Посиделки

«Делать бы жизнь с кого?»

25 Октябрь 2023 223
Школьники закладывают сад вмес­те с фронтовиком А. З. Алекаевым.
Школьники закладывают сад вмес­те с фронтовиком А. З. Алекаевым. Фото автора.

Заглянул ко мне в музей приятель, не историк, но человек знающий многое, сельский философ, спрашивает-рассуждает: - Это же Энгельс написал работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»? Факт? Факт! А знаешь, как один мой кореш сообщил, к чему приведёт компьютеризация, все смартфоны-айфоны? Нет? Так я тебе скажу: все это приведёт к превращению человека в робота. Согласен? И мы вспомнили недавнее прошлое из жизни села, колхоза, школы, поскольку много лет работали и живём в одном селе. Вопрос Владимира Маяковского «Юноше, обдумывающему житьё, решать, делать бы жизнь с кого?» актуален, пожалуй, как никогда.

Не так уже давно примером для подражания были в нашем колхозе «Россия», как и в других, агрономы, механизаторы, электрики, рабочие разных специальностей на перерабатывающих предприятиях, в животноводстве, виноградарстве, овощеводстве, в службе орошения, и в других подразделениях. Выбор у выпускников школ был велик и многообразен. 

 Наши ребята видели, каким уважением пользуются у односельчан передовики. Общались с Героями Социалистического Труда Михаилом Колосковым и Георгием Лысенко, лучшими из лучших доярками Галиной Фёдоровой, Екатериной Зай­цевой, трактористами Николаем Перебейносом, Иваном Левшуновым, водителями-фронтовиками Дмитрием Гончаровым и Алексеем Головащенко, лауреатом Государственной премии соеводом Анатолием Бархатовым. Перенимали от них любовь к труду. В их честь поднимались флаги на флагштоках у контор колхоза и отделений, их портреты - на Аллее славы, о них писали центральные газеты «Правда», «Сельская жизнь», журналы «Огонёк», «Крестьянка» и местная газета «Восход». Грандиозные всенародные праздники в честь завершения уборочной страды, фестивали в честь знаменательных дат колхоза, юбилеев памятных событий в стране, все отмечали дружно. Ребята знали, «делать жизнь с кого» - с родителей, соседей, учителей, выпускников школы. 

Праздники урожая были даже в детском саду, где ребятишки выращивали на небольших участках огурцы и помидоры, зелень. И продолжали это занятие на школьном участке с теплицей. Осваивали не только науки, но и производственные специальности.

Ничего подобного нынче нет. У арендаторов совсем немного рабочих. Практические все отрасли исчезли. Осталась монокультура - зерновые, подсолнечник на масло. Все перерабатывающие предприятия частные. Да и тех - раз, два, и обчёлся: маслозавод и хлебозавод. Которые несопоставимы с бывшими в совхозах и колхозах ни по числу рабочих, ни по производственным мощностям. 

Забыт давно лозунг: на селе, как в городе. А ведь он не был пустым. Построен агрогородок, спорткомплекс с плавательным бассейном, в ДК работали кружки, были созданы, по сути, профессиональные коллективы - хор, оркестр, хореографический ансамбль. Музыкальная школа городской не уступала, как и филиалы детско-юношеской спортивной школы. Взрослые получали путёвки в санатории и пансионаты. 

Председатель «России» Владимир Иванович Криворотов первым в стране открыл в школе за средства колхоза и с помощью Киевского НИИ психологии лабораторию по профессиональной ориентации учащихся. Это помогло многим выпускникам найти свой путь без метаний и ошибок. Правление колхоза платило колхозную стипендию всем студентам из «России» любого профиля учёбы.

 Трудовое воспитание и профессио­нальная ориентация давали плоды.

 О ком пишут нынче, о ком фильмы снимают? «Короли и королевы эстрады» учат своих чад в дорогущих частных школах, Нанимают им гувернёров, тренеров. И растут они в презрении к тем, кто всего этого не имеет. 

