Марина Труш: Фильм - творческий порыв и устремление души и сердца

25 Март 2022 1091
Марина Труш и Владимир Самородов.
Марина Труш и Владимир Самородов.

Известный российский режиссёр и сценарист документального кино, продюсер Марина Труш - лауреат многочисленных фестивалей, награждена почётной грамотой Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры», обладатель гран-при и призов престижных кинофестивалей. Успех делит с сорежиссёром, оператором, супругом Владимиром Самородовым. Они - постоянные участники крымских кинофестивалей.

Мы поговорили с Мариной в один из дней симферопольского кинофестиваля «КрымДок», пока Владимир показывал и комментировал их конкурсный фильм «Мой Набоков» на встрече со студентами.

- Судя по частым приездам, Крым стал одной из излюбленных фестивальных площадок для вас?

- Да, но не только фестивальных. Нас интересует прошлое и настоящее уникального полуострова. Здесь мы сняли фильм «Они нас слышат» о героической странице военной истории - мужественном подземном гарнизоне Аджимушкайских каменоломен, поисковиках, которые в наши дни воскрешают имена защитников Керчи. Он очень нам дорог. Керчанин Михаил Пет-
рович Радченко доверил нам свой пронзительный рассказ о днях, проведённых в каменоломнях четырнадцатилетним мальчишкой, куда ушёл в мае 1942 года вместе с бойцами и жителями родного посёлка. Михаил Петрович был среди первых, кто увидел картину, и тогда мы получили самую значимую и трогательную за неё награду - его одобрение и признательность.

- Знаю, что этот фильм стал призёром нескольких кинофестивалей. Каких именно?

- Гран-при на XIV Международном фестивале военного кино имени кинорежиссёра, сценариста Юрия Озерова. Приз севастопольского международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе», он стал лучшим фильмом в номинации «Крым на документальном экране» на первом «КрымДоке».

- С какими ещё вашими фильмами познакомились зрители в последние годы?

- Одна из недавних наших картин «Ты будешь жить» о талантливом юном художнике Коле Дмитриеве, трагически погибшем в 15 лет. О его картинах восторженно отзывались Вера Мухина, Игорь Грабарь. Они потрясли Бориса Пастернака. Лев Кассиль написал о Коле повесть «Ранний восход». За этот фильм мы получили на втором «КрымДоке» награду с очень важной для нас формулировкой - «За возвращение забытых имён». На ту же тему - преданности и сохранения памяти другой наш фильм - «Далёкие близкие», о потомке русских эмигрантов, тоже художнике Петре Чахотине, который, живя на две страны - в Италии и России, проводит не только свои и жены-иконописца из Углича выставки, но и дяди Степана Чахотина. Времена, страны и исторические события причудливо переплелись в их судьбах.

- У вас есть фильмы, которыми не даёте уйти в небытие и старинным деревенькам. За картину «Не уходи отсюда» на «КрымДоке» получили спецприз, диплом жюри на международном фестивале «Сталкер», приз «За лучший документальный фильм» на международном кинофестивале «Встреча». Как появилась картина?

- После того как мы случайно (впрочем, вряд ли, в жизни что-то важное происходит случайно) оказались в деревеньке Учма на берегу Волги, неподалеку от Рыбинского водохранилища. В 40-х годах ХХ столетия, попадая в зону затопления, она должна была исчезнуть навсегда. Но произошло чудо - фундаменты древних монастырских храмов, возвышавшихся когда-то на берегу и разрушенных в тридцатые годы, образовали каменную косу и стали непреодолимой преградой для поднявшейся воды. Учма осталась на суше. В девяностые годы, с ликвидацией колхоза, всё пришло в упадок, большинство жителей покинуло обустроенное предками место. Наш фильм о том, как и благодаря чьей преданности и любви к малой родине в этой деревеньке снова затеплилась жизнь. Зрители неизменно очень тепло принимают фильм. Со слезами и с просветлением. Став победителем международного кинофестиваля «Евразия.DOC», фильм получил там очень важный для нас профессиональный приз - «За эстетическое совершенство и вклад в развитие документалистики». Нам важно, что эту «деревенскую» картину оценили не только как пронзительную человеческую историю со всеми её бытовыми реалиями, но и как художественное, образное высказывание. Кстати, Владимир получил ещё и несколько наград за операторскую работу в этом фильме - такое убедительное признание получило его визуальное решение этой нашей притчи о русской деревне.

