Кирилл Разлогов: Сотрудничать, а не конкурировать

23 Март 2018 950
Кирилл Разлогов.
Кирилл Разлогов.

Своим мнением о состоянии отечественного кинематографа известный российский культуролог, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный директор Ялтинского международного кинофестиваля «Евразийский мост» Кирилл Эмильевич Разлогов поделился на мультимедийной пресс-конференции по итогам минувшего года. В беседе с ним участвовали московские и крымские журналисты.

- В чём, по-вашему, причина разительного отставания отечественного кинематографа от Голливуда?

- Пока на кино в России государством выделяется около шести миллиардов рублей в год, ни о каком «догоним и перегоним» речи быть не может.
В долгие объяснения вдаваться не приходится: таков примерно бюджет одной средней голливудской картины. Голливуд продолжает удерживать уверенное лидерство на мировом рынке кинопродукции. Однако в минувшем году и у нас наметились успехи.

- Что об этом свидетельствует?

- Показатели по кассовым сборам в кинопрокате. Они улучшились, но, правда, не настолько, как нам бы хотелось, - на отечественные фильмы приходится всего 22 процента от общей суммы сборов. Нужно иметь в виду, что эти результаты зависят целиком и полностью от наличия одной, двух или трёх высококассовых картин. Крупные успехи - это чистая случайность. Конечно, нужно поощрять такие случайности, находить и поддерживать талантливых людей, которые могут их создавать.
В Голливуде, безусловно, царит не только культ денег, но и культ таланта. А в области кино вопрос денег решается талантом.

- Как обстоит дело с продвижением на международную арену?

- Наши кинематографисты принимают участие в зарубежных киносмотрах, где получают признание в узкой среде фестивальных критиков и судей. Что является признаком продвижения российского кино на международной арене, а, значит, заслуживает внимания.

- Есть какая-то «статистика успеха»?

- Цифру можно назвать: от пяти до десяти наших фильмов в год становятся заметным событием. Некоторые картины попадают в международное некоммерческое фестивальное сообщество. Например, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. На сегодня это самый фестивальный режиссёр современного кинематографа, обладающий необходимыми качествами для мирового престижного успеха. У нас в стране чемпионом фестивального проката стала «Аритмия» Бориса Хлебникова, собравшая почти все премии, которые только возможны на нашей территории, и даже несколько наград за рубежом.

- Вы как-то сказали, что с Голливудом надо сотрудничать, а не конкурировать. По-вашему, это будет способствовать развитию отечественного кино?

- Я за то, чтобы развивать совместное производство фильмов, укреплять взаимосвязи с творческими работниками, за то, чтобы показывать наши картины за рубежом не только сотрудникам наших посольств, но и местной аудитории. Пример успешного сотрудничества с Голливудом - окупившая себя в прокате лента «Последний богатырь». Это практически первая голливудская картина на русском языке, с русскими актёрами, с русской тематикой. Не так давно отмечали годовщину фильма «Титаник» и забыли о самом главном - эта картина спасла отечественный прокат. Фильм был показан в Калининграде по инициативе режиссёра в благодарность за то, что наши учёные помогли ему сделать подводные съёмки, потом была показана по первому каналу нашего телевидения и стала общенациональной сенсацией. И с этого момента пригласить девушку в кино перестало быть позором. После этого открылось много кинозалов и началось возрождение отечественного кино в прокате. Это один из основных парадоксов. Мы до сих пор мечтаем, как бы нам сузить платформу для зарубежных фильмов и отдать больше места отечественным, но делается это абсолютно негодными средствами. Если бы мы тогда «убили» «Титаник», а сейчас сделаем это с «Последним богатырём», с оте­чественным кино дела шли бы и пойдут ещё хуже.

- Лично у вас были какие-то открытия в минувшем году?

- Да. Это якутское и кабардино-балкарское кино. Вообще наблюдается подъём регионального кино. Башкирская картина «Из Уфы с любовью» вошла в классику отечественного кино. Якутское кино стало феноменом массовой мировой фестивальной культуры. Его программа была показана в Берлине на предыдущем фестивале, затем на одном из крупнейших азиатских фестивалей в Пусане. А кроме того, якутское кино - одно из немногих, которое само себя окупает. Там делают за маленькие деньги картины на языке народа, и они пользуются огромным успехом. Так же поступают киргизы, узбеки, и их фильмы блестяще окупаются и даже приносят более чем достаточную прибыль. У нас тоже была такая картина, которой мы в какой-то момент хвалились - «Бабушка лёгкого поведения». Низкобюджетная лёгкая комедия, затраты на которую окупились. Но одна картина не может повлиять на общие доходы в кинопрокате.

