«Каждый рынок уникален»

22 Апрель 2022 2053
Ксения Слуцкая.
Ксения Слуцкая.

Среди крымских производителей немало таких, которые могли бы завоёвывать мировые рынки. Но чтобы они стали экспортёрами, нужна эффективная система государственной поддержки. Причём не столько финансовой, сколько информационной. И идейной: бизнесу надо помочь поверить в свою конкурентоспособность на мировом рынке. И тогда даже несколько успешных экспортёров смогут изменить экономическую атмосферу в своём регионе. О том, как государство помогает крымским предпринимателям выходить на внешний рынок, мы узнали у директора АНО «Южный региональный центр поддержки экспорта» Ксении СЛУЦКОЙ.

Ни от кого не зависеть

- Глобальная экономика в очередной раз изменилась. Как это отразилось на крымском экспортном потенциале?

- Из всех регионов России Крым оказался самым подготовленным к случившимся переменам. Мы находимся под санкциями с 2014 года, но от экспорта не отказались. Возможно, внешняя торговля идёт не в таких объёмах, как хотелось бы, но тут следует учитывать погрешности статистики. Дело в том, что зачастую в силу невозможности осуществления прямых экспортных операций мы действовали через материковые компании. Соответственно все успехи шли в статистику тех регионов, через которые мы работали. На данный момент вся страна перестраивает логис­тические цепочки и условия получения экспортной выручки. Но это решаемые вопросы: чтобы выработать новые логистические решения, потребуется около полугода.

В целом бизнес занимает выжидательную позицию. Международная ситуация постоянно меняется. Но наше государство проводит большую работу по поиску альтернативных путей, поэтому я думаю, что с крымским экспортом всё будет хорошо. Например, крупные белорусские компании, которые раньше не стремились напрямую сотрудничать с Крымом, теперь более активно проявляют интерес к крымской продукции и готовы заключать контракты с нашими экспортёрами.

- Вы упомянули проблемы с логистикой. С чем именно они связаны и как решаются?

- Как ни странно, большинство контейнерных линий, которые работали на территории Российской Федерации, принадлежат иностранным компаниям. Сейчас они либо ушли с рынка, либо ставят условия, требующие дополнительного внимания и проработки. Конечно, это усложнило доставку товаров. Железнодорожные перевозки стоят дорого и потому не пользовались популярностью у экспортёров. Но, думаю, нынешние условия будут способст­вовать развитию железнодорожного транспорта. В целом нынешняя международная обстановка показывает, что Россия, будучи сверхдержавой, не должна ни от кого зависеть. Мы скоро выйдем на самообеспечение. Потенциал для этого есть, но нужно немного времени.

- Не секрет, что многие российские предприятия работали на иностранном оборудовании и с использованием импортного сырья. Теперь, в условиях санкций, им приходится полностью перестраивать схемы производства. Крымские предприниматели столкнулись с такой проблемой?

- Для тех, кто работал на импортируемом сырье, это стало актуальным вопросом. В марте мы под руководством министра экономического развития РК Дмитрия Шеряко проводили встречу с крымскими экспортёрами и были поражены тем, какую долю в нашем производстве занимают иностранное сырьё и технологии. Но бизнес, особенно малый и средний, очень быстро переориентируется, так что в ближайшее время эти проблемы будут решены. Тем более что есть постоянная поддержка со стороны крымского правительства.
И несмотря на то, что нашей приоритетной целью является увеличение доли присутствия крымской продукции за рубежом, сейчас, ввиду сложившейся ситуации, мы помогаем экспортёрам и в вопросах импортозамещения: переориентации производств на отечественное сырьё и оборудование.

Экспорт расширяет кругозор

- На прошлой неделе официальная крымская делегация побывала в Армении. Был ли этот визит успешным? Много говорилось о соглашении по поводу сотрудничества в сфере туризма, а удалось ли наладить новые торговые связи?

- Важно понимать, что в Армении довольно небольшая ёмкость рынка, но при этом там достаточно высокая покупательская способность. Это важно, потому что крымские товары не дешёвые. Это связано и со сложной логистикой, и с высокой себестоимостью. Наши предприятия используют натуральное сырьё, из-за чего продукция имеет высокое качество, но при этом, конечно, не может стоить дёшево. В Армении есть на это спрос. Например, Крым экспортирует туда экологически чистые удобрения. Они относятся не столько к сфере химической промышленности, сколько к микробиологии. Используя такие удобрения на производстве, предприятие имеет право сертифицировать свою продукцию как экологически чистую.

В целом первая бизнес-миссия в этом году для крымского бизнеса прошла успешно: был подписан ряд соглашений о дальнейшем сотрудничестве, а также внешнеэкономические контракты на оказание туристических услуг гражданам Армении.

