Реставрация идёт. Но есть нюансы

Мечты и реальность в вопросе распределения средств ФЦП

21 Август 2017 1062
На все работы денег не хватает, вот и приходится выбирать «самое важное».
На все работы денег не хватает, вот и приходится выбирать «самое важное».

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И частенько не потому, что делать никто не хочет, а потому что дел скопилось много, а денег на них - не так много, как хотелось бы. Яркий пример - Федеральная целевая программа в области культуры. Ласточкино гнездо, дом Волошина, художественная галерея Айвазовского - на десятках крымских памятников истории, культуры и архитектуры нужно не только зашпаклевать трещины или местами подновить краску или лак. Все они требуют, в первую очередь, серьёзных противоаварийных работ, обходящихся федеральному бюджету - республиканский даже рядом не стоял - в десятки и сотни миллионов рублей. Тут и сами работы достаточно трудоёмки и продолжительны по времени. А ещё, принимая во внимание пагубную привычку чиновников то тут, то там начислить себе лишнюю премию или просто не просчитать траты на пару ходов вперёд, представителям федерального правительства приходится лично проверять и работы, и результаты, и соответствие потраченных средств заявленным и перечисленным. Чем, собственно, на днях и занимался заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров в Воронцовском дворце.

По текущему году замечаний нет

Летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Воронцова строилась ни много ни мало 20 лет - крепостными камнетёсами, вручную, примитивными инструментами. Зато на века: капитального ремонта как такового во дворце не проводили с 50х годов XIX века. Сначала не было нужды, потом, когда нужда появилась, - не было денег. В украинские времена, вспоминает замдиректора музея-заповедника Константин Касперович, все работы музей проводил за счёт собственных средств.
- 90-е годы - это период кризиса. Тем не менее музей находил возможность проводить такие работы. Нам даже удалось подготовить ряд помещений для экспозиции в нулевых: мы открыли воронцовскую кухню в стиле Тюдор, много выставочных залов, дом графа Шувалова. В украинский период это выполнялось за счёт собственных средств, не всегда в полном объёме, поэтому к каким-то вопросам придётся возвращаться. Но вот капитальные вещи оставались вне поля деятельности музея. Сейчас мы эти работы ставим в первую очередь на повестку дня, - пояснил он.
Ремонтные работы как в самом музее, так и на прилегающей территории насчитывают десятки пунктов. Тем не менее за прошедший год удалось выполнить большую часть первоочередных заявленных противоаварийных работ.
- Первоочередные работы касались кровель над несколькими корпусами, в частности над хозяйственным и библиотечным. Эти работы были полностью выполнены в течение года. Дальше был заменён металлический фонарь над зимним садом в экспозиции главного корпуса, были проведены противоаварийные работы по площадке столового корпуса на южных террасах - она была продолжением подвала и со временем пришла в негодность: появились протечки, обрушения. Пришлось её полностью перебирать, реставрировать, выполнять работы по гидроизоляции, - перечисляет Константин Касперович. - Кроме того, в аварийном состоянии находились лестница и подпорная стена на выходе из экспозиции - там, где львы. Подпорные стены там накренились, и лестница фактически не эксплуатировалась. Эти работы тоже были сделаны, лестницу полностью перебрали, разобрали и заново сложили подпорную стену, выполнили работы по дренажу. Также намечался капитальный ремонт противопожарного водопровода - сейчас ещё ведутся проектные работы по наружным водонесущим коммуникациям.
На всё перечисленное было выделено 116 миллионов руб­лей. Крымское правительство отчиталось: средства освоены в полном объёме.
- Это один из немногих объектов ФЦП по объектам культурного наследия, где противоаварийные работы закончены полностью, - заявил вице-премьер республики Виталий Нахлупин. - У нас есть второй этап - реставрационные работы. Сумма, которая нам нужна, - около 900 миллионов. Однако мы должны её подтвердить Министерству культуры РФ и получить экспертизу для того, чтобы быть уверенными, что это будет именно та сумма.
Другими словами, дворец, конечно, не развалится, но над нюансами ещё работать и работать.

