Крымская эпоха возрождения

20 Июль 2023 761
Затянувшуюся реставрацию галереи Айвазовского в Феодосии планируют закончить этой осенью.
Затянувшуюся реставрацию галереи Айвазовского в Феодосии планируют закончить этой осенью. Фото Анны Кадниковой.

У реставраторов есть профессиональная поговорка: не будешь биться за каждое здание - потеряешь всё. Как правило, сохранить облик памятника архитектуры можно всегда, говорят специалисты. Но в лихие 90-е, а потом и при Украине заботой о богатейшем культурном наследии Крыма практически никто не утруждался. Подход был такой: построить что-то заново проще, чем восстанавливать. В России, к счастью, иная политика: на сохранение архитектурных шедевров прошлого и исторически ценных объектов не жалеют ни сил, ни средств.

Как успехи?

Крым - настоящая сокровищница памятников старины, исторических достопримечательностей и образчиков архитектуры прошлого. Всего на территории республики находятся 219 объектов культурного наследия (ОКН) федерального значения и 1800 - регионального. По данным Министерства культуры РК, около 70% из них нуждаются в противоаварийных либо восстановительных работах. И это при том, что с 2015 года отреставрированы 24 ОКН. В частности, полностью восстановлена Митридатская лестница и мемориал на горе Митридат в Керчи. Там же отреставрирован центральный вход в форт «Тотлебен». Восстановлен замок «Ласточкино гнездо» на Южном берегу. В Симферополе отреставрированы особняк Динцера (здание шахматно-шашечного клуба), Караимская кенасса и Дом дворянского собрания. 

- Конечно, хочется отреставрировать всё и сразу, но с каждым объектом связано множество проблем. Какие-то возникают стихийно, какие-то были накоплены со временем - 30 лет при Украине для ОКН в Крыму ничего не делалось, - констатирует председатель Комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Государственного Совета РК Николай Волков. - Есть такие объекты, на которых нужно хотя бы провести противоаварийные работы, если пока нет средств на полную реставрацию. Иначе мы можем попросту их потерять. Это, например, башня Святого Константина в Феодосии. С 2016 года её судьба находится в подвешенном состоянии. Проведены основные противоаварийные работы, чтобы избежать разрушения объекта, после чего он был законсервирован. Сейчас сделано обследование сооружения, подготовлена проектно-сметная документация для проведения реставрационных работ. Думаю, сами они начнутся уже со следующего года. 

Пострадавшие - вне очереди

Весной этого года республиканские власти заключили контракты на восстановление 21 объекта культурного наследия, пострадавшего в результате подтопления в 2021 году. В список в числе прочих вошли мемориальный комплекс «Аджимушкай» и архитектурно-археологический комплекс «Древний город Пантикапей» в Керчи, а также музей «Поляна сказок» в Ялте.

- Только на создание документации на проведение реставрационных работ было выделено около 83 млн. рублей, - отмечает Николай Волков. - Самым проблемным объектом на сегодня являются Аджимушкайские каменоломни. Там был разрушен один из кирпичных пилонов, поддерживающих всю грандиозную конструкцию центрального входа. Элемент нужно срочно менять, потому что если обрушится вход, мы можем потерять весь объект. 

Восстановление такого элемента - дело не быстрое, предупреждает Волков. Нужно разобрать повреждённую кирпичную кладку, поставить временные поддерживающие конструкции и укрепления, а уже потом приступать к собственно реставрации пилона. Работа будет проводиться в два этапа. Сейчас завершается подготовка проектно-сметной документации. Власти рассчитывают, что восстановление мемориала удастся начать до конца этого года.

Также пострадавший в результате подтопления 2021-го Царский курган до сих пор закрыт для посещения. Там вода нанесла ещё больше вреда, так что власти даже не рассчитывают успеть начать восстановительные работы до конца текущего года.

- Объектов, которые пострадали два года назад от подтопления, много, - резюмирует Николай Волков. - Но все они будут приведены в порядок в течение одного-трёх лет. Очерёдность будет определена в зависимости от состояния, поскольку все объекты пострадали по-разному.

Отстающие

Наконец, близится к завершению реставрация Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского, которая обошлась федеральному бюджету в  589,9 млн. рублей. Ремонт начали в феврале 2021 года. Сроком его завершения был обозначен конец 2022-го. Однако работы затянулись. Прежде всего, из-за плывуна, который обнаружился на этапе устройства канализационной насосной станции.

- Подрядчик рассчитывает закончить все работы в сентябре-октябре этого года, - сообщает Николай Волков. - На объекте были сложности с фасадом. Здание сложено из крымского известняка. Во время осадков он вбирает в себя влагу, плесневеет и отторгает облицовку. Пришлось принимать дополнительные меры, чтобы этого не происходило. По нижней части фасада сделали систему его вентиляции. Вроде всё получилось, и проблему удалось решить. Но на это ушло время.

Безусловно, самым проблемным из реставрируемых в Крыму ОКН стал музей-заповедник «Ханский дворец» в Бахчисарае. Его восстановление тянется с 2016 года. Итоговая стоимость проекта за это время успела достичь почти 2 млрд. рублей. Однако даже большие деньги не смогли спасти дворец от горе-подрядчиков: в реставрации успела отметиться скандально известная фирма «Меандр», в ансамбле появились новоделы, сроки сдачи объектов (их в дворцовом комплексе 16) постоянно переносили, а одна из стен Светского корпуса дала трещину.

- Во многом задержки связаны и с состоянием самого объекта. На стадии принятия основных проектных решений нельзя было делать полномасштабные реставрационные вскрытия, чтобы досконально понять весь объём предстоящих работ, - объясняет замначальника департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РК Александр Жаворонков. - Когда начались работы, потребовались отклонения от проекта, его корректировки. Изменения происходят постоянно. Объект очень непростой с точки зрения строительства: он сделан из разных материалов, у него страшно сгнившие кровельные конструкции. В связи с этим многие решения приходится принимать на месте, затем считать и обосновывать.

Сейчас в Ханском дворце идёт реставрация росписи потолков и стен в помещениях гарема. Работы в этой части комплекса и в Большой Ханской мечети планируют завершить до конца лета. А полностью закончить реставрацию объекта рассчитывают в будущем году.

Вообще в реставрационных работах есть четыре основных момента: сохраняется объект культурного наследия и его среда, архитектура, материалы и ремесло - то, как всё сделано. Это классика реставрационных работ и очень дорогой процесс. Отсюда многомиллионные суммы. Главная проблема при этом - выделенного финансирования, как правило, оказывается недостаточно для проведения всех необходимых работ. Обычно получается так: объект обследуют, определяют перечень того, что нужно сделать, и какая сумма понадобится. Но в ходе восстановления вскрываются непредвиденные аварийные точки, требующие устранения. А на это нужны дополнительные средства. 

- Такая ситуация была, например, в Романовской гимназии, в Керчи, - говорит Николай Волков. - Уже в ходе реставрации выяснилось, что есть проблемы с полом, потом - с крышей. В итоге смета выросла в два раза. С этим ничего не поделаешь. Спасибо, что страна изыскивает дополнительные средства, чтобы всё-таки отреставрировать крымские объекты и привести их в порядок. 

Елена ЮМАНОВА.