Взгляд из Крыма на историю

11 Май 2017 982
Александр Герцен.
Александр Герцен.

О нём беседуем с деканом исторического факультета Крымского федерального университета, доцентом, кандидатом исторических наук Александром Германовичем ГЕРЦЕНОМ.

- Александр Германович, недавно вы были в Москве на всероссийском совещании историков и выступили на нём с докладом «Историческое образование современной России: взгляд из Крыма». Так каков же этот взгляд?
- Я пытался придать ему должную ширину, постарался осветить проблемы, которые встали перед нашим образованием. Сказал, что, по большому счёту, надо говорить вообще об образовании в Российской Федерации, в том числе в сравнении с теми требованиями, которые к нему предъявлялись, когда Крым был в составе Украины.
Обратил внимание, во-первых, на то, что переход Крыма в Российскую Федерацию был во многом облегчён тем, что крымчане в основном в сфере образования сохранили русский язык. Это немаловажно, потому что благодаря этим знаниям люди без проблем воспринимают законодательные акты, разного рода инструкции и любую информацию. Во- вторых, я обратил внимание на то, что у нас существует такая проблема, как слабые знания учащихся, которые поступают к нам на исторический факультет, истории России. Это произошло потому, что в школах акцент был сделан на историю Крыма. На общую же историю выделялось ограниченное количество часов. Например, в 11 классе на Великую Отечественную войну отводится 6 часов, а в Российской Федерации ей в каждом классе выделено значительное время.
Также я обратил внимание на то, что нас, преподавателей вузов, угнетает бумажная волокита. На совещании были деканы исторических факультетов и даже несколько ректоров. И все они восприняли это с сочувствием. Сказано было это мною в присутствии министра образования Российской Федерации. Я сказал, что хорошо бы нам перейти на электронную документацию, как это уже давно предлагается, хотя бы для того, чтобы сократить количество бумажных документов. Сейчас в науке появилось много направлений- документоведение , архивоведение, но они, правда, ещё не входят в программу высшей школы. Но в любом случае лес будем экономить. Недавно смотрел по телевидению: сколько леса уходит на бумагу, - страшное количество.
Надо было мне сказать и о том, что уровень абитуриентов, ставших студентами, на первом курсе очень низок. Как пример я рассказал, что у меня в одной группе студенты не знали значение слова «периферия» и мне пришлось нарисовать на доске схему. Также сказал, что разрешение абитуриентам при поступлении одновременно сдавать экзамены по двум специальностям я считаю неправильным. Ведь в результате в студенческой аудитории оказались, грубо говоря, 5-7 человек, которые поступили сознательно осваивать эту профессию, а остальные - это, как правило, те, кто не были зачислены на юридический факультет, на изучение экономики или менеджмента.
-Вы - сторонник критического осмысления прошлого или же героизации истории наших далёких и близких предков?
- Однозначно того и того. Единственное, что необходимо, - это необходимо соблюдать определённую меру, потому что в любом процессе образования имеют место две составляющие. В советское время делали в первую очередь акцент на том, что надо воспитывать верность тогдашним принципам, идеалам, верность Коммунистической партии и Советскому государству. На втором месте стояла задача - готовить специалистов высокого класса. Акценты, в принципе, и сейчас не поменялись. Но обе задачи стали, пожалуй, равноправными. Глубокое знание истории позволяет дать оценку, проанализировать, понять суть происходящего и происходившего. Соответственно не стоит сосредотачиваться только на подвигах героев. Например, говорить о святых мучениках надо, особенно в младших классах школ. Благодаря этому учащиеся старших классов и студенты осознанно сохраняют эти знания. Всё должно преподаваться взвешенно, демонстрироваться как бы в формате 3D . Таким образом у человека формируется гражданская позиция, понимание общих ценностей, умение разрешать ситуации . Осознание значимости своего государства должно стать фундаментом и личного, гражданского, и общественного сознания.
- На встрече с президентом Владимиром Владимировичем Путиным вы рассказали о проблемах охраны и учёта археологических объектов Крыма, которых, по вашим словам, более 10 тысяч . Президент обещал свою поддержку. Что изменилось?
- В конце прошлого года вышло распоряжение президента, обязывающее нас составить программу учёта памятников истории и культуры, можно сказать, своеобразной инвентаризации, подготовки учётной документации, определения состояния памятников, которые находятся на учёте. Было проведено несколько совещаний, на которых все эти вопросы обсуждались. Но сейчас эта работа разворачивается не так быстро, как хотелось бы. Я тогда сказал президенту, и он со мной согласился, что эту работу должны проводить не только заповедники, музеи, государственные структуры, но и общественность. Пока результатов не видно. Но в недрах всех этих структур работа ведётся, и очень большая работа.
Надо провести ревизию: всё зарегистрировать, установить точное местоположение памятников, определить их охранные зоны, подготовить соответствующую документацию. Некоторое время назад в Крыму происходил передел собственности, на многих объектах, в том числе таких, как пещерные города, начали активно строить. Это всё нужно зафиксировать, описать эти объекты и при этом не останавливать работу по выявлению новых памятников.
- Как, на ваш взгляд, ведутся эти исследования? Достаточно ли средств и сил?
- В Крыму ведутся большие археологические раскопки.
В прошлом году мы работали на трассе газопровода Краснодарский край- Крым и столкнулись с такой бедой, как проблема археологических кадров. Поэтому большую часть работы выполняют приезжие археологи. Самостоятельно крымчане с таким объёмом не справятся.
- Руководство историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» приняло решение упорядочить экскурсии, чтобы избежать массового наплыва посетителей. Как вы считаете, не пора ли упорядочить и посещение Мангупа? Мне кажется, что подъём на верх на экзотических животных (за отдельную плату) превращает знакомство с памятником в неуместную забаву. Не пора ли ограничить этот бизнес?
- Херсонес и Мангуп не сопоставимы с точки зрения популярности их у туристов. Это два уникальных памятника - античности и средневековой истории. Что касается Мангупа, я с вами согласен: здесь должны быть соблюдены нормы заповедного режима. Например, раньше на машинах по всему Мангупу гоняли и выходили из них в лучшем случае только посмотреть на красоты. Это было пресечено. Лет 5-7 назад там поставили шлагбаум.
Что касается подъёма на экзотических животных, то этот вопрос должно решать руководство заповедника. В летнее время там должна быть всё время охрана: один - внизу, другой - наверху, возле цитадели, самого посещаемого объекта, а зимой должен быть хотя бы обходчик, который наблюдал бы и за всей территорией и контролировал подходы и подъезды.

Артём РЯБЧИКОВ.