- Вы даёте какие-то советы производителям, как, например, изменить упаковку, инструкцию по применению, ещё что-то, чтобы повысить привлекательность продукта на международном рынке?

- Да, потому что для каждой страны должен быть свой подход. Например, ехать в Арабские Эмираты с продукцией, оформленной по европейским стандартам - матовое стекло, нейтральные цвета и тому подобное - бесполезно. Каким бы хорошим ни был продукт, спроса на него не будет. Туда товар нужно везти в ярко оформленной упаковке, которая выглядит дорого и богато.

Благодаря усилиям Министерства промышленности и торговли РФ, в каждой стране есть торговое представительство России. С общения с ними мы и начинаем, когда приходит крымский предприниматель, желающий работать на экспорт. Представительства помогают нам понять, на что есть спрос в том или ином государстве, какая сертификация потребуется, чтобы попасть на местный рынок, нужна ли адаптация упаковки и прочее. Получив такую информацию, мы можем сориентировать крымского производителя, на какие страны ему стоит выходить со своей продукцией. Например, в Марокко оказывается колоссальный протекционизм внутреннему рынку кондитерских изделий. Из-за этого введена очень высокая таможенная пошлина на эту товарную категорию. Понятно, что везти туда крымские сладости нет смысла. Каждый рынок уникален и прежде, чем его завоёвывать, важно изучить местную специфику. Наша задача как раз в том, чтобы помочь в этом крымским производителям.

- Крымские предприятия стремятся на внешний рынок? Или предпочитают работать на внутреннем, что, наверняка, менее хлопотно?

- Не секрет, что уровень экспортной зрелости в Крыму ниже среднего, хотя полуостров во все времена являлся центром международного сотрудничества. Выход на внешний рынок пугает многих наших предпринимателей. Всё ещё бытует стереотип, что сначала нужно освоиться внутри страны. Но у нас есть примеры, когда предприя­тия параллельно работают и на внутренний рынок, и на внешний. И это, кстати, самые результативные случаи. Работа на экспорт расширяет кругозор: предприятие становится более конкурентоспособным, получает доступ к новым технологиям и сырью, учится у иностранных партнёров, как, например, минимизировать затраты. Как ни парадоксально, именно сейчас, на волне тотальных санкций, самое время налаживать внешние контакты. Тем более что потенциал Крыма в плане внешнеэкономической деятельности колоссален и для республики развитие экспорта является стратегически важным направлением во всех отношениях. Начиная от получения прибыли для развития производства и экономики региона и заканчивая геополитическими задачами, которые стоят перед полуостровом.

Курс на Восток

- На экспорт некоторых товаров российским правительством введено эмбарго. Как эта мера сказалась на доходах крымских предприятий?

- Действительно, некоторые группы товаров запрещены к вывозу, но по части из них есть возможность экспорта в рамках введённых квот. В связи с этим я рекомендую всем предпринимателям, которые теперь собираются развивать внешнюю торговлю, обращаться на «горячие линии» Минпрома или Мин­экономразвития. Либо к нам, чтобы получить консультацию по вопросам экспортного потенциала той или иной продукции или сырья. В целом эмбарго было введено, чтобы наша страна не потеряла в объёме жизненно необходимые товары. Эта мера вполне понятна: сложности переходного процесса. Но для паники нет никаких причин - скоро всё нормализуется.

- С какими странами планируете наводить торговые мосты в этом году? И какие крымские товары будете предлагать на международном рынке?

- На этот год у нас запланирована работа с Казахстаном и Египтом, но главные цели - Индия и Китай. Кроме того, рассматриваем возможности сотрудничества с Турцией, Ираном и Сирией. Нас очень интересует рынок Африки, но пока не было возможности туда поехать из-за напряжённой эпидемиологической обстановки. Сейчас ситуация стабилизируется, и я думаю, что в ближайшее время мы отправимся в бизнес-миссию.

Что касается товаров, это будет в основном пищевая продукция. Прежде всего, крымские консервы: овощные и рыбные. В конце прошлого года мы были на переговорах в Египте, где речь шла о поставках зерна и рыбных консервов, но на тот момент у наших производителей не было нужных покупателю объёмов продукции. Также планируем экспортировать кондитерские изделия. Кроме того, Египет заинтересован в строительных ресурсах: материалах и услугах наших подрядчиков. Также в Африке появился спрос на технологии по очистке окружающей среды, а в Крыму есть предприятие, которое занимается переработкой пластика и полиэтилена в дизель и бензин.

Елена ЮМАНОВА.