Шаги к освобождению

19 Апрель 2022 521
В Госархиве сохранилась наша газета, тогда «Красный Крым», за 15 апреля 1944-го.
В Госархиве сохранилась наша газета, тогда «Красный Крым», за 15 апреля 1944-го. Фото автора.

Эта окончательно-счастливая для полуострова история случилась 78 лет назад, после того как в 8 утра, 8 апреля 1944-го, огненные громогласные артиллерийские залпы на Сиваше и Перекопе возвестили о начале долгожданной Крымской наступательной операции. Артподготовка длилась два с половиной часа, затем в атаку пошли люди - уже к вечеру первое освобождение - Армянск. В предыдущих выпусках рубрики(5, 6, 12 и 13 апреля) мы вспомнили, как ещё с тревожного июня 1941-го начинался на полуострове путь к Победе, вспомнили некоторых из тех, кто лишь часы-дни не дожил до приближаемого ими освобождения. И вместе с нашими читателями, с помощью документов, хранящихся в Государственном архиве республики, пытаемся заглянуть в те дни спасения.

14 апреля 1944-го

Шёл шестой день освобождения полуострова, мир пришёл в Армянск и Джанкой, Керчь и Красноперекопск, возрождалась жизнь в Старом Крыму, Саках, Евпатории, Феодосии, Симферополе, большинстве райцентров, крупных и маленьких сёлах. Страшные потери мирного населения уточнялись, а о военных не упоминали - они были, конечно, огромные, но, спешно прощаясь с боевыми друзьями, уходившие вперёд обещали им дойти до Берлина, а уж потом «погоревать немного, и в мирный труд».

Сводка Совинформбюро за 14 апреля рассказала, что, «развивая успешное наступление войска 4-го Украинского фронта (командующий Фёдор Толбухин. - Ред.), овладели районными центрами Крыма городами Бахчисарай, Алушта (окончательно врага добили на следующий день, поэтому в городе считают днём освобождения - 15 апреля), населёнными пунктами Ак-Мечеть (ныне - Черноморское. - Ред.), Фрайдорф (Новосёловское), Зуя. И заняли ещё более 300 населённых пунктов, в том числе крупные - Ярылгач (Межводное), Кунан (Красносельское), Караджа (Оленевка), Мережино (Наташино), Сукур-Кой (Ромашкино), Отар-Майнак (Уютное), Михайловка, Ивановка, Контуган (Тепловка), Булганак (Кольчугино), Азек (Плодовое), Верхние и Нижние Саблы (Партизанское, Каштановое), Биюк-Янкой (Мраморное), железнодорожные станции Кабары, Княжевичи (Яркое), Кака-Тобе, Альма (Красноармейское), Шакул. Войска Отдельной Приморской армии (Андрей Ерёменко), преследуя противника, овладели районными центрами городом Судак, Ички (Советское) и ещё более чем 200 населёнными пунктами, в том числе крупными - Розенталь (Ароматное), Фриденталь (Курортное, Белогорский район), Баксан (Межгорье), Ускут, Капсихор (Морское), Кутлак (Весёлое), Таракташ. В ходе наступления войска Отдельной Приморской армии соединились с войсками 4-го Украинского фронта (в состав фронта армия войдёт позже. - Ред.)».

- Наступление на наше село Азек, теперь Плодовое Бахчисарайского района, было стремительным, - рассказывает Валентина Алексеевна, которой 14 апреля 1944-го исполнилось пять лет. - Ночью неподалёку грохотали орудия, мы прятались в сарае, а по двору метались фашисты - они после оккупации устроились в нашем доме, как и в большинстве домов села.
В панике палили из автоматов в небо, где накануне мы видели самолёт с красными звёздами (в освобождении полуострова участвовали и 4-я (Константина Вершинина), 8-я (Тимофея Хрюкина) воздушные армии. - Ред.). А потом во дворе, перекрывая фашистский ор, раздался крепкий русский мужской мат, это я потом узнала, что это плохие слова, а тогда они были прекрасны. К нам сначала не солдаты пришли во двор, а партизаны (народные мстители, партизаны, подпольщики сражались с фашистами в оккупации и в дни освобождения вместе с Красной Армией спасали полуостров. - Ред.). Среди них и мамин брат дядя Толя. Он, помня, что у меня день рождения, принёс крохотный свёрточек с тремя сухариками - мне, старшему братику Вове и маме Алле. Но лучшим подарком стало освобождение!

15 апреля 1944-го

Наступление продолжалось. 15 апреля считается днём освобождения Алушты, хотя по сводке Совинформбюро, случилось это днём ранее, когда в город вошли наши передовые отряды, но, как вспоминают очевидцы, полнос­тью врага изгнали именно 15-го. Теперь в честь освободителей одна из улиц называется -15 апреля, раньше - Генуэзская, на ней наши солдаты установили пушки, чьи снаряды не давали фашистам уйти морем в сторону Ялты и Севастополя.

