«Левый» мицетин

6 Апрель 2019 725
Лекарства проверяют неразрушающим методом.
Лекарства проверяют неразрушающим методом. Фото автора.

«Всегда беру эту мазь!» - тряся тюбиком, мужчина пытается доказать что-то девушке, стоящей по ту сторону аптечного стекла. «Ничего не знаю, она от завода-производителя! А то, что цвет не устраивает, так мы не парикмахерская. Менять не буду!». С похожей ситуацией наверняка сталкивались многие. Кто прав и что делать - разбиралась «Крымская правда».

Нельзя, но…

Фармацевт, отказавшаяся поменять препарат, права: в нашей стране лекарства и мед­изделия не подлежат обмену и возврату. Даже если вы ими не пользовались или не успели ещё уйти из аптеки. Товар оплатили - он ваш, а подходит по составу и показаниям или нет - надо раньше думать.
- Поэтому обязательно перед покупкой попросите у фармацевта инструкцию по применению и внимательно прочтите, - советует Василий Климов, руководитель Росздравнадзора по Республике Крым и Севастополю. - Также покупатель вправе попросить документы (заверенные копии) о качестве препарата - декларацию о соответствии или сертификат, товарно-сопроводительные документы изготовителя.
Попытаться вернуть препарат и деньги за него всё-таки можно, но только, если он - ненадлежащего качества. Официально - «не соответствует показателям, установленным нормативными документами», по-простому - с недостатком, получившимся по вине производителя - продавца. Как поясняют в Роспотребнадзоре, в этом случае работает статья 18 Закона «О защите прав потребителей». Теоретически воспользоваться правом по ней можно в течение 14 дней с момента покупки. Но в ситуации с лекарствами реально сделать это лишь, что называется, не отходя от кассы, и при наличии чека. Иначе где гарантия, что вы не подстроили «недостатки». К ним относятся: истёкший срок годности; дефект маркировки (не указаны серия и сроки годности, или же они разнятся на упаковке и на этикетке). Недостатками будут отсутствие инструкции по применению (либо она от иного препарата) и сколы на бутылке, негерметичность упаковки, пробки, крышки, порванная коробка или смазанная полиграфия. Считается и несоответствие описания лекарства по инструкции и реальности - тот самый цвет мази, запах, форма, размер, консистенция, осадок. Но опять же, если получилось определить это, не вскрывая первичную упаковку - тюбик, флакон, блистер, можно попытаться вернуть. Вскрытые - нельзя.
Мы решили проверить, как схема работает. В популярной аптеке купили блистеры анальгина, а из дома прихватили завалявшийся тюбик мази, от неправильного хранения потерявший густоту, и коробку препарата, срок годности которого истёк. Воспользоваться недостатком «нет инструкции» - не получилось, даже к знакомому анальгину приложили распечатку. Фармацевт покупку аккуратно уложила в пакетик, а мы, не донеся до двери, тихонько раздавили в блистере несколько таблеток. Вернулись с чеком и начали «качать права». Получилось: препарат забрали, тут же утилизировали, занеся данные в журнал, деньги вернули. Хотя бедная фармацевт и недоумевала, как могла при выдаче дефекта не заметить, да и остальные препараты серии нормальные оказались - проверила. Вернуть деньги за «неправильную консистенцию» мази и за препарат с истекшим сроком не удалось. Во-первых, чека не было, а значит, и гарантии, что покупали здесь. Во-вторых, мазь была вскрыта, а что касается «истёкшего срока», то специалист проверила партию аналогичного препарата у себя, и сроки везде были нормальные.

