«Пройду по Абрикосовой...»

13 Февраль 2023 1408
Игорь Шаферан и Юрий Антонов (слева направо) - авторы песни-«прогулки» по Симферополю.
Игорь Шаферан и Юрий Антонов (слева направо) - авторы песни-«прогулки» по Симферополю. Фото из открытого источника.

Любимая песня детства летит из кружащегося под иголкой проигрывателя чёрного диска с белой наклейкой в середине… Вот не было у нас портативных колонок с мр3, usb, блютузом и прочими штучками, и мобильных не было, и подкастов, и интернета (хотя в СССР он мог появиться первым в мире, в начале шестидесятых прошлого века), зато были кассетные магнитофоны и проигрыватели для виниловых пластинок. Среди них, любимых, - с изображением арок и башни с часами родного вокзала - «Песни о Симферополе», выпущенная Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» в 1984-м. К 200-летию столицы тогдашней Крымской области, редактор Лидия Ахметова, тираж - 10 тысяч экземпляров. Пластинка двусторонняя, на первой - песни о полуострове, на второй - о городе. Об одной из городских, той самой, «по Абрикосовой», неожиданно напомнила постоянная читательница.

Воспетая земля

«Симферополь… За присивашскими степями, в центре полуострова, среди полей и садов, россыпи белокаменных зданий выбираются на отроги Долгоруковской яйлы. Внизу, в долине, мимо вековых тополей и плакучих ив струится неширокая речка Салгир, оставившая неизгладимый след в сердце Александра Пушкина. А вдали высится голубой Чатыр-Даг, воспетый другим великим поэтом - Адамом Мицкевичем. Симферополь называют воротами Крыма. Но, скорее, это сердце Крыма, щедро распахнутое навстречу, - писал в предисловии к музыкальному сборнику друг и автор «Крымской правды» поэт Анатолий Милявский. - Городу 200 лет… С его холмов смотрел в Таврические дали Александр Суворов, по его улицам задумчиво бродили Александр Грибоедов и Василий Жуковский, в его госпиталях оперировал великий Николай Пирогов, здесь ожидал отправления на бастио­ны Севастополя подпоручик артиллерии Лев Толстой, сюда не раз приезжала Софья Перовская, здесь создавал свою «Любовь Яровую» Константин Тренёв, учился в гимназии и слушал лекции в университете будущий отец мирного атома Игорь Курчатов, здесь устанавливали в боях Советскую власть Дмитрий Ульянов, Павел Дыбенко, Михаил Фрунзе, венгерский коммунист Бела Кун. В огненные годы Великой Отечественной город стал центром партизанского движения и подпольной борьбы: всей стране известны имена бесстрашных патриотов Алексея Мокроусова, Ивана Козлова, Александры и Ивана Волошиновых, Виктора Ефремова, подпольной театральной группы «Сокол». История и сегодняшний день переплелись тысячами нитей. Старый и вечно молодой Симферополь славят песенными строками поэты и композиторы».

Для прославления в песнях 200-летнего города объявили конкурс, и произведения его лауреатов стали основой плас­тинки. Только их всего пять, а значит, на вторую сторону диска - лучшие о Крыме: и «Севастопольский вальс», и «Золотая Керчь», и «Песня о Евпатории». Среди авторов - уроженка Севастополя Римма Казакова, Ян Френкель, Давид Тухманов, среди исполнителей - наши Юрий Богатиков, Людмила Москвитина, Владимир Турченко, всесоюзный Иосиф Кобзон… Впрочем, и исполнителей песен о Симферополе знали: кто-то из них работал в нашем городе, кто-то гастролировал или бывал проездом в Ялту, где многие годы был Всесоюзный фестиваль «Крымские зори». Поэты песен о Симферополе, за исключением Игоря Шаферана, - наши земляки, друзья-авторы газеты, из композиторов крымчан двое - Леонид Хейфец-Поляковский и Лев Перевеслов. А песни добрые и красивые. Валентина Толкунова вместе с ансамблем под руководст­вом Игоря Крутого спела для крымчан «Наша речка» на стихи Владимира Орлова, композитор Алексей Лебедев. Ансамбль «Чайки» Крымской госфилармонии Анатолия Гольдинского - «Мой солнечный город» на стихи Бориса Сермана (на пластинке ошибочно - «Владимир») и музыку Льва Перевеслова. Уроженец Севастополя Александр Чепурной с ансамблем Николая Крупышева подарил нам песню «Мой Симферополь» на стихи Дмитрия Черевичного, композитор - Александр Жиряков. Автор музыкального предисловия Анатолий Милявский вместе с композитором Леонидом Поляковским создали для города «Песню о Симферополе», которую исполнил для записи Олег Ухналёв и ансамбль Николая Крупышева. В этой песне, кстати, есть призывные строки: «Вдоль тихих улиц, садов и парков, по следу песни хоть раз пройдись…».

