«Небывалое бывает»

Закат англосаксонского могущества

23 Август 2018 772
Сергей Киселёв.
Сергей Киселёв.

О нарастающих противоречиях между США и странами Евразийского континента и геополитических тенденциях последнего времени рассказал корреспонденту «Крымской правды» политолог, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского Сергей КИСЕЛЁВ.

- Российско-германские переговоры, вызвавшие такой большой резонанс в СМИ, продолжались 3 часа за закрытыми дверями. Это далеко не первая встреча Владимира Путина с Ангелой Меркель, и никаких судьбоносных документов на ней не подписывали. Позиции сторон, судя по брифингу, тоже без особых изменений. Из-за чего же такой шум?

- Действительно, на первый взгляд, каких-либо судьбоносных прорывов в ходе переговоров не произошло, но стоит подчеркнуть, что это вторая встреча между Владимиром Путиным и Ангелой Меркель за последние три месяца. Немецкие СМИ, комментируя эту встречу, склоняются к мнению, что к сближению позиций Берлина и Москвы канцлера Германии подталкивает политика президента США, его обвинения Меркель в «зависимости от России» и угрозы применить санкции по отношению к участникам проекта газопровода «Северный поток-2». Владимир Путин всегда подчёркивал, что Германия для России является стратегическим экономическим партнёром, и всегда выступал за диалог между двумя странами, даже в острую фазу кризиса из-за Украины и несмотря на санкционное давление со стороны стран Запада. Президент России последователен в своей политике и неуклонно ей следует. Что же касается канцлера Германии, то её позиции на международной арене и внутри страны существенно ослабли, всё больше немецких граждан выходят на улицы с требованием - «Меркель, уходи!». Возможно, что на закрытой встрече обсуждались вопросы противостояния американскому давлению на экономику Европы и места России в этом процессе, от которой Дональд Трамп требует поддержки своим действиям или нейтралитета. Как бы там ни было, но если в российско-германских отношениях начнёт «таять лёд», возобновится интенсивное экономическое сотрудничество, то у американцев возникнут большие трудности в «обуздании» Европы, да и во всей внешней политике. Это понимают все. Отсюда и тот «шум», который сопровождал встречу Владимира Путина и Ангелы Меркель.

- Частный визит в Австрию на свадьбу министра иностранных дел в сопровождении Кубанского казачьего хора, несмотря на частный характер, стал знаковым жестом. Поскольку, как мы знаем, президент «просто так» ничего не делает (тем более на международной арене), как этот жест можно истолковать? Что это мог быть за сигнал и кому?

- Трудно предположить, что частный визит Владимира Путина на свадьбу главы австрийского МИДа Карин Кнайсль - это всего лишь вежливый жест в ответ на её приглашение. Западные СМИ увидели в этом действительно неординарном поступке президента РФ и открытую поддержку евроскептиков, входящих в правительство молодого канцлера Австрии, и прямой вызов Ангеле Меркель и Жану-Клоду Юнкеру, которых публично критикует Кнайсль, и даже стремление Путина «разрушить европейское единство». Всё это так, если считать, что президент России «просто так ничего не делает». А вот если считать, что Путин не смог отказать женщине (и видному австрийскому политику), которая пригласила его на, по её словам, «главное событие в жизни», то это уже выглядит совсем по-иному.

- Эрдоган «разбушевался»: президент Турции попросился в БРИКС, ввёл ограничения на импорт американских товаров и объявил о готовности его страны начать амбициозный и масштабный проект по строительству канала «Стамбул», который должен стать альтернативой загруженного пролива Босфор. На новую транспортную артерию не будет распространяться действие конвенции Монтрё. Как повлияет её появление на ситуацию в регионе и что это всё может значить для нас?

- Эрдоган не на шутку «разбушевался», и мы, как мне кажется, видим только начальную стадию этого его психического состояния. Турция для России очень непростой партнёр для взаимоотношений на международной арене и очень важный. У многих из нас к Турции, с которой у России было более 30 войн, на генетическом уровне существует настороженность и недоверие. Стоит также напомнить, что турецкое государство в том виде, в котором оно существует ныне, во многом состоялось благодаря поддержке Советского Союза в 1920-е годы. Совсем недавно Россия оказала помощь турецкому президенту во время попытки государственного переворота, буквально «наступив на горло» собственным обидам, что лишний раз подчёркивает важность турецкого направления для нашей внешней политики. Это принесло свои плоды, поэтому можно с высокой степенью уверенности предположить, что на новый судоходный канал «Стамбул» будут распространены те же ограничения конвенции Монтрё на проход военных судов, какие действуют в отношении черноморских проливов. Уверен, что проработка этого вопроса уже идёт.

- «Наш» Трамп или «не наш», но борьба элит в США не ослабевает, американцы остаются в Сирии, вводят новые пакеты санкций и активизируют пятую колонну внутри России. Чего нам ждать осенью? Контрнаступления на ближневосточном или украинском фронте или «атаки с тыла» - то есть со стороны нашей версии «глубинного государства»?

- Трамп не просто «не наш», а активно «не наш». Антироссийская истерика в американских правящих кругах и СМИ не стихает, несмотря на то, что население, по данным опросов, начинает от неё уставать. Представители государства и правящего слоя Америки, которая за послевоенные годы активно участвовала в свержении законной власти в десятках государств, постоянно вмешивается в ход выборов на всех континентах, сама при этом имея довольно архаическую и не подконтрольную международным институтам избирательную систему, обвиняет в итогах выбора американским народом действующего президента… Россию. Эти голословные и бездоказательные обвинения сопровождаются конкретными внешнеполитическими решениями и различными санкциями в отношении Российской Федерации и её граждан. Думаю, что следует согласиться с главой российского МИДа С. В. Лавровым, который трактует все эти шаги США как недобросовестную экономическую конкуренцию со стороны слабеющей супердержавы.
Недавно в американских политических кругах возникла идея о необходимости возвращения к принципам доктрины Монро, в соответствии с которой Западное полушарие объявлялось зоной, закрытой для вмешательства европейских держав. Отвечая на поставленные вопросы, я подумал, что величайшим благом для человечества было бы разработать аналогичную доктрину для остальной части мира или хотя бы для Европы, которая запрещала бы США вмешиваться в её внутренние дела. Для созвучия американской такую доктрину можно было бы назвать «Доктриной Монтрё», провозгласив её в швейцарском курортном городке Монтрё, который имеет опыт проведения международных конференций.
Увы, но пока ещё европейские элиты не готовы даже к мысли об этом. Однако если американская политика будет и дальше развиваться по пути бесцеремонного давления на весь внешний мир, то слова Петра I, выбитые на медали в честь одной из первых побед русского флота - «Небывалое бывает» - могут воплотиться в такой основополагающий для нового мироустройства документ.

Президент России последователен в своей политике и неуклонно ей следует. Что же касается канцлера Германии, то её позиции на международной арене и внутри страны существенно ослабли.

Совсем недавно Россия оказала помощь турецкому президенту во время попытки государственного переворота, буквально «наступив на горло» собственным обидам, что лишний раз подчёркивает важность турецкого направления для нашей внешней политики. Это принесло свои плоды.

Если в российско-германских отношениях начнёт «таять лёд», возобновится интенсивное экономическое сотрудничество, то у американцев возникнут большие трудности в «обуздании» Европы да и во всей внешней политике.

Трамп не просто «не наш», а активно «не наш». Антироссийская истерика в американских правящих кругах и СМИ не стихает, несмотря на то, что население, по данным опросов, начинает от неё уставать.

Николай ФИЛИППОВ.