Путём Сизифа, но не с синдромом, а с принципом
Так я сказала бы о творчестве Александра Кадникова, назвавшем очередную выставку, открывшуюся в отделе документов по искусству Республиканской универсальной научной библиотеки, «Синдром Сизифа». Потому что ему никто не выносил приговора за безрезультатную работу и муки за прегрешения, а он сам встал на нелёгкий путь к вершине профессионализма с грузом познания мира, себя в нём и соплеменников по планете.
Один из самых известных и продуктивных фотомастеров полуострова и сам признаёт это: «Время в творчестве не имеет границ и берегов. Вращение жерновов творчества, поиск манны небесной и вдохновения, искус искусства. Подняться на вершину вместе с камнем, преодолев законы притяжения и бесконечности, взлететь. Вырваться из круговерти Сизифа, обрести свободу и стать опять Сизифом. Заново начав творческий поиск».
Эта короткая экспрессивная преамбула на вернисаже настроила зрителей на вдумчивое общение с отобранными фотохудожником работами в экспозицию, посвящённую 40-летию творческой деятельности. Более сорока фотокартин позволяют не только оценить мастерство автора многочисленных персональных проектов и фотоальбомов, фотоиллюстраций к книгам, участника групповых экспозиций, но и проследить эволюцию на творческом пути, его мироощущение и оценить оригинальность и выразительность стиля.
Одни его фотографии вызывают улыбку, другие могут выбить слезу. Каждая не только трогает душу, но и рождает мысль. Либо в унисон с вложенной автором, либо не созвучную, но не менее необходимую.
- Неподготовленному человеку смотреть его фотографии тяжело, - считает коллега Александра Арвидас Шеметас. - Чтобы понять, надо быть на уровне или приближаться к большому пласту его знаний литературы, религии, разных областей. Все его фотографии имеют подтекст. Но у каждого будут рождаться эмоции от увиденного. У фотографов и ценителей фотоискусства родился термин «кадниковщина», которым выражается его влияние, в хорошем смысле. Это новая ветвь в крымской фотографии.
Со сказанным трудно не согласиться. Эта новизна зажила своей жизнью, существует в разных отражениях. Не как подражательство, а как толчок к выразительности изобразительной и смысловой.
Выставки Александра ждут, зная, что на каждой непременно будет не просто сюрприз, а с «приколом». Не обошлось без него и на этот раз. Каждого пришедшего приглашали… измерить артериальное давление. До просмотра и после, чтобы оценить степень эмоционального воздействия. Результат порадовал: пришедшие с повышенным уходили с нормальным, подтвердив тем самым истину, что общение с искусством оздоравливает.
У всех выставок Кадникова «говорящие» названия: «Сурдоперевод», «Солянка», «Rape culture» (Культура насилия), «Heidelberg. Сенсибилизация», «Симферополь. Impressionen», «Призма спокойствия», «ИЛЛЮЗИя ПАМЯТИ», «Матриархат», «Театр - жизнь - женщина», «Клептомания»… На какую попадём в очередной раз - даже предположить невозможно. Наверняка, он и сам ещё не знает.
У Александра ко всему свой подход, в том числе и к утверждению, что красота спасёт мир: «Я поспорю. Не красота спасает мир, а совсем другое. В середине XIX века под красотой подразумевалась правда жизни. Когда Достоевский изрекал известную фразу о спасительной красоте, все знали, что он говорил о правде жизни. Но со временем мысль ушла, а слова остались. Точно так же и с искусством. Что-то красивое остаётся, а правда жизни уходит. Я попытаюсь их совместить».
И в том ещё один «ключик» к разгадке творческого подхода фотомастера к философии жизни и профессии.
Вместе с Александром в фотовыставке (и уже не впервые) принимают участие его дети Ангелина и Кирилл, уверенно становящиеся «на крыло» - есть делать жизнь с кого. Ангелину уже можно поздравить и с первой персональной выставкой, открывшейся в симферопольской галерее «Шкаф» молодёжного арт-пространства «Замануха».
Выставка Александра, посвящённая 40-летию творчества, - не единственная. Он пообещал представить ещё две экспозиции. Конечно же, с сюрпризами.
Нынешнюю можно посетить до 20 декабря.