Сергей Мокрицкий:Стремлюсь выразить то, что накипело

Именно это режиссёр считает целью каждой своей работы в кино

17 Январь 2018 981

На встрече с крымской общественностью акцент был сделан на фильме «Битва за Севастополь», рассказывающем о жизни и подвиге снайпера Великой Отечественной, Героя Советского Союза Людмилы Павлюченко. Совместная российско-украинская художественная лента вышла в прокат на Украине под названием «Незламна» - «Несломленная».

- Сергей Евгеньевич, по чьей инициативе у фильма оказалось два названия?

- На картину с названием «Битва за Севастополь» в 2015 году зрители в Киеве и других украинских городах просто бы не пошли. Да с таким названием его там и не выпустили бы в прокат. Поэтому мы согласились с решением украинского продюсера Егора Олесова, придумавшего название «Незламна». Многие даже считают, что оно суть фильма лучше выражает. Потому что битвы, по сути, нет, а есть судьба молодой женщины, есть её любовь, ради которой она живёт и воюет. Фильм собрал колоссальные деньги, что говорит о том, что он принят зрителями. «Незламна» дублирована на украинский язык, но «тело» фильма - его монтаж, звуковое оформление - осталось неизменным.

- Фильм относят к патриотическим лентам. Вы именно таким его снимали?

- Предвидя, что такой вопрос будет, я, когда ехал к вам, подумал: а Гоголь, Салтыков-Щедрин - патриоты или нет? Их легко записать в русофобы. Но их произведения - это выражение любви. Любви к Родине. Непатриотична сатира, которая высмеивает без любви, с желанием унизить человека. Гоголь и Салтыков-Щедрин так шельмуют действительность, что мама не горюй. Но при этом остаютcя патриотами. Потому что в основе их сатиры - желание сделать жизнь лучше. Павлюченко не кричала о своём патриотизме. Её поступками двигала любовь. Она не опошлила это слово своей жизнью, а наоборот - приподняла его, дав нам всем урок. Она воевала без всяких лозунгов, не за высокое звание, а за любовь. Любовь породила героизм. О любви я и снимал фильм, а не о патриотизме. Создавал художественный образ, который поможет чувственно воспринять то, о чём мы рассказываем.

- У вас не сразу возник окончательный сценарий. Почему решили его изменить?

- Первый вариант более кинематографичный. Но он не опирался на исторические факты. Там было много вымысла. Сотрудники Севастопольского военно-исторического музея сказали, что выдумка не так интересна, как факты биографии Павлюченко. Ирина Алишева, Юрий Падалко открыли мне этого человека. Они были нашими консультантами, допустили нас в такие музейные «закрома», где, думаю, немногим довелось побывать. Именно это дало возможность приблизиться к образу героической женщины.

- Вы что-то взяли из книги Павлюченко «Героическая быль»?

- Не просто что-то, а очень многое. А ещё из рассказов четырёх жителей Балаклавы и Севастополя - свидетелей событий 41-42 годов, которых помогли найти музейщики. Среди них была женщина, которая видела Павлюченко и хорошо её помнила. К сожалению, они не дожили до премьеры. Может быть, я когда-нибудь облеку в какую-то форму интервью, которые взял у них.

- В картине снимались крымские актёры?

- Да, несколько человек из Севастопольского театра имени Луначарского. А ещё - семилетняя девочка из Симферополя Света Осадченко, которая в фильме потрясающе читает стихотворение «Убить немца». В следующем моём фильме
«Я - учитель» мы сняли актрису Крымского русского драматического театра имени Горького Викторию Алейникову.

- Что дала вам работа над программой «Куклы»?

- Это были лучшие годы! Потрясающая команда: режиссёры Григорий Любомиров, Вася Пичул, которого все знают по «Маленькой Вере», актёры театра кукол Образцова. Мы получали огромное удовольствие от работы. В свободное время снимали документальное кино для рубрики ЖЗЛ на ОРТ: о Сличенко, Моисееве, Кончаловском, хронику жизни Солженицына. Соприкосновение с этими огромными личностями направляет в жизни.

- Кино не сразу возникло в вашей жизни?

 - Я вырос в деревне очень глухой. У нас электричество появилось в 1975 году. Тогда в клубе установили широкоэкранный проектор и начали показывать кино. Это было окно в мир.
И, чтобы увидеть, как люди в этом мире живут, поступил мореходку. Пять лет плавал по морям и океанам. Один из пассажиров оказался художником кино. От него узнал, что есть институт кинематографии, что там можно учиться даже простым смертным. И начал поступать. С третьего раза удалось.

- Любимые режиссёры, картины у вас есть?

- Как и у всех, безусловно. Из последнего меня впечатлил шведский фильм режиссёра Рубена Эстлунда «Квадрат», удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. А вообще я оригинальностью не отличаюсь: из любимых - Иоселиани, Тарковский, Эйзенштейн. Довженко боготворю. В этот список входит Ларс фон Триер, без картин которого - «Нефть», «Догвилль», «Рассекая волны», «Догма 95» - нет истории кино. Мне очень нравится Ханеке, Томас Андерсон, ранние фильмы Тарантино. Всё, что ими снято, гениально. Мне нравится, когда мир упакован в мировоозрение автора. Всё смотреть не надо, но есть база - десятка два режиссёров, среди которых названные мною. Важно понимать: одно дело посмотреть, другое - осмыслить. Необходимо увиденное пережить, переплавить во что-то своё. Один фильм, одна книга может для вас стать событием в жизни. Вот я прочитал «Игру в бисер» Германа Гессе и понял, что буду заниматься кино. Посмотрел «Зеркало» Тарковского: ничего не понял, но маме стал письма чаще писать.

- Что для вас главное в профессии режиссёра?

- Выразить то, что внутри накипело. Найти точную интонацию в кадре. Кино для меня - это то, что заставляет зрителя плакать, переживать, волноваться.

- Какие чувства испытываете, бывая в Севастополе?

- Это не моя родина, но это моё место. Поэтому, живя в Москве, купил квартиру в этом замечательном городе, который впервые увидел в 80-м году, когда проходил стажировку на военном корабле «Красный Кавказ». И с большим удовольствием периодически приезжаю сюда.

- Планами, задумками о новом фильме поделитесь?

- 15 марта выходит в прокат «Черновик» по роману Сергея Лукьяненко. Присматриваю в Балаклаве натуру для задуманного фильма об экспедиции подводных работ особого назначения, которая занималась подъёмом судов и подводных лодок. Сегодня об ЭПРОНе мало кто знает из-за недоступности архивов ОГПУ-НКВД.
А это очень интересная страница истории. Один из эпизодов - поис­ки летом 1923 года в Балаклавской бухте затонувшего в 1854 году, во время Крымской войны, «Чёрного принца», который вёз деньги для солдат и офицеров английской армии - несколько десятков бочонков с золотыми монетами.


Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.