Решения «по-крымски»

А вот на этапе нюансов проявляется «крымская спе­цифика»: план работ есть, деньги есть - а логики нет.
В данном случае ложкой дёгтя, грозящей всей бочке мёда, стал городской коллектор.
По территории Воронцовского дворцово-паркового музея-заповедника ещё с конца прошлого века пролегают целых два коллектора, соединяющих Алупку и Симеиз с Большой Ялтой: первый - постарше и поаварийнее - проходит под центральной аллеей через дворцовую площадь, фактически в нескольких метрах от фундамента дворца. Второй, установленный в девяностые, но тоже пришедший в полную негодность, в народе именуется южным и открыто пролегает вдоль прогулочного маршрута с видом на море. Когда в 2016 году вопрос о срочной необходимости ремонта «припёр к стенке», горводоканал совместно с ялтинской администрацией волевым решением «запросили» средства и в рамках ФЦП отремонтировали старый коллектор, пролегающий по территории дворца. Потратили на это 144 миллиона рублей - по крайней мере именно такую цифру заявлял экс-глава администрации города Андрей Ростенко в марте 2017 года.
Ремонт и соответственно запуск старого коллектора до сих пор волнует работников музея. По словам сотрудников, малейшая авария работающей под дворцом канализации или нарушение целостности трубы в результате подвижек горных пород (а оползни в этом районе - явление нередкое) может привести к затоплению подвальных помещений, в которых хранятся фонды музея. Иными словами, вековое наследие, пережившее военные действия XIX - XX столетий, Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну, просто утонет в фекалиях. Но от «музейщиков» лишь отмахиваются, приводя аргумент, который страна уже выучила наизусть: денег нет.
- В 2016 году мы сделали коллектор, проходящий по территории дворца - его стоимость составила 133 миллиона. На ремонт южного коллектора нам нужно около 250 миллионов рублей. Бюджету республики сложно потянуть такие деньги, даже с учётом рассрочки на два-три года, - пояснил Виталий Нахлупин.
Канализационная бомба, на которой сидит Воронцовский дворец, - не единственное «но» в истории с коллектором.
И речь даже не о расхождении в 11 миллионов. На очереди - 900 миллионов на реставрационные работы. Хоть объёмы ещё и нужно согласовать и утвердить, сам факт выделения средств ни у кого не вызывает сомнений.
- Мы посмотрели, что было сделано в рамках противоаварийных работ и что планируется по видам и объёмам в качестве ремонтно-восстановительных работ. Сейчас в рамках проработки проекта на ремонтно-реставрационные работы будет понятно, какие дополнительные средства нужны и какой объём работ надо делать, - прокомментировал дальнейшие планы по ФЦП замминистра экономразвития РВ Сергей Назаров. - Предела совершенству нет. Объектов много. Денег не очень много. Поэтому определяться будем исходя из приоритетности.
Если верить намеченному плану, в приоритете - работы не только по ремонту интерьеров, но и по благоустройству южной части парка - той самой, где проходит южный коллектор.
- С нашей точки зрения, в первую очередь необходимо сделать благоустройство прилегающей территории, дать освещение - это увеличит время посещения парка и даст нам возможность соблюдать все меры безопасности, - перечислил Виталий Нахлупин. - Также мы хотели бы запустить южный коллектор, чтобы сделать его основным и довести до логического конца ремонтно-восстановительные работы.
Благоустройство парка - озеленение, прокладка дорожек, освещение - возможно только после прокладки нового коллектора, который, в идеале, должен быть не открытым, а закрытым (спрятанным в землю). Заниматься благоустройством территории на сотни миллионов, чтобы в перспективе ремонта канализации снова засыпать всё строительным мусором - очевидно бессмысленно. Зато очень «по-крымски».
- Мы, естественно, будем просить поддержку федерального центра . Если в ближайшие годы мы эту поддержку не получим, мы будем благоустраивать территорию и жить исходя из тех ресурсов, которые у нас есть, - заключил Виталий Нахлупин.
Почему изначально в рамках ФЦП были выполнены работы по первому коллектору и почему работы по второму нельзя включить в ФЦП как первоочередные, история умалчивает.
- Музей всегда настаивал, что эта нитка может рассматриваться только как резервная. А основная линия должна быть внизу - с тем, чтобы обезопасить музейные помещения и фонды в подвалах от возможных техногенных происшествий. Но нас особо не спрашивали. Руководство горводоканала приняло решение, потому что они заказчики, - разводит руками Константин Касперович.
Наверняка есть какое-то сложное объяснение - только простым людям растолковывать не торопятся. А какие выводы могут они сделать после украинского времени, где всё решалось за деньги и ради денег, а не ради того, чтобы красотой историко-культурного наследия полюбовались ещё их внуки и правнуки? Увы, те самые, после которых градус заслуженной благодарности государству за то, что делается действительно многое, как-то постепенно снова падает до уровня пассивного глухого недовольства.

Наталия НАЗАРУК.