Земля ценнее дома
Дождётся ли реконструкции особняк Арендта?

«Симферопольская стена плача». Это полушутливое, полускорбное прозвище много лет назад закрепилось за одним из самых известных зданий крымской столицы - Домом Арендта на улице Карла Маркса, 25. Голые стены, зияющая дыра вместо кровли, ни окон, ни дверей - вот всё, что сейчас осталось от памятника истории и архитектуры. И почти никто не помнит, каким он был раньше - элегантный особняк дореволюционной постройки.
Знаменитое семейство
Андрей Фёдорович Арендт - надворный советник и штаб-лекарь, на протяжении нескольких десятилетий лечивший почти весь Симферополь. Вместе с супругой и десятью детьми он одно время проживал в одноэтажном доме по улице Долгоруковская, 14. Однако там многочисленному семейству стало тесновато, так что в 1843 году знаменитому врачу был выделен участок под строительство более просторного жилья.
Вообще таврическая ветвь Арендтов - семья в России достаточно известная. Сын Андрея Фёдоровича, Николай, пошёл по стопам отца и стал врачом, а помимо лечебной карьеры, увлекался воздухоплаванием. Именно он разработал конструкцию безмоторного самолёта и заложил основы отечественного планеризма. Его жена София Андреевна Сонцова-Арендт - основательница первого в Симферополе детского сада. Разумеется, дом, в котором проживало столь известное и достойное семейство, в наши дни представляет не только архитектурную, но и историческую ценность. Правда, в конце 80-х годов прошлого века некоторые историки выразили сомнение: действительно ли здание на Карла Маркса, 25, принадлежало Арендтам? Согласно появившейся в то время версии, Николай Андреевич не проживал в построенном отцом доме - особняк принадлежал некой купчихе Софье Ребец. И только со временем выяснилось, что указанная дама - сестра Николая Арендта, урождённая Арендт, ставшая в замужестве Ребец. Кстати, её супруг Франц Яковлевич был не купцом, а статским советником, преподававшим древние языки в мужской гимназии.
Многолетняя борьба
Так или иначе, в советские годы особняк перешёл в государственную собственность и был отведён под жилые квартиры. Дом Арендта оставался обитаемым и поддерживался в более-менее приемлемом виде, пока в 1998 году Республиканский комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан не принял решение о создании в старинных стенах крымскотатарского музея искусств. Здание было сначала отдано в аренду, а позднее передано в собственность аффилированной с меджлисом (организацией, запрещённой в РФ) структуре - «Фонду Крым». Жильцов из восьми квартир незамедлительно выселили, а строители поспешили выйти на объект ещё до того, как были решены финансовые и организационные вопросы. Рабочие вскрыли крышу, обнесли здание забором и ушли. Брошенный особняк стал стремительно ветшать. Тогда представители «Фонда Крым» заявили, что здание уже не подлежит восстановлению и музей искусств крымскотатарского народа нужно делать не в Доме Арендта, а вместо него. Организация получила от Симферопольского горсовета разрешение на разработку проекта землеустройства под культурный центр, офисные помещения и паркинг. В целом задуманный объект являл собой девятиэтажный новодел, который явно не вписывался в исторический центр города. Однако новых хозяев Дома Арендта это не смущало. Зато общественность заволновалась, и в 2012 году началась активная борьба за спасение знаменитого особняка. В итоге удалось уберечь дом от сноса, однако добиться его реставрации не получается по сей день.
- Дом Арендта нуждается в срочных мерах по консервации. Допустим, не все специалисты соглашаются, что он является памятником истории, но, я думаю, никто не будет спорить с тем фактом, что здание представляет огромную архитектурную ценность, - говорит журналист и общественный деятель Лидия Адельшинова-Михайлова. - На нём есть уникальные элементы фасада, которые нужно сохранить, как это делается в Европе. Здание необходимо укрыть временной крышей, чтобы спасти от дальнейшего разрушения. Мы неоднократно обращались с вопросами по его восстановлению и реставрации к властям, в частности в Госкомитет по охране культурного наследия, но так и не получили внятного ответа. Мы считаем, что если Симферополь потеряет Дом Арендта, это будет невосполнимая утрата. И никакие современные здания не заменят нам нашей истории, архитектуры и культуры.
Главное - успеть
Складывается впечатление, что крымские власти махнули рукой на многострадальные руины в центре города и попросту ждут, когда остов рассыплется окончательно, погребя под обломками последние надежды на спасение Дома Арендта. Зато освободится подходящий для застройки участок в самом центре Симферополя. Однако в Госкомитете по охране культурного наследия нас уверили, что это не так.
- К величайшему несчастью, главная проблема сейчас - наличие у объекта собственника в лице «Фонда Крым». Он не зарегистрирован в правовом поле Российской Федерации и находится в Киеве, но по закону это не мешает ему быть собственником здания в центре Симферополя, - комментирует заместитель председателя Госкомитета по охране культурного наследия РК Вячеслав Зарубин. - Владельца невозможно выгнать росчерком пера, однако Минимущества Крыма начало процедуру по изъятию здания в государственную собственность. Когда она будет завершена, останется один выход: объект нужно включать в реестр инвестпроектов. То есть продавать в частные руки, чтобы деньги в реставрацию вкладывал собственник. Это, конечно, дорогостоящий процесс, но здание находится в центре Симферополя и, я думаю, вызовет интерес у потенциальных инвесторов. В Крыму есть положительный опыт такого рода. Например, дом Кесслера в Лозовом: инвестор его выкупил и восстановил должным образом. Так что не нужно пугаться подобной практики. Но прежде необходимо решить вопрос с собственником. И опыт показывает, что на это может уйти не один год.
Итак, сейчас главное препятствие для восстановления Дома Арендтов - «Фонд Крым». А значит, вопрос возрождения памятника архитектуры из культурной плоскости перешёл в политическую и правовую.
В Министерстве имущественных и земельных отношений РК нам подтвердили, что ведомство работает над возвращением знаменитого особняка в собственность республики. Главное, чтобы за время затяжных разбирательств оспариваемый объект не успел рухнуть, унеся с собой ценный фрагмент крымской истории.
Елена ЮМАНОВА.