Городские километры

«Пройтись» можно вместе с создателями ещё одной песни для конкурса - «На улице Каштановой…». Правда, услышав её, жители многих городов Союза стали думать, что она об их родных местах - перечисленные в тексте названия улиц популярны. Но авторы участвовали именно в конкурсе 1984 года - к 200-летию крымской столицы (хотя некоторые почему-то называют юбилей Крымской области, 40-летие которой отмечали в 1985-м), и симферопольцы, по праву, считают песню своей. Вот и наша постоянная читательница Эмилия Илларио­нова так думает. «К юбилею города написана песня, но кто автор слов и музыки - неизвестно. А зря! - написала она в редакцию. - Музыка прекрасная, слова прямо в точку: «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную, и на Тенистой улице я постою в тени…». Неплохо бы, как мне кажется, рассказать читателям об этой песне, ведь Симферополь - ворота Крыма, его столица, а Крым - форпост России на Чёрном море».

Песню эту исполнил Юрий Антонов (кстати, 19 февраля ему исполнится 78 лет), он же - автор музыки («От печали до радости», «Крыша дома твоего»). Ошибочно иногда называют композитора и автором слов, но на самом деле «На улице Каштановой…» написал поэт Игорь Шаферан, которому 13 февраля исполнился бы 91 год - («Ромашки спрятались», «Гляжу в озёра синие», «Мы желаем счастья вам»). Уж не знаем, предложили ли ему крымские власти участвовать в том конкурсе или сам узнал, но стихи появились, трогательные и какие-то домашние, уютные. «Есть улицы центральные,/ Высокие и важные,/ С витринами зеркальными,/ С гирляндами огней./ А мне милей не шумные,/ Милей одноэтажные - / От их названий ласковых/ Становится светлей./ Припев/ Пройду по Абрикосовой,/ Сверну на Виноградную,/
И на Тенистой улице/ Я постою в тени./ Вишнёвые, Грушёвые,/ Зелёные, Прохладные,/ Как будто в детство давнее/ Ведут меня они./ И может, на Сиреневой,/ А может, на Каштановой,/ А не на этих улочках,/ Тогда - на Луговой/ С любовью встречусь первою/ Негаданно-нежданно я,/ И вновь бродить до полночи/ Я буду сам не свой./ Припев». Стихи поэт предложил композитору, с которым давно сотрудничал, и Юрий Михайлович быстро написал мелодию, родилась песня - подарок городу.

Возможно, Игорь Давыдович специально узнавал, какие улицы (конечно, в единственном числе) есть у нас в городе-пригородах, а может, просто представил, что такие должны быть. Но угадал. Правда, с улицей Каштановой не очень получилось, такой у нас в городе нет, зато есть переулок Каштановый (в пгт Комсомольском). Да и несколько других улиц не чис­то городские (хотя террито­риально - наши): Абрикосовая - в пригороде Живописном Трудовского сельского поселения Симферопольского района, Зелёная - в пригородном пгт Комсомольском, Прохладная - в селе Мирном Симферопольского района. Остальные - в разных райо­нах города: Виноградная, Тенистая, Грушёвая и Луговая - ближе к проспекту Победы, Вишнёвая - ближе к Кечкеметской, Сиреневая - в районе улиц Маршала Василевского и Героев Сталинграда.

Так что, если буквально пытаться «по следу песни пройтись», то придётся долго кружить по Симферополю, энтузиасты подсчитали, что несколько десятков километ­ров пройти придётся, почти весь световой день бродить. Но зато есть добрая песня, запоминающаяся, симферопольская.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.