Что происходит в закрытых аэропортах

26 Апрель 2023 2875
В прошлом году Международный аэропорт «Симферополь» заявлял о намерении построить на своей территории комплекс инфраструктурных объектов, включающий бизнес-центр, гостиницу и логистический комплекс. Фото пресс-службы международного аэропорта «Симферополь».
В прошлом году Международный аэропорт «Симферополь» заявлял о намерении построить на своей территории комплекс инфраструктурных объектов, включающий бизнес-центр, гостиницу и логистический комплекс. Фото пресс-службы международного аэропорта «Симферополь».

Авиасообщение на юге России может оставаться закрытым достаточно долгое время, сообщил корреспондент «Российской газеты». В последнем отчёте Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol) сказано, что ограничения в воздушном пространстве Украины, России, Беларуси и Молдовы сохранятся до конца 2029 года.

Сеть реагирует на риск

Причина очевидна: опасность полётов вблизи зоны Специальной военной операции. Напомним: с 24 февраля 2022 года закрыты аэропорты в Краснодаре, Геленджике, Анапе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде, Курске, Липецке, Брянске, Симферополе и Элисте. Всего - 11 аэропортов.

Отрасль продолжает восстанавливаться после пандемии COVID-19, а Китай вновь открыт с середины января 2023 года, говорится в отчёте на сайте европейской организации. На график перевозок по-прежнему оказывает влияние конфликт на Украине, а возврата к «нормальному» маршруту (предшествующему закрытию воздушного пространства Украины и России) к концу семилетнего горизонта не ожидается.

Введённые в начале 2022 года западные санкции заставили российскую авиаотрасль пересмотреть сеть маршрутов и инфраструктуры. По словам гендиректора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, отчёт европейской организации лишь указывает на то, что санкцион-
ный режим и ограничение на полёты не будут отменены минимум до 2029 года.

- Главное сегодня - обеспечить безопасность полётов, - говорит Олег Пантелеев. - Есть определённые риски, связанные с военным конфликтом. Если они будут пересмотрены, то авиасообщение может возобновиться.

Аэропорты юга простаивают с толком

Между тем аэропорты, которые ближе всего находятся к зоне СВО, сегодня при поддержке государства остаются в рабочем состоянии.

- Поддерживается режим функционирования на уровне, позволяющем буквально на следующий день заработать, если будет принято такое решение, - говорит Олег Пантелеев.

Ранее Росавиация объявила о госсубсидиях российским авиакомпаниям и аэропортам для возмещения операционных расходов на перевозки по внутренним воздушным линиям в условиях санкционного давления. Выплаты будут осуществляться из резервного фонда Правительства РФ.

Поэтому длительный период простоя не должен сказаться на жизнеобеспечении аэропортов. В Ростовской области, например, специальная комиссия в апреле подтвердила готовность аэропорта «Платов» к работе в летний период, хотя он не действует уже больше года. Как обычно, при подготовке к летней навигации проводят тренировку персонала, проверяют объекты инфраструктуры, транспорт и технику. В этой работе участвуют все службы аэропорта. Во время инспекции специалисты осмотрели систему энергообеспечения и светосигнальное оборудование, выполнили ревизию искусственных покрытий, лётного поля, пожарной техники и средств спасения. В результате региональный Минтранс признал подготовку к работе соответствующей действующим нормативам.

- То же самое происходит и в остальных аэропортах, - говорит Олег Пантелеев. - Поддерживается жизнеобеспечение всех систем, которые входят в аэродромную инфраструктуру, охраняется периметр, сотрудники постоянно повышают квалификацию. Другое дело, что часть избыточного персонала, который необходим, когда выполняются рейсы, переведён в режим неполного рабочего дня и на часть оклада. При этом аэропортовые холдинги, в которые, например, входят аэропорты Ростова, Анапы и Краснодара, могут позволить себе часть работников по желанию отправить на другие объекты. Также местные власти могут обеспечить персонал другой работой через центры занятости, как это было, например, в пандемию.

Ранее руководители аэропортов на юге отмечали, что господдержка позволила сохранить высококвалифицированных специалистов и поддерживать инфраструктуру в готовности к обслуживанию рейсов сразу после отмены ограничений. Так, например, заявляли представители аэропортов Симферополя, Геленджика, Краснодара и Анапы.

Будущее авиаперевозок на юге

Сейчас сложно прогнозировать, как будут распределены авиапотоки в будущем, говорят эксперты. За период вынужденного простоя кратно выросла значимость, например, аэропортов Сочи и Минвод, которые стали настоящими авиаузлами. Через них сегодня возможен перелёт как вглубь России, так и по некоторым международным маршрутам.

- Вполне вероятно, что после окончания СВО вырастет и значимость аэропорта Ростова, учитывая его близость к ЛНР и ДНР, - говорит Олег Пантелеев. - Как только прекратятся боевые действия, имеет смысл и восстанавливать аэропорт Донецка. Когда будет решён вопрос с безопасностью, дальнейшее развитие может происходить по тому же принципу, что и раньше в России: государство вкладывает средства в создание или реконструкцию ВПП, региональные власти обеспечивают транспортную доступность и строительство дорог, а частный инвестор строит аэровокзальный комплекс.

По словам главы аналитического бюро СОНАР-2050 Ивана Лизана, учитывая разрушения в аэропорту Донецка, в будущем главную роль на себя возьмёт аэропорт Мариуполя, который станет фактически единственной авиагаванью в новых регионах. Ранее власти анонсировали восстановление аэропорта Мариуполя к 2025 году. Здание аэропорта было разрушено, но взлётно-посадочная полоса сохранилась. В перспективе будут восстанавливать и другие аэропорты в новых регионах, обещал глава Росавиации Александр Нерадько. Соответствующие проекты реконструкции в новых субъектах РФ уже подготовлены и переданы Минтрансу.

С начала военной операции России на Украине Росавиация 49 раз официально уведомляла о продлении запрета на полёты в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, а также Симферополь и Элисту. В конце декабря ведомство прекратило публикацию таких оповещений. При этом запрет на полёты сохраняется.

Евгений РАКУЛЬ.