И герои фильмов нынче барчуки-мажоры, избалованные бездельницы, основное занятие которых сводится к посещению салонов для наведения красоты неземной. Один из самых популярных сюжетов - встреча золушки с принцем, который только и мечтал о том, чтобы её несчастную озолотить. Не только лживо, но и вредно для неокрепших умишек молодых людей. Какой вывод делают нынешние школьники из увиденного? Красиво и без забот живётся только ловкачам - нуворишам и жулью. Им всё доступно. Вот и пример для подражания, и ответ на вопрос «делать бы жизнь с кого?».

Николай ГОТОВЧИКОВ, отличник народного образования УССР.

 

Уроки православия

От Корсуни до Москвы

Первое своё богослужение в Крыму новый митрополит Симферопольский и Крымский Тихон завершил поздравлением паствы с днём Корсунской иконы Божией Матери, отметив её особое значение для Крыма. В чём оно заключается? И что это за икона?

Мария Кошелева.

Симферополь.

Икона Божией Матери Корсунской, день особого почитания которой 22 октября, - одна из общерусских святынь, соединяющих Русский мир воедино от крымского Херсонеса (Корсуни) до Москвы. О ней говорят: «От неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше». В древних летописях отмечалось: «Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнём опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сия­нием благодати блистающее».

- Примечательно бытие этого Образа в русских землях, - рассказывает протоиерей Борис (Фомушкин). - Началось оно в 988 году, когда список иконы Божией Матери из Ефеса, написанной святым евангелистом Лукой, был принесён из Корсуни, где получил название Корсунской, в Киев святым равноапостольным князем Владимиром. Из книги православного писателя Егора Поселянина (Евгения Николаевича Погожева «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» узнаём, что из Киева образ этот был перенесён сначала в Новгород, а потом в Москву, где находился за престолом в Успенском соборе в 1812 году во время оккупации французами Москвы. После освобождения города её место занял старинный список из Московской церкви Рождества Богородицы на Сенях. 

Корсунская икона Богородицы, на которой она изображена с Младенцем, начавшая своё бытование на Руси с крымского Херсо­неса, почитаемая в Православной церкви чудотворной, относится к иконописным типам Одигитрия и Елеуса, или Умиление.

Наименованием «Корсунская» на Руси отмечали наиболее выдающиеся произведения, привозимые на Русь через Корсунь (Херсонес). Со второй половины XVII века название «Корсунская» закрепилось за композицией с оплечным изображением Богоматери и Младенца, представленными только в типе «Елеуса» (Умиление). Эти иконы приняли на себя «корсунское» происхождение икон типа Одигитрии, стали ассоциироваться с Корсунью и служить иконописным образцом для многочисленных списков.

 

Свет мой, зеркальце

Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок

Красоту - подростковой коже

Мы с подружками не можем избавиться от сыпи на лице. Столько кремов перепробовали! Да всё без толку. Отчаялись совсем. Может, есть какие-то средства?

Анна Д.

Армянск.

Огорчение ваше понятно, но отчаиваться не стоит. Конечно, кремами только не совладать. Сыпь - это неблагополучие сальных желёз, или неполадки в пищеварении. Могут быть проблемы с печенью, щитовидной железой. Нередко это и последствия авитаминоза, стресса.
А также злоупотребление жирными продуктами, углеводами и пряностями. Надо обследоваться. А для начала откажитесь от поздних ужинов, за стол не стоит садиться после шести часов вечера. С утра выпейте маленькими глотками стакан горячей воды, через полчаса съешьте яблоко или какой-то другой фрукт и только после этого позавтракайте. Лучше не бутербродами, а любимой кашей, хорош геркулес. При жирной коже умывайтесь два раза в день кипячёной водой комнатной температуры со специальной пенкой. Вытирайте лицо идеально чистым полотенцем, лучше льняным или полотняным. В течение дня пользуйтесь лосьоном для жирной кожи. Ни в коем случае не выдавливайте угри - останутся некрасивые рубцы и пятна на всю жизнь. Применяйте свежеприготовленные маски из трав. Например, из алоэ. К одной части листьев алоэ (столетника), предварительно выдержанных в тёмной бумаге на нижней полке холодильника в течение трёх дней, измельчённых до кашицеобразного состояния, добавьте пять частей воды и оставьте на час. Затем массу нагрейте, кипятите 2-3 минуты и процедите через два слоя марли. Полученным настоем протирайте кожу лица два раза в день. 

