Сергей Зайцев: Русский путь - путь любви и правды

23 Июнь 2023 911
Сергей Зайцев.
Сергей Зайцев. Фото из открытого источника.

Член правления Союза кинематографистов России, член-корреспондент Национальной академии кинематографичес­ких искусств и наук России, Сергей Леонидович - человек хорошо известный в литературных и театральных кругах и в широкой культурной среде.

С лауреатом многочисленных наград режиссёра - премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл», Национальная премия «Имперская культура», гран-при и призы международных и российских кинофестивалей «Золотой Витязь», «Лучезарный ангел», «Встреча», фес­тиваля военного кино имени Юрия Озерова, «Бородинская осень», «ЕвразияДок», мы встретились на кинофестивале «КрымДок», где Сергей представлял свой фильм.

- Ваш фильм «Мой мастер Класс» получил в Симферополе два диплома - «За создание образа Мастера» и «За авторскую музыку». Принимая второй диплом, вы сказали, что он особенно дорог, потому что это оценка вашего композиторского дебюта. Не смогли подобрать музыку и взялись за новое дело?

- Новое только в кино. Как композитор и автор текстов, я состою в Российском авторском обществе тридцать пять лет. Во время учёбы в музыкальном училище имени Гнесиных мы с однокурсником Алексеем Маркаряном писали песни и создали ансамбль. До сих пор наши песни где-то звучат. Долгое сидение дома в пандемию подвигло начать потихоньку писать. И в какой-то момент понял, что одна из мелодий и есть лейтмотив задуманного фильма о моём мастере. Кинематографических наград хватает, а за музыку - это первая. А первая - всегда очень дорога.

- А где вы учились у Игоря Иосифовича Класса? 

- Он вёл актёрское мастерство на режиссёрских курсах при Роскомкино, которые я окончил после курсов сценаристов при ВГИКе. И остался для меня, как и для многих, главным учителем.

- Какая это у вас по счёту картина?

- Да я их не считаю. Вообще серьёзно отношусь только к семи своим фильмам, и это седьмой.

- Почему так?

- Какие-то перерос, какие-то просто не получились. Не думаю, что есть режиссёр, который считает все свои картины удачными. А, кроме того, у меня достаточно много продюсерских работ, около сорока.

- Вместе с «Мой мастер Класс» какие в «великолепной семёрке»?

- Дилогия об одном из лучших русских художников-авангардистов Андрее Поздееве из Красноярска - «Под знаком Поздеева» и «Чаша». Фильм «Порог сердца» о выдающемся исполнителе русских романсов Валерии Агафонове. Он умер в 43 года, так и не став артис­том официальной советской эстрады. И, как это часто у нас водится, сразу после его ухода фирма «Мелодия» выпустила пять долгоиграющих дисков Агафонова. Ещё фильм «Репетиция», о руководителе Иркутского театра народной драмы - театра Русской Славы, как его называют - режиссёре и замечательном авторе-исполнителе Михаиле Корневе. И две сугубо военные картины: «Погибли за Францию» и «Союзники. Верой и правдой!». Первая из них - о Русском экспедиционном корпусе, двух особых пехотных бригадах, которые во время Великой вой­ны 1914-1918 годов сражались против немцев в Шампани. Это была практически неизвестная страница русской военной истории. Во всяком случае, основательно забытая. Надо сказать, что после нашей картины появилось ещё десятка полтора фильмов о русских солдатах и офицерах, спасавших Францию. Но мы были первыми. В картине «Союзники. Верой и правдой!»  ветераны Второй мировой из разных стран вспоминают каждый свою войну. Сегодня почти никого из них уже нет на свете, ведь картине двенадцать лет. Но мы успели записать бесценные воспоминания. Я считаю фильмы «Погибли за Францию» и «Союзники» дилогией, потому что в обеих речь идёт о том, как выполнялись союзнические обязательства. Прежде всего - русскими. Обе картины были созданы в содружестве с продюсером Александром Смолко. А ещё мы с ним сняли фильм «Семья Аэрофлот», премьера которого прошла в дни празднования 100-летия Гражданской авиации. Но военная тема является для меня по-прежнему главной. 

- Расскажите о созданной вами студии «Русский путь».

- Ей 18 лет. Выпустили уже более пятидесяти неигровых кинолент. Среди наших героев, в основном, представители русской эмиграции, ведь мы работаем в структуре Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Это крупные учёные и деятели культуры, вынужденно покинувшие Отечество после октябрьского переворота 1917 года. Они сохранили верность Родине, и в условиях беженской жизни сумели создать великие произведения, обогатившие сокровищницу мировой цивилизации. Многие из этих имён незаслуженно забыты, известны только профессио­налам. Мы их воскрешаем. Кроме того, вот уже шестнадцать лет вместе с Домом русского зарубежья проводим международный кинофестиваль «Русское зарубежье», тема которого - богатейшее наследие русской эмиграции, завещанное России.

- А ведь начинали вы с игрового кино?

- Пытался... Очень люблю Грина, поэтому написал сценарий по мотивам его малоизвестного рассказа «Змея». Это было дорогостоящее историчес­кое кино, работа над которым пришлась на середину 90-х, когда я только-только получил диплом режиссёра. Я даже продал свои «Жигули», чтобы закончить съёмки, но всё равно не хватило. Фильм так и остался незавершённым. В то время дебютанту раздобыть средства на игровую картину было практически нереально, и я попробовал силы в другом жанре. Первую же работу - «Лики Отечества», о судьбе моряков российского императорского флота в изгнании показали по всем ведущим телеканалам страны. Успех всегда окрыляет.

- Что у вас в творческом портфеле?

- Наполовину готов фильм о Гражданской войне в России. Пытаюсь сделать картину о Николае Степановиче Гумилёве. Хотелось бы и в игровом кино поработать. Как руководитель киностудии, помогаю другим режиссёрам. Алексею Бурыкину, фильм которого об архитекторе Николае Краснове «Противно должности своей и присяге не поступать» пару лет тому назад на «КрымДоке» получил приз Министерства культуры «За возвращение исторической памяти», предложил снять фильм к 150- летию Антона Деникина. Я знал дочь российского военачальника, писателя, политического и общественного деятеля - Марину Антоновну, записал с ней интервью в 2000 году, которое так и не использовал, хотел сделать фильм, но всего не успеть, поэтому отдал его Алексею.

- В Крыму только по делу бываете или и на отдыхе?

- Отдыха как такового у меня нет. Всё сопряжено с работой. Бываю у вас на съёмках, на фестивалях. В Крыму ещё в украинские времена показывал фильм «Союзники. Верой и правдой!». Кстати, с этой картиной я был в Кишинёве, в Таллине, Вильнюсе, Риге - всегда стараюсь поддерживать русских, где они в этом нуждаются. Поездки дарят друзей. В Симферополе открыл для себя талантливого фотохудожника Сергея Стрельникова, пригласил его в жюри кинофестиваля «Русское зарубежье». Познакомились с поэтом Константином Фроловым, и он уже не раз выступал на нашем кинофес­тивале. 

- Недавно была учреждена новая российская премия в области неигрового кино, к которой вы имеете прямое отношение. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- Абсолютно новой премию «Золотая Свеча» назвать нельзя, так как выросла она из приза зрительских симпатий киноклуба «Русский путь» «Бронзовая Свеча», который вручался в течение 17 лет. Этим призом были награждены выдающиеся российские документалисты. Фактически эта награда стала национальной, так что учреждение её в статусе премии продиктовано временем.

- Что для вас русский путь?

- Путь любви и правды. Путь по заповедям Христовым.

- У героев своих чему-то учитесь?

- Многому. У русских офицеров, оказавшихся после Гражданской войны в эмиграции, был девиз: «Духа не угашать!». Думаю, мы все к этому должны стремиться.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.