Из тюрьмы на волю. И обратно

30 Июнь 2021 475
Лариса Опанасюк.
Лариса Опанасюк. Фото из открытого источника.

Несмотря на усилия властей, уровень рецидивной преступности в России продолжает расти. В чём причина такого явления? Как победить это социальное зло? Что необходимо предпринять, чтобы осуждённые после освобождения имели все возможности интегрироваться в общество, вместо того чтобы вернуться на преступный путь? Об этом мы говорили с уполномоченным по правам человека в РК Ларисой ОПАНАСЮК.

Важно для каждого

- Ресоциализация - термин малознакомый для большинства граждан. О чём идёт речь?

- О создании условий для возвращения осуждённых к полезной деятельности, устранении потенциальной угрозы совершения ими новых преступлений. Как отмечено в ежегодных докладах уполномоченных по правам человека, в тех субъектах РФ, где не ведётся системная работа с лицами, ранее совершавшими преступления, преступность превышает средние показатели по стране. Осуждённый, не прошедший процесс социализации, может быть опасен для общества.

- Принято считать, что возвращение бывших заключённых к нормальной жизни - это частная, не общесоциальная проблема. Так ли это?

- Тема ресоциализации осуждённых - один из важных на сегодня вопросов, причём не только для Крыма, но для всей России. Речь идёт не просто о возможности для отдельного человека после освобождения из мест лишения свободы вернуться в нормальную жизнь, восстановить или создать семью, устроиться на работу и так далее. Ресоциализация важна для каждого члена общества. У людей, вернувшихся из мест лишения свободы, всегда возникает много трудностей. Нужно восстановить документы, найти работу, жильё, наладить социальные контакты и связи. Есть и более глобальные проблемы: медицинское обслуживание, обеспечение в будущем пенсией и другие. Если эти вопросы не решаются, риск рецидива очень велик. По статистике, в среднем по России треть заключённых отбывает наказание повторно. В Крыму практически каждый второй заключённый - человек, уже привлекавшийся к уголовной ответственности ранее.

Социальная изоляция

- Что толкает человека обратно на преступный путь? Общая неустроенность?

- Вероятнее всего, причина в том, что пока не организовано системное сотрудничество между органами власти, связанными с решением проблемы ресоциализации. Для сравнения: в Красноярске повторное наказание отбывают не более 10% заключённых. Там создано четыре центра реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Они содержатся за счёт бюджета. Организована серьёзная работа психологов, юристов и других специалистов. Они помогают бывшим заключённым решать возникающие после выхода на свободу проблемы или, по крайней мере, могут сориентировать их, с чего начать новую жизнь.

Рецидивная преступность является следствием социальной дезадаптации человека, связанной с безработицей, отсутствием жилья, социальным неблагополучием, недостатком образования, наркотической зависимостью или злоупотреблением алкоголем. Люди, которые отбывали длительное заключение, выходя на волю, оказываются в совершенно другом мире. Семьи нет, жилья нет, работы нет, пенсии нет, друзья и родственники зачастую от таких людей отворачиваются. Особенно усиливает социальную дезадаптацию, а значит, и риск повторных преступлений, длительное лишение свободы. Повышенного внимания заслуживают несовершеннолетние и осуждённые, вступившие в полосу зрелости уже в местах заключения. Подросткам нужно уделять особое внимание - они часть нашего будущего.

- Какие проблемы бывшим заключённым сложнее всего решать самостоятельно?

- Одна из главных причин повторного совершения преступлений - отсутствие жилья после освобождения из мест лишения свободы. Это препятствует постановке на регистрационный учёт в службе занятости, получению направления на профессиональное обучение. Кроме того, для некоторых работодателей отсутствие у претендента прописки является практически безусловным основанием для отказа в трудоустройстве.

Безработица также является серьёзной проблемой. Бывшие заключённые нередко сталкиваются с дискриминацией при трудоустройстве. Работодатель найдёт массу поводов, чтобы не брать такого работника. Многие организации не желают трудоустраивать судимых граждан из-за их уголовного прошлого, низкого уровня ответственности и исполнительской дисциплины. На практике круг профессий, по которым могут работать судимые граждане, ограничен куда серьёзнее, чем это допускается законодательством. К моменту освобождения из исправительных учреждений люди значительно отягощены заболеваниями, и немногие работодатели готовы принимать работников, которые в перспективе будут регулярно не являться по болезни, отпрашиваться в рабочее время для посещения медучреждений и так далее. В случае трудоустройства бывшим осуждённым зачастую не удаётся установить связи с коллегