Александр Митта: Крым - место фантастическое

Выдающийся советский, российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр, народный артист РФ Александр Митта не просто известен - знаменит. Славу ему принесли завоевавшие популярность у зрителей и одобрение критики картины, среди которых настоящие шедевры: «Друг мой, Колька», «Сказка странствий», полностью снятые в Крыму, первый советский блокбастер «Экипаж» - с натурными кадрами нашего полуострова. Конечно же, «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда!», которые нынче называют культовыми.
А ещё книгами, по которым постигают и будут постигать азы профессии начинающие кинематографисты. Он с удовольствием много лет вёл образовательные курсы не только в России, но и в Германии, Латвии. На встречи с ним старались попасть не только будущие кинематографисты, но и любознательные зрители. Повезло и мне побывать на нескольких, задать вопросы, и даже поговорить.
Любовь зрительская к режиссёру и его работам не иссякает, доказательством тому - неизменно высокий рейтинг фильмов Митты на телевидении. После нескольких лет «простоя», отойдя от главного дела своей жизни - кино, Александр Наумович, со свойственными ему самозабвением и удовольствием, погрузился в телестихию, смело взявшись за жанр обруганных сериалов. За первый же, «Граница. Таёжный роман», получил премию ТЭФИ сразу в трёх номинациях.
Желание общаться, готовность отвечать на любые вопросы были ему свойственны всегда. Без снобизма и напускной многозначительности.
Учил без назидательности, на ярких примерах из своей практики. И требовательно. Признавался: «Я ничему, кроме профессиональных навыков, не учу. Свою точку зрения держу при себе: я же на два поколения старше своих учеников, как я могу им навязывать свою точку зрения, если у нас разные моральные и эстетические принципы».
Режиссёра он называл - генератором идей. Понимающим, как его идеи должны развиваться, чтобы не исказить заложенного смысла. И рассуждал так: «Смыслы у режиссёров разные. Этим они и отличаются друг от друга. В один и тот же сценарий разное можно вложить, одну и ту же историю рассказать на экране по-разному».
Не все режиссёры отсматривают столько картин, сколько он, считавший, что режиссёр, а педагог и подавно, должен быть в курсе всего происходящего в киноиндустрии. А если хотелось отдохнуть в кинозале, выбирал фильм по режиссёру, актёрам и названию. Картины со скучным названием сразу отвергал.
Сам тщательно и над этим работал: «Окончательный вариант очень трудно придумать, он почти всегда приходит в процессе создания картины. «Экипаж» мы запускали в производство как «Запас прочности». Три или четыре раза меняли, пока не пришли к короткому - «Экипаж». Одну из картин назвал «Комедия об Искремасе» - по псевдониму главного героя, которого играл Олег Табаков. Фильм о событиях в России в 1920 году, во время Гражданской войны. Театральный режиссёр, одержимый идеями преобразования театра в условиях нового революционного искусства, ставит трагедию о Жанне д’Арк. И псевдоним его расшифровывается как «Искусство - революционным массам». Но начальство раскритиковало название: непонятно, что это. И родилось «Гори, гори, моя звезда». Это нареканий не вызвало, потому что ассоциировалось с Красной Армией, а что это слова романса, который пел, идя на расстрел Колчак, никто не вспомнил, а, может, и не знал. Критики назвали картину тонкой, глубокой и пронзительной трагикомедией о незыблемости искусства в любые времена. Но, несмотря на столь лестный отзыв, картину не раскручивали, её не только не жаловали, но и на фестивали не выпускали. Потом, когда надо было определённое количество фильмов дать в Восточную Германию, он вдруг перевалил оттуда в Западный Берлин, и восемь лет там не сходил с экранов. Считаю эту роль Олега Павловича одной из самых удачных. В мою память он вошёл мальчиком с саблей из фильма «Шумный день», громившего ею не мебель, а мещанство и лицемерие. Уже тогда было ясно: у нас появился лицедей от Бога. Любивший играть, игравший, как жил, со вкусом, азартом. Счастье встретиться с таким артистом и работать с ним».
