Килограмм молока, или Упаковкой - дешевле

Как в крымских супермаркетах покупателей «разводят»

4 Май 2017 1128
Если на ценнике одна цена, а на кассе - другая, то прав покупатель.
Если на ценнике одна цена, а на кассе - другая, то прав покупатель.

Традиционно считается, что с обманом покупатели сталкиваются исключительно на рынках, где обвес процветает, обсчёт в моде и вообще товар некондиционный подсунуть могут. Потому многие идут в магазины, причём чаще сетевые, мини и супермаркеты, где и дату на продукте посмотреть можно, и покупки через кассу проведут - «электроника - не человеческий фактор». «Крымская правда» выяснила, а так ли всё идеально, или, может быть, есть «маркетовские» способы обмана, о которых мы не догадываемся, и, главное, есть ли возможность им противостоять.

Вес цене не указ

Способы, как оказалось, есть, но именуются они не «разводом», а красиво - маркетинговый ход. О том, что товары посвежее при раскладке стараются спрятать поглубже на полку, кажется, уже известно всем, а вот почему упаковки покрупнее вперёд выставляют, выясняем.
- Всё очень просто, - поясняет продавец одной из торговых сетей Елена, - большая упаковка - выгоднее, покупая её, можно значительно сэкономить. Ведь давно известно, что оптом - дешевле, а мы заботимся о покупателях, чтобы они получали больше за меньшую цену.
На первый взгляд, действительно выгоднее: большая упаковка лучше маленькой, но что дешевле - не всегда. Вот на полке маленькая упаковка печенья стоимостью 58 рублей 70 копеек, а большая - 115. И мы, конечно, кладём в корзинку большую, ведь там «целых 500 граммов, а в маленькой всего 300». Всё, схема сработала: мы думаем, что сэкономили (две маленьких упаковки стоят 117,4 рубля, а большая - 115), а на самом деле переплатили (в двух маленьких-то на 100 граммов больше печенья получается). И вообще, достаточно вспомнить уроки математики, чтобы подсчитать: в первом случае килограмм печенья стоит 196 рублей, а во втором - 230.
Метод борьбы - один: внимание. Если решили купить большую упаковку, а рядом стоит маленькая, то ради интереса постарайтесь подсчитать, что выгоднее. Кстати, в некоторых крупных магазинах внизу ценника специально указывают стоимость килограмма продукта, правда, мелко. Так что перед покупкой обязательно посмотрите на ценники и вес разных упаковок одного товара.

Сколько кг в л?

«У нас - честный вес и честная цена: килограмм молока 75 рублей», - призывает реклама одного из магазинов. И покупатель стремится туда, ведь там действительно «честный и привычный» вес молока, а не то, что в нынешних бутылках и пакетах - 900 - 950 миллилитров. Кстати, уменьшение веса или объёма продукта тоже своего рода «развод» покупателя, но уже не магазинный, а производственный, называемый красивым словом даунсайзинг (вес меньше, упаковка та же). Пока не все покупатели рассмотрели, что производители стали в стандартную литровую бутылку наливать меньше молока (насыпать в пачки меньше крупы и тому подобное), продавцы могли без проблем использовать даунсайзинг в личных целях: продавать меньше за дороже. Но теперь покупатель грамотный, и пришлось искать новый способ «развода», так родился килограмм молока.
«Наконец-то хоть кто-то честно стал торговать, вновь привычный вес молока вернулся», - говорит пенсионер Иван Николаевич, складывая в тележку сразу несколько «килограммовых» бутылок молока. Показывать ему, что на них написано стандартное 950 мл - бесполезно: реклама своё дело сыграла. И мало кто вспомнит, что литр и килограмм в отношении молока - не одно и то же.
Метод борьбы - снова внимание, калькулятор и ГОСТ 52030-2003. Согласно ему литр обезжиренного молока (0,1% жира) равен 1,030 кг, литр нежирного (0,3% - 1% жира) - 1,029 кг, маложирного (1,2% - 2,5% жира) - 1,028 кг, классического (2,7% - 4,5% жира) - 1,027 кг, жирного и высокожирного (4,7% - 9,5% жира) - 1,024 кг. Значит, килограмм молока стандартной жирностью 3,2% не может быть строго равен литру, а равен всего лишь 974 миллилитра. Если учесть, что на бутылке, выдаваемой за килограммовую, указано вообще 950 мл, то обман значительный, тем более, что такой же объём молока в соседнем магазине стоит 67 рублей.

На полке - одна, на кассе - другая

Самый популярный в Крыму «маркетовский развод» - несовпадение стоимости товара на витрине и на кассе. И если предыдущие уловки формально ничего не нарушали, просто расчёт на невнимательность покупателя, то это уже явное нарушение законодательства.
Впрочем, и невнимательность может сыграть с покупателем злую шутку. Например, предлагает магазин по акции купить глазированный сырок, и мелким шрифтом приписано, что скидка действует только на простые глазированные, а на витрине они вперемешку: простые, с джемом, сгущёнкой. Покупатель берёт разные, думая, что скидка на все, а на кассе выясняется, нет. Бывает, что нечестные продавцы и специально путают ценники: кладут пачку салфеток дорогой фирмы над ценником дешёвых, обман открывается только на кассе, а может, и вовсе не открыться, если покупатель чек проверять не станет. В общем, бдим, и, если что-то вызывает подозрение, сверяем штрих-коды на ценнике и товаре.
«Вы знаете, конфеты у нас подорожали на 50 рублей, брать будете?» - невозмутимо интересуется кассир супермаркета.
«А почему это подорожало вдруг, на ценнике совсем другая стоимость указана?». «Подорожало, а ценник поменять не успели».

Знакомая ситуация? И приходится либо отказываться от покупки, либо переплачивать. А надо всего лишь соблюдать закон «О защите прав потребителей». Как пояснили нам в Рос­потребнадзоре, статья 10 закона обязывает продавца «своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию (в том числе о цене товара в рублях) о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». А ещё существует понятие оферта (по нормам Гражданского кодекса Российской Федерации) - задокументированное предложение. Ценник в магазине является публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана. Правда, перед тем, как настаивать на своих правах, надо зафиксировать, например, на камеру мобильного телефона, стоимость на ценнике. Так что, если какой-то товар очень нужен, а цена его вызывает сомнения, лучше подстраховаться.
Метод борьбы - зовём администратора магазина и не слушаем его заверения о том, что стоимость товара изменилась, а поменять ценник не успели. Напомните ему и о нормах закона, и о том, что в продуктовом магазине в течение дня цена на товар меняться не может. Если отказываются продать по той цене, которую вы видели изначально, то обязательно делаем запись в жалобную книгу и требуем, чтобы вам ответили письменно. И не забудьте сообщить, что собираетесь обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Как правило, на продавцов-аферистов это может подействовать отрезвляюще: лучше соблюсти права покупателя, чем попасть на огромный штраф. Главное - ведите себя уверенно и не бойтесь бороться за свои права.
А с какими обманами и нарушениями ваших прав сталкиваетесь вы, уважаемые читатели? Напишите в «Крымскую правду», будем выяснять и бороться вместе.

Наталья ПУПКОВА.