Человек и дорога

27 Ноябрь 2024 223
Камеры также могут настроить на фиксацию отсутствия полиса ОСАГО.
Камеры также могут настроить на фиксацию отсутствия полиса ОСАГО. Фото Александра КАДНИКОВА.

Без ОСАГО будет дорого…

Госдума обсуждает увеличение максимального штрафа за управление транспортным средством без полиса ОСАГО с 800 до 5000 рублей. Такое повышение может случиться впервые более чем за двадцать лет существования этого вида страховой выплаты. Новый штраф при этом составит почти среднюю стоимость полиса как такового (7650 рублей).

Платить всем

Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о введении штрафа в размере до 5000 рублей за повторное управление автомобилем без ОСАГО. Инициа­тиву внёс парламент Кабардино-Балкарии. Пока штраф составляет 500 и 800 рублей, в зависимости от того, какой вид нарушения. Например, езда в период, не предусмотренный полисом, или передача управления водителю, не вписанному в договор, а также езда без действующего полиса. Факт отсутствия полиса отмечает инспектор. Если водителя поймают снова и снова, штраф будет таким же. 

Инициативу повышения штрафа уже поддержали правительство, МВД и участники рынка. По их данным, каждый десятый водитель не покупает страховку. Многие объясняют это тем, что ездят без аварий, ведут себя прилично, никого не подрезают. Мол, зачем тогда платить? Однако если такой водитель всё же станет виновником ДТП, он может отказаться от схемы, в которой будет порядочным человеком. То есть, оплатить ремонт пострадавшей машины из своего кармана. И человек, в которого въехали, тогда будет вынужден ходить по судам, добиваться того, чтобы его машину починили. На это могут уйти месяцы. Тем более что и в ГИБДД не спешат иногда выносить вердикт. К примеру, в автомобиль автора материала в городе Сосновый Бор Ленинградской области врезался велосипедист. Полгода сотрудники местной Госавтоинспекции пытаются решить, кто же виноват. Всё это время, по их логике, водитель не должен ездить на разбитой машине.

Небольшая сумма штрафа (который чаще всего оплачивают со скидкой 50%) приводит к тому, что водители вовсе не страхуют гражданскую ответственность, объясняют авторы инициативы. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), без ОСАГО ездят 7-10% российских водителей (от 2,5 млн. до 3,6 млн. человек). За девять месяцев 2024 года средняя стоимость ОСАГО составила 7,65 тыс. руб., на 1,7% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году (7,78 тыс. руб.).

«Проведение эксперимента предполагает надлежащее взаимодействие МВД, Минцифры России и НСИС, - прокомментировали изданию «Коммерсант» ситуацию в ЦБ. - Банк России в силу своих компетенций готов оказать содействие и поддержку в решении вопросов, которые могут возникнуть во время реализации проекта».

Штрафы за отсутствие ОСАГО можно будет выносить с помощью камер не ранее октября 2026 года, добавляют в МВД. Так что пока волноваться рано. Однако глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков ранее обращался в Правительство РФ с просьбой ускорить отладку автоматичес­кой проверки ОСАГО в том числе потому, что ГИБДД с 1 марта 2025 года перестанет проверять полисы при регист­рации автомобилей. 

Ситуация на дорогах

В период с 18 по 24 нояб­ря 2024 года на территории Респуб­лики Крым зарегист­рировано 22 ДТП, в которых погибли два человека, 11 получили ранения различной степени тяжести, в том числе один ребёнок. С участием пешеходов произошло шесть ДТП, в которых шесть человек пострадали, в том числе один ребёнок.

Также был пресечён 191 факт управления транспортными средствами с признаками опьянения, в том числе 25 водителей привлечены повторно, за что предусмотрена уголовная ответственность. 

И сотрудники Госавтоинс­пекции продолжают выявлять нарушителей, благодаря сообщениям в социальных сетях. В частности, в Керчи сотрудники полиции привлекли к ответственности водителя, грубо нарушившего ПДД. 