- Среди освободителей Алушты был и мой будущий папа Владимир, - рассказывает читательница Зоя Белова. - Они с товарищами по передовому отряду сходу ворвались в город со стороны Ангарского перевала. Моя будущая мама Зоя, увидев наших солдат, поспешила вынести им кувшин с водой… Молодые люди понравились друг другу, но надо было двигаться дальше, Владимир лишь спросил имя, адрес и пообещал, что вернётся свататься. В 1946-м они поженились, папа рассказывал, что был ранен на подступах к Берлину, и в госпитале представлял мамины глаза, это, а также врачи и медсёстры, и помогло подняться.

Сводка Совинформбюро за 15 апреля 1944-го: «На Севастопольском направлении наши войска, преодолевая сопротивление и систему инженерных заграждений противника в горно-лесистой части южного побережья Крыма, с боями заняли более 60 населённых пунктов, в том числе районный центр Албат (Куйбышево), населённые пункты Береговое, Аджи-Булат (Песчаное), Кача, Мамашай (Орловка), Любимовка, Дуванкой (Верхнесадовое), Заланкой (Холмовка), Шули (Терновка), Демерджи, Семидворье, Сотера, Кучук-Узень (Малореченское), Туак (Рыбачье), железнодорожные станции Сюрень и Бельбек. <> Наша авиация дальнего действия произвела массированный налёт на порт и железнодорожную станцию Севастополь и бомбардировала скопление войск и техники противника, военные склады и немецкие суда, находившиеся в Севастопольской бухте.<> Нанося противнику непрерывные удары, наши войска на широком участке вышли к реке Бельбек и овладели населённым пунктом Любимовка, в 6 километрах севернее Севастополя. Советские войска, продвигаясь вдоль шоссе и железной дороги Симферополь - Севастополь, разгромили несколько крупных групп противника. Ожесточённые бои происходят в горно-лесистой местности. Активную помощь нашим войскам оказывают крымские партизаны. На побережье Крыма, между Судаком и Алуштой, наши части уничтожили остатки немецких и румынских войск, отступающих от Феодосии».

16 апреля 1944-го

Фашисты прорывались из Феодосии в Ялту, что вместе с пригородами оставалась одним из немногих регионов Крыма, ещё занятых врагом. Но спасение пришло и в южную столицу полуострова.

Сводка Совинформбюро за тот день, 78 лет назад, голосом диктора Юрия Левитана сообщила, что «отступая под ударами советских частей вдоль побережья Чёрного моря, противник минирует дороги, устраивает завалы и взрывает мосты. На подступах к Гурзуфу и Ялте немцы выставили артиллерийские и пулемётные заслоны, рассчитывая, что удобная местность даст возможность задержать советские войска. Наши бойцы, действуя мелкими штурмовыми группами, обошли горными тропинками заслоны противника и нанесли им удары с тыла. Развивая наступление, войска Отдельной Приморской армии овладели городом и портом Ялта, городом Алупка и заняли более 40 других населённых пунктов, в том числе курортные посёлки Гурзуф, Артек, Ливадия, Кореиз, Симеиз, Кикениз (Оползневое) и сёла Адымчокрак (Истоки), Коклуз (Богатое Ущелье), Коккозы (Соколиное), Лимены (Голубой Залив), Кучккой. В Ялте захвачены большие трофеи и много пленных, они сообщают, что многие немецкие генералы и старшие офицеры дезертировали из Крыма. <>Ожесточённые бои происходят в горах. <> Корабли Черноморского флота (командующий Филипп Октябрьский. - Ред.) наносят удары по судам, на которых немцы пытаются выбраться из Крыма. <> Наша авиация уничтожила самолёты противника на аэродроме мыса Херсонес. Кроме того, в воздушных боях сбито 10 самолётов противника.

Вместе с красноармейцами Ялту освобождали и партизаны. Среди них - отец нашего читателя Владимира Семёновича.

- Мы не знали, что папа рядом, - рассказывает мужчина. - В сентябре 1941-го получили извещение, что он пропал без вести на Перекопе. Помню, мама плакала, прижимая нас, троих ребятишек-погодков, старшему было 4 годика. Они с отцом со школы были вместе, она не верила, что он мог пропасть в родном Крыму, ждала. И он тогда не пропал - с товарищем бежал из плена, воевал в партизанах. Сколько было радости, когда пришёл с освобождением: командир разрешил пару часов встречи. Папа обнимал нас и говорил, что скоро окончательно вернётся с Победой. Увы, погиб 30 апреля 1945-го, в день, когда над поверженным рейхстагом появилось Красное знамя.

Годом ранее красные знамёна одно за другим появлялись в Крыму - после освобождения Ялты фашисты сопротивлялись лишь в Балаклаве и Севастополе. А вечером 16 апреля 1944-го Москва от имени Родины 12 залпами из 124 орудий салютовала Ялте. Не забываем!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.