Лаборатория в помощь

Самому определить недоброкачественный препарат можно только визуально.
- В остальных случаях определить качество, а уже тем более фальсификацию, можно лишь в лаборатории, - поясняет Василий Викторович. - При этом проверяется не конкретная упаковка, а вся серия препарата, выпущенная производителем на одной линии в одно время. Поэтому обратиться к нам человек, у которого лекарство вызвало сомнение, может, но только письменно, обосновав, что смутило, приложив чек о покупке. Нести на проверку пузырёк или блистер не надо. Их всё равно не хватит, так как для качественного исследования необходимо несколько десятков упаковок. Не получили от препарата обещанного эффекта? Уведомите лечащего врача, его назначившего. Возможно, препарат именно вам не подошёл или дозировка неверная.
В любом случае врач передаёт информацию нам. Если ситуация с препаратом неединичная - проводится проверка, в том числе наши коллеги на материке проводят её и по контрольным образцам на заводе-изготовителе.
К счастью, фальсифицированных препаратов, как и незарегистрированных (на упаковке не указано «лс», «лср» и номер регистрационного удостоверения) на полуострове специалисты не обнаружили. Кстати не прошедшие у нас все клинические испытания, особенно опасны - ввезены нелегально и эффект могут дать непредсказуемый. По словам руководителя ведомства, любой желающий может проверить, зарегистрировано ли лекарство на территории страны в открытой электронной базе Государственного реестра лекарственных средств - grls.rosminzdrav.ru. А на сайте www.roszdravnadzor.ru/services/lssearch можно посмотреть конкретные серии лекарств, изъятых из обращения. Обратите внимание, бракуется не весь препарат, а лишь определённая серия.
Если вы приобрели серию из списка изъятых и сохранился чек, обращайтесь с жалобой в ту аптеку или в терорган Рос­здравнадзора (телефон в Симферополе для республики - (код с мобильного +73652) 60-16-86; в Севастополе (+78692) 67-00-54). По закону все изъятые из обращения серии должны быть утилизированы и не могут продаваться. С теми, кто нарушает, будут разбираться, а вам должны вернуть деньги.

Проверки идут

Кстати, треснутая крышка флакона, а также белый налёт под крышками, то есть «несоответствие  документации по показателю «Упаковка», стали в минувшем году причиной изъятия по стране определённой серии популярного сердечного средства. Выявили это наши крымские специалисты, проверив одну из аптек в Феодосии.
- На месте с помощью передвижной экспресс-лаборатории с использованием современных технологий абсолютно безвредных и неразрушающих Бик-метода и раман-спектроскопии (для жидких форм препаратов.- Ред.). Если препарат качественный, возвращаем, если нет - протокол изъятия и на полное исследование в стационарную лабораторию Симферопольского филиала ФГБУ «Информационно-методический центр по экспертизе, учёту и анализу обращения средств медицинского применения» Росздравнадзора, - уточнил Василий Климов. - Методы очень чуткие, реагируют на малейшие отклонения от заявленного изготовителем эталона. В этом году по республике уже проверено 45 образцов препаратов. У 4 спектры не совпали с эталоном, поэтому направили на полное исследование по всем показателям. В Севастополе проверили 47 образцов лекарств, сомнений по качеству нет.
Между тем, уже с 1 января будущего года покупателям в аптеках не надо будет задумываться, качественный ли препарат продают, зарегистрирован ли он, не изъята ли серия и так далее. В нашей стране внедряется система маркировки лекарственных средств: до конца года на каждом выпускаемом препарате появятся QR-коды, по которым можно будет проследить всю информацию о препарате и пути его от изготовителя до аптеки.
А в каждой аптеке появятся считывающие устройства: поднесёте до покупки коробочку с кодом и всё узнаете. По словам главы ведомства, хозяева аптек пока не торопятся регистрироваться в этой системе и обзаводиться спецтехникой. Но придётся: иначе с нового года просто не смогут продавать лекарства.

Кстати

Если на препарате значится «годен до», к примеру,
1 мая 2019 года, то продавать и использовать его можно, в крайнем случае, в течение 30 апреля. Если же срок годности значится - май 2019, то применять и продавать можно весь месяц, до 31 мая.

 

Наталья ПУПКОВА.