Эффективен и отвар дубовой коры. 

10-20 г сухой измельчённой коры залейте стаканом воды и кипятите 30 минут, затем процедите через марлю. Протирайте лицо два-три раза в день. 

Подсушит кожу отвар календулы. Чайную ложку сухих цветков заливаете стаканом крутого кипятка, настаиваете и процеживаете. Протираете лицо, цветки не выбрасываете, а накладываете маской на кожу. 

Так же можно поступать с настоем ромашки. Одну чайную ложку цветков заваривают стаканом кипятка, настаивают, процеживают, смачивают марлю и делают теплую маску на предварительно очищенную лосьоном кожу. 

Какое-нибудь средство из этих непременно поможет. 


Фотооко

Волшебная нить Эрны

Вышитые картины симферопольского мастера художественно-прикладного искусства Эрны Готфрид (на снимке с образом преподобного Серафима Саровского) восхищают посетителей музеев, где они выставляются.


 

Чаще всего видят работы талантливой вышивальщицы посетители Музея города Симферополя. Но они выставлялись во многих городах, среди которых Киев и Москва, Одесса, Ивано-Франковск, где получали не только отзывы посетителей, но и дипломы.

Особое место в её творчест­ве занимают иконы.

- Понимая всю ответственность работы над православными образами, приступаю к созданию каждого с исповеди, причастия и благословения священника, - признаётся Эрна Давыдовна. - Этим достигается определённая степень духовности и особое состояние души.
Я помню, как светились глаза за работой у монахинь монастыря во Львове, которых я учила в своё время этому мастерству с благословения игуменьи и при её попечительстве. Советую всем девушкам и женщинам заниматься художественным творчеством, которое незаменимо для просветления души, для радости сердечной. Художественную вышивку может освоить каждая из вас. Главное - желание. А оно непременно появится, как только возьмётесь за дело, и оно станет любимым. И рождение каждой картины будет для вас праздником. 

 

Слово не воробей

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

Варьируйте и варьируйтесь

Задумался над употреблением глагола варьироваться. Мне кажется, надо писать только варьировать. Вариант другой вообще неуместен. А как на самом деле?

Олег Д.

Феодосия.

 Не знаю, чем вам не угодил глагол «варьироваться». Скажем в предложении «Цвет сирени варьируется от тёмного до светлого». Или «Уровень знаний студентов варьируется в зависимости от преподавательских кадров». Не будет ошибкой и варьирует: употребим и тот, и другой вариант. Потому что в данном случае постфикс «-ся» не влияет на смысл в паре глаголов «варьировать/варьироваться»: в значении «видоизменяться, создавая новые варианты того же» эти слова - абсолютные синонимы. Поэтому допустим и тот, и другой вариант: «Перевод слова может варьировать (ся) в зависимости от контекста».

Но это далеко не догма в отношении к постфиксу «-ся», который является выражением категории возвратности у глаголов. Употребление его или не употребление меняет смысл. Например, «чесать» и «чесаться». Первое говорит о том, что действие направлено на что-то или кого-то. Второе - действие направлено на себя, на того, кто действует.

 Есть мнение, что вариант «варьировать» в значении «видоизменяться»  ближе к наукообразному, но словари это не фиксируют. Так что смело и без сомнений употребляйте и то, и другое. 

 Но помните, что у глагола «варьировать» есть и другое значение: «видоизменять, разнообразить, создавать новые варианты». Скажем: «Художник легко варьирует цветовую гамму», «Писатель варьирует стилистические приёмы, добиваясь большей выразительности текста». В таком контексте возможен только один вариант - «варьировать». И никакого «-ся».

Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.