- Почему этого не происходит с крупнобюджетными картинами?

- Они априори окупиться не могут. За очень редким исключением. Окупиться они могут только на международном рынке, что и происходит с голливудскими. Если наши будут показаны не только в России, а хотя бы в половине мира, тогда - да. Но для того, чтобы делать картины, которые будут интересны в половине мира, нужно делать их по-другому, выбирать тематику, которая там интересна. Опять же приведу в пример Голливуд. С 70-х годов, когда Голливуд перестал быть частью американской культуры, а стал частью планетарной культуры, оттуда исчезли все признаки американской культуры, кроме, может быть, расового сочетания чернокожих и белых. Они стали делать фильмы о космосе. Те же «Звёздные войны». Долгосрочный проект. Недавно вышла после достаточно длительного перерыва последняя часть, которую все очень хвалят. Государству надо решить, чего требовать от Фонда кино.
О фильмах «Утомлённые солнцем-2» и «Викинг» говорят: потраченные на них немалые деньги не окупились. И никто не отмечает, что эти фильмы увеличили общую долю отечественного кино в российском прокате. Надо определиться, чего хотим - чтобы фильмы окупались или чтобы увеличивалась общая доля российского кино в прокате. А если вы хотите того и другого, то, наверное, надо превращаться в Голливуд и переезжать в Калифорнию, как делали предприимчивые люди из Рыбинска и Одессы, которые тот самый Голливуд основали в начале XX века.

- Что вы думаете о реанимации Ялтинской киностудии?

- Речь может идти только о реанимации бренда. Студию реанимировать невозможно: она существовала в одних условиях, а сейчас они совершенно иные. В Ялте я бываю каждый год и удивляюсь, что городские таксисты не знают, где находится памятник Ханжонкову и вообще кто он такой. Вот это уже тревожащий симптом. Мы живём в мире, где реанимация символов играет огромную роль. Значительно большую, чем реанимация здания.
И дело людей, живущих в Ялте, - символ известной на весь мир студии всячески поддерживать. Советского рода студия уже не восстановима. Из 39 студий, существовавших в Советском Союзе, осталась только одна - «Мосфильм», которая и есть символ. Вторым может быть «Ленфильм». Другие студии в традиционном понимании этого слова - со зданиями, со штатами - не работают. Вместо них работает сервисный центр с хорошими специалистами. Своё кино должны делать небольшие компании, которые создаются под конкретный фильм и ищут конкретные деньги.

- Вы могли бы выделить кого-то из молодых режиссёров, которые смогут претендовать на лидерство?

- Для меня сенсацией стала картина «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Для меня это многообещающий режиссёрский дебют Александра Ханта, получивший премию фестиваля «Окно в Европу» в пяти номинациях, Гран-при - в Карловых Варах. Но, к сожалению, по словам на иностранные языки название переводимо, а по смыслу нет. И пока не будет придумано название на английском языке, которое отразит содержание картины, но не будет жаргонным и тесно связанным с русской и советской культурой, выхода не международный рынок не будет.

- Крымчан волнует судьба международного ялтинского фестиваля «Евразийский мост», в котором вы активно участвуете. Пока это лишь показ фильмов без фестивальных мероприятий, творческих встреч, которые ждут. Изменение формата планируется?

- Критику принимаю и на свой счёт. К сожалению, не всё, что хочешь, удаётся осуществить. Пока фестиваль существует на энтузиазме, я бы сказал даже, на энтузиазме двух человек - министра культуры Крыма Арины Новосельской и Никиты Сергеевича Михалкова. Я пока не вижу в Ялте людей, которые действительно любили бы кино, понимали бы в нём и сами бы искали фильмы. Без такого ядра трудно. Несмотря на санкции в отношении Крыма, мне удаётся привлекать людей из разных стран. Крым интересен взаимодействием здесь разных культур. Если это направление активизировать и сделать одним из компонентов фестиваля, он будет в художественном плане более весомым, более интересным, оригинальным, привлекательным для той группы людей, которые определяют, что такое хорошо и что такое плохо в киноискусстве.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.