- А потом вы там же сняли картину «Будем жить здесь». Если в названии первой был призыв, то здесь уже оптимистическое утверждение. История так тронула вас, что появилось продолжение?

- Дело в том, что после съёмок мы, по своему обыкновению, подружились и не теряли связи с нашими героями и довольно скоро узнали, что в Учме начали происходить непредвиденные важные события. Добрые и светлые. Оптимистические, как вы точно заметили. И возникло желание продолжить или, скорее, развить для себя и наших зрителей эту тему - духовного бытия современной деревни и её жителей.

- Мне запомнились и другие ваши фильмы, среди которых ленты из цикла «Сотворить благо», посвящённые известным российским благотворителям Шереметьевым, Голицыным, Прохоровым, Шанявским и другим. «Обитель милосердия» об Оптиной пустыни времён, когда здесь встречались со старцами Николай Гоголь, Лев Толстой, Фёдор Достоевский. У вас такая разнообразная тематика, что просто диву даёшься! А что особенно увлекает?

- Для нас каждый фильм это новая область, которую хочется познать. Новые времена. Новые судьбы. Стали замечать, что часто не мы ищем темы, а они сами нас выбирают, магнетически притягивая в свою орбиту. Так произошло с Набоковым. Он вошёл в нашу жизнь, после того как побывали в музее писателя в Питере. Попав в его жизненное пространство, узнав судьбу писателя в тех стенах, где он родился и прожил 18 лет, почувствовали личную ответственность за сохранение памяти о нём.

 - Вы так сумели выстроить повествование в картине «Мой Набоков», что не только персонажи, но и зрители воспринимают Набокова своим.

- Мы на это и надеялись. Особую роль отвели стихам, которые мало кто знает.  А ведь в них - его одухотворённая, загадочная русская душа.
И неизбывная тоска по Родине. Стихи придают фильму особую эмоциональность, они его доминанта. Стали ключом к замысловатым кодам набоковских образов. И как оказалось, не только для нас. Картина получила приз читательского жюри международного кинофестиваля «Литература и кино», стала победителем в номинации «Лучший документальный фильм» и получила приз «За лучшую операторскую работу» на кинофестивале «Свидание с Россией», вошла в Лонг-Лист «Ники» и «Золотого орла».

- С вашими героями хочется встречаться, как со старыми знакомыми. Такое впечатление, что вы так их любите, что это чувство и другим передаётся.

- Так и есть. Если любви нет, ничего не получится. И тогда наши герои не будут никому интересны. Раскрыть человека невозможно, не полюбив его. Соприкосновение душами должно быть. Вот и Набокова мы полюбили, как родственника. Начали снимать о нём второй фильм, который назвали «Возвращение Набокова», потому что отправной точкой стало событие исторической значимости и смысла: наследники единственного сына писателя Дмитрия, скончавшегося в 2012 году, передали России архив писателя. Он теперь хранится в Санкт-Петербурге, в Пушкинском доме Академии наук. Все долго ждали этого события и восприняли его как своеобразное возвращение писателя.

- Где будете снимать?

- Основное место действия - Санкт-Петербург, а вот начинаться фильм будет с малоизвестного исхода из Крыма, куда в конце ноября 1917 года Набоковы приехали на несколько недель, как считали, а задержались на полтора года, и отсюда покинули Родину в 1919-м. Попытаемся рассказать о жизни юного, тогда ещё только поэта, на полуострове. Вот такое предстоит экранное расставание и возвращение к нам Владимира Набокова.

- У вас своя киностудия?

- Да, нашей с Володей «МТ КИНО» уже 15 лет. Мы по-настоящему соавторы каждой картины от начала до конца. Можем спорить, но всегда приходим к общему решению. Сняли вместе уже больше тридцати фильмов, Я продюсер, сценарист и режиссёр, Володя - сорежиссёр и оператор. Монтируем вместе. Такой семейный подряд.

- Какое определение вы бы дали кинодокументалистике?

- Для меня это и личностная, гражданская позиция, и духовное побуждение. Возможность сказать что-то своё этому миру, людям. И сделать это творчески, увлекательно, иначе фильм не состоится, а значит, ты не будешь услышан и понят. Для нас с Володей каждый фильм - творческий порыв и устремление души и сердца.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.