в информационном шуме наших дней.
Постепенно мы приходим к светлому коридору. Потом узнаем, что дальше будет свет. Что путь по тёмным закоулкам сознания великого Достоевского подходит к концу. Но здесь пока стоим. Ждём. И начинаем разговор о счастье. Какое оно? Почему для всех разное? Для одних - бутерброд с колбасой и любимый фильм, для других - прогулка в одиночестве в горах, для третьих - зарплата в кошельке. И потоком льются слова, за которыми скрывается простой смысл: счастье происходит каждую секунду, его нужно уметь видеть и чувствовать, счастье и в том, чтобы жить моментом.
После этого - свет. Длинный коридор театра, лестница, четвёртый этаж. Мы в «раю», на Малой сцене. Где нас ждёт встреча с героями трогательной и чувственной истории «Белых ночей» - Мечтателем и Настенькой. Жертвенная, нежная, чистая любовь. Такая, которой так не хватает в век потребления, когда каждый ищет выгоду, когда почти невозможно найти того, с кем можно разговаривать без остановки, шутить, совершать безумные поступки и понимать, что всё это - счастье. Просто потому, что делаешь это с человеком, который есть на свете. И не хочется его присваивать, и страшно прикоснуться, чтобы не разрушить эту лёгкость.
Спектакль длится около двух часов. За это время вы побываете в подвалах театра, пройдёте коридорами, которые обычно недоступны зрителям. Но это лишь внешняя сторона путешествия. Главное - это то, что будет происходить внутри. И если вы найдёте ответ хотя бы на один свой вопрос, значит, в этот день театр в вашей жизни случился не зря.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.