Вместе навсегда
Что важно на войне, помимо мужества людей и надёжности техники? Наше старшее поколение, выстоявшее в Великую Отечественную, знало - единство. Оно и искренняя любовь к Родине, готовность рисковать во имя Отечества, близких, всегда сопутствуют победе. Знали и знают патриоты во всех праведных битвах - единство помогает выстоять и победить, как говорил герой Евгения Матвеева в фильме «Любовь земная». Единство тех лет воплощается для нас портретами в «Бессмертном полку» с фамилиями всех наций и народностей; надписями на братских могилах, где рядом покоятся герои одной страны, не мыслившие, что потомки будут друг против друга в сражениях. Краевед, член Крымской армянской общины Вартан Григорян с товарищами из Союза ветеранов МВД Симферополя и Управления уголовного розыска МВД РК шефствует над захоронениями защитников и освободителей полуострова. На одном из кладбищ он нашёл подтверждение единства - русский и украинец в одной на двоих братской могиле. В канун 106-летия Красной (Советской) Армии и Военно-Морского флота вспомним тех воинов, погибших 22 апреля 1944-го.
Одна на двоих
- Мне и секретарю организации Юлии выпала в тот раз честь привести в порядок несколько братских захоронений, - рассказывает Вартан Григорян. - На камне одного - имена двух майоров, погибших в один день в бою за Севастополь. «Здесь покоится прах майора Мищенко А. Е. (1913-1944) и Сидорова И. В (1915-1944), умерших от ран, полученных в боях за освобождение Севастополя от немецко-фашистских оккупантов. Вечная слава героям!». И ещё раз фамилии, с уточнением даты: «Мищенко А. Е. (1913 - 22.04.1944), Сидоров И. В. (1915 - 22.04.1944)». С помощью портала «Память народа», созданного по документам Центрального архива Министерства обороны страны, нашёл данные об освободителях полуострова, оказалось, каждый из них в годы войны награждён тремя боевыми наградами, в том числе и за наш полуостров.
Иван Васильевич - командир, Андрей Ермолаевич - комиссар (заместитель по политической части) 184-го батальона инженерных заграждений 13-й отдельной инженерной бригады специального назначения Резерва главнокомандования Приморской армии. Оба из предвоенного выпуска Военной академии (по иным данным - Военно-политического училища) имени Михаила Фрунзе, кадровые офицеры, участники Керченско-Эльтигенского десанта. В приказе по войскам Приморской армии (ранее 56-й армии, Отдельная Приморская в десанте, а с 18 апреля 1944-го - в составе 4-го Украинского фронта) от 2 мая 1944-го оба значатся награждёнными посмертно - Иван Васильевич орденом Красного Знамени, Андрей Ермолаевич - Отечественной войны первой степени.
Иван Сидоров
Иван Васильевич (мы всё же постараемся соблюсти воинскую субординацию) родился в 1915-м в деревне Городица Курской губернии. После срочной службы решил стать офицером, окончил военное училище перед началом битв. Может быть, это он был тем самым старшим лейтенантом Сидоровым, командиром велопробега, что 30 мая 1941-го прибыл из Москвы в Ялту, о том писали наши коллеги Михаил Сохань и Эммануил Бендицкий… К моменту награждения первым орденом - Отечественной войны второй степени - воевал на Северо-Западном, Закавказском, Северо-Кавказском фронтах. В наградном листе, подписанном командиром 16-й инженерной бригады Владимиром Железных и утверждённом начальником инженерных войск 56-й армии Александром Жировым, читаем не только о командире, но и о его подразделении. «В декабре 1942-го капитану Сидорову поручено сформировать батальон. В январе 1943-го батальон уже приступил к выполнению боевых заданий. В сложной боевой обстановке, при наличии мало подготовленного состава, товарищ Сидоров обеспечил выполнение боевых заданий по строительству бревенчатой дороги на участке Шабановка- ИТК, обеспечив продвижение войск 56 армии. С марта 1943-го батальон выполнял задания по строительству мостов на главной магистрали Краснодар - Крымская, устройству колонных путей в районе станицы Крымская для пропуска боевой техники войск 56-й армии, минированию переднего края обороны наших войск, устройству проволочных заграждений и строительству дзотов в районе Небирджа - Евская».
С конца июля 1943-го подразделение передали 14-му отдельному гвардейскому танковому полку прорыва - «для инженерного обеспечения наступательных действий в районе высоты 167.4». «На батальон возложена задача сделать 18 проходов для танков в минных полях наших и противника, от переднего края нашей обороны до проволочных заграждений противника, произвести разведку инженерных заграждений и, в процессе боя, обеспечить сопровождение атакующих танков в глубину обороны противника. Благодаря правильно проведённой подготовке, батальон в течение двух ночей, в исключительно тяжёлых условиях - всё время под ружейно-пулемётным и миномётным огнём противника, на расстоянии от 20 до 40 метров от немецких огневых точек, снял более тысячи мин разных типов. Сделав 18 проходов в минных полях, шириной от 20 до 40 метров, обеспечил пропуск наступавших танков через минные поля - без единой потери. Во время танковой атаки группы минёров сопровождали танки, проявив образцы мужества, отваги и самоотверженности. В период наступательных операций по очищению Кубани и Тамани от немецких захватчиков товарищ Сидоров умело организовал личный состав на отличное выполнение боевых заданий командования. Батальон, будучи приданным 56-й армии, выполнял задания по инженерному обеспечению наступательных операций. За время с 16 сентября по 7 октября 1943-го, несмотря на то, что подразделения батальона находились в непосредственном соприкосновении с противником, ими снято 21007 мин разных типов, что способствовало успешному продвижению наших войск».
Орденом Отечественной войны первой степени офицер награждён уже за крымские события, 25 февраля 1944-го: «В период форсирования Керченского пролива в ночь на 1 ноября 1943-го батальон обеспечивал плацдармы по высадке нашего десанта в районе Эльтигена, причём с этой задачей справился отлично. Сапёры майора Сидорова в составе усиленного взвода первыми высадились на западном побережье Керченского пролива, обеспечив последующую высадку 386-го отряда морской пехоты, показав при этом высокие образцы мужества, отваги и героизма. После овладения плацдармом около Керчи батальон переброшен в Еникале, где обеспечивал форсирование Керченского пролива и перевозку воинских грузов, выполнял задания по строительству новых и содержанию существующих причалов. С активизацией наступательных операций по овладению Керчью батальон обеспечивает наступательные операции танковых подразделений. Офицерский, сержантский и рядовой состав показали исключительные героизм, стойкость и отвагу - 35 человек награждены правительственными наградами. Сам товарищ Сидоров всегда находится в наиболее опасных и тяжёлых местах, личным примером бесстрашия, увлекая на боевые подвиги своих бойцов». Последняя награда, орден Красного Знамени. О том, за что её получил герой, также сообщается: «Батальон майора Сидорова при разгроме немцев в Крыму выполнял одну из ответственнейших задач по сопровождению танкового соединения в бою, личный состав показал образцы мужества, выносливости и отваги. Наряду с исполнением непосредственных задач личный состав батальона при прорыве Ак-Монайских позиций действовал как десантная группа, уничтожив при этом около 300 солдат и офицеров противника. За период боевых действий при сопровождении танков соединение не имело ни одного случая подрыва танков. Лично товарищ Сидоров, следуя вместе с подразделением, добился отличного взаимопонимания в бою с другими родами войск, что способствовало быстрейшему разгрому врага. В боях за Севастополь руководил боевыми действиями части, тяжело ранен и умер от ран 22 апреля 1944-го». Извещение о гибели отправилось в Московскую область любимой офицера - Надежде Михайловне.
В документах военного архива, увы, нет фотографии офицера, но на портале «Я помню» мы нашли воспоминания одного из бойцов батальона Петра Олейникова. Пётр Дмитриевич, учитель, на фронте вёл дневник, кратко описывал события, есть там и строки о гибели командиров. И фотокарточки: «Командир батальона Иван Васильевич Сидоров, с которым служил с мая 1942-го по апрель 1944-го, прошли Подмосковье, Кавказ от начала и до конца, Кубань, Тамань и Крым до Севастополя. Погиб на боевом посту. Похоронен в Симферополе»…
О втором майоре из старой братской могилы, о дневниковых записях Петра Олейникова - в следующем выпуске рубрики.