В отличие от многих своих коллег, порицающих арт-хаусное кино, он относился к нему, как говорил, «с нежностью»: «Мне это интересно. Самые любимые режиссёры - Федерико Феллини, Квентин Тарантино и Ларс фон Триер. Но мои фильмы другие. Две с половиной тысячи лет назад древние греки придумали катарсис: человека равнодушного можно завести, развить его эмоции так, что он в конце трагедии может испытать одновременно и счастье, и горе. Первое - от того, что погружается в искусство, второе - от того, что его любимый герой погибает. Этой линии я стараюсь придерживаться во всех своих фильмах. Потому что картины арт-хауса, мне кажется, не рассчитаны на эмоциональный контакт, они дистанцированы от зрителя. Я согласен с Толстым, который сказал: «Наше искусство - это обмен эмоциями». Когда работаю по этой схеме, чувствую, что занимаюсь своим делом».
Одной из основных творческих черт Александра Наумовича была самокритичность. Если самому не нравилось - безжалостно переделывал, «дожимал» сценарий.
Искусный Мастер кино, он вполне вжился и в телевизионный формат. И здесь в каждый проект вкладывал душу. Говорил, что телесериалы» позволяли ему «развернуться».
Митта - из немногих, кто не чурался слова «идеология». У него она была своя. С русской основой, опирающаяся с одной стороны на школу Станиславского, а с другой - Эйзенштейна, который активно ввёл в кинематограф выражение идей через визуальный ряд.
Пояснял: «Мои картины, с одной стороны, простые, а с другой - визуальные. Это дало им дорогу к зрителям». Умел ценить молодых. Особенно привечал Алексея Балабанова. Отмечал Юрия Грымова - за хорошую профессиональную подготовку, чувство кадра, но критиковал за то, что недооценивает контакт со зрителями. Для него самого это было неотъемлемой частью профессиональной этики.
Считал, что российскому кино вредит отсутствие команды. Приводил пример «новой волны» французского кино: Луи Малль, Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, польского: Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Кшиштоф Занусси, чешского: Милош Форман, Иржи Менцель. Где были команды с ярко выраженным общим «своим», отличным от всего остального. Работавшие с ним отмечают, что сам команду умел сколотить чуть ли не с первого дня съёмок даже с теми, с кем раньше на съёмочной площадке не встречался. На мою просьбу дать определение профессионала, привёл слова физика Нильса Бора: «Профессионал - это человек, который знает о возможных ошибках в своей профессии и умеет их избежать».
Примечательно, что конкретных любимых персонажей не называл, считая: «Мы любим персонажей, которые отстаивают те же идеалы и принципы, которые отстаиваем мы сами».
Прекрасный сценарист, он не считал себя писателем. Но был таковым. Его «Кино между раем и адом» - книга для всех. Она учит получать удовольствие от фильмов и тех, кто снимает, и тех, для кого снимается. Её называют ключом от важнейшего из искусств.
А в «Чудо-кровати» проза переплетена с его стихами. В ней необозримый простор для юных фантазёров, да и взрослым есть, над чем задуматься.
P. S. Александр Митта родился в 1933 году в Москве. В юности собирался стать художником, но был отчислен из художественной школы за неприятие соцреализма. Окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени Куйбышева. Но работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах, в том числе и со знаменитыми Кукрыниксами. В кино пришел после учёбы на режиссёрском факультете ВГИКа, в 1960 году. Принадлежит к плеяде шестидесятников, заявивших о себе в пору хрущёвской оттепели, среди которых - Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Андрон Кончаловский, Михаил Калик. С драмой о подростках «Звонят, откройте дверь», в которой дебютировала 12-летняя Елена Проклова, вышел на международный уровень.
С Венецианского кинофестиваля картина привезла Гран-при - «Золотого льва святого Марка». В том же году Александр Митта пробует свои силы по другую сторону камеры. Он снимается в фильмах Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь» - знаковом в становлении новой эпохи кино: более свободного, эстетского и лишенного идейных канцеляризмов. Картина «Затерянный в Сибири» выдвигалась на премию «Оскар» как лучший иноязычный фильм. В фильмах Александра Митты впервые прозвучали песни Булата Окуджавы. Сотрудничал он и с Владимиром Высоцким. Великий кинематографист оставил нам поистине интеллектуальное наследие. Имя его вписано в анналы не только отечественного, но и мирового кинематографа.