«В ходе мониторинга сети Интернет сотрудниками полиции выявлена публикация с нарушением Правил дорожного движения. В Керчи водитель, управляя автомобилем Chery QQ, осуществил проезд на запрещающий сигнал светофора. Нарушителем оказался 20-летний местный житель. Он привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика». Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей», - поясняют в пресс-службе МВД по РК.

 


Мотоциклисты разошлись

Количество аварий с пострадавшими или погибшими по вине мотоциклистов увеличилось на 20% в стране. Такой всплеск обнаружили сотрудники федеральных СМИ, изучив статистику за десять месяцев текущего года. Сами байкеры уверяют, что причина может быть в китайских мотоциклах. Они по бумагам проходят как мопеды, поэтому ими можно управлять без водительских прав и не регистрировать такой транспорт в ГИБДД.


Мотоциклисты всё чаще попадают в аварии. Фото Александра КАДНИКОВА.

 

 

Также аварийность могла вырасти из-за подростков, которым родители покупают дешёвые питбайки. Такие транспортные средства считаются спортивным инвентарём. Многие эксперты сходятся во мнении, что для этого вида транспорта должна быть отдельная категория. 

Всего, по данным Госавтоинспекции, за последние пять лет парк «мототранспортных средств» колеблется вокруг 2,3 млн. штук (включая трицик­лы и квадрициклы). В 2023 году число граждан, впервые получивших водительские права категории «А», выросло на 25% - выдано было 74 тыс. удостоверений. Растут и продажи: по данным «Автостата», за девять месяцев 2024 года рынок новых мотоциклов вырос на 58%, подержанных - на 9%. По данным BusinesStat, в 2023 году импорт мототехники в РФ достиг 299 тыс. шт. - это вдвое больше, чем в 2022 году.

«Тема с питбайками сейчас на повестке дня во всех регио­нах, - говорит член Общест­венного совета при Минтрансе РФ Вадим Мельников. - Налицо возникновение новой категории транспортных средств, как в своё время было с мопедами. Нужно либо запретить продавать питбайки, либо срочно придумать, как их регулировать, контролировать и пресекать нарушения. Третьего тут не дано». 

 

 

Покупают, пока могут

Рынок легковых машин с пробегом в октябре показал рекордные результаты по году, превысив 600 тыс. Россияне стремились купить автомобиль до роста ценников, который подстёгивали повышение утилизационного сбора, ключевой ставки и динамика валютных курсов. Дилеры ожидают охлаждения спроса в ближайшее время, но не исключают определённого ажиотажа в декабре.

Продажи легковых автомобилей с пробегом в России вслед за рынком новых машин показали в октябре лучшие результаты по году, достигнув 605,3 тыс., подсчитали в «Автостате». Это на 14,3% превышает показатели сентября и на 23,8% - уровень октября 2023 года. 

По данным «Автостата», лидерство среди автомобилей с пробегом сохраняет Lada. Реа­лизация подержанных машин бренда увеличилась на 31,6% год к году, до 149,7 тыс. автомобилей. Второе место и самая популярная иномарка в России в сегменте - японская Toyota, у которой зафиксирован рост продаж на 9,3%, до 60,97 тыс. машин. Замыкает топ-3 южнокорейская Kia, реализация которой выросла на 34,1%, до 35,53 тыс. штук. Следом идут Hyundai и Nissan с увеличением продаж на 27,2% и 11,3%, до 33,25 тыс. и 27,87 тыс. машин соответственно. По данным «Автостата», в первой десятке все марки показывают рост в годовом выражении: наименьший - на 8,7% и 9,3% - у Ford и Toyota, наибольший - на 34,1% и 31,6% - у Kia и Lada. Также увеличение продаж по всем маркам топ-10 фиксируется по отношению к сентябрю.

Валентина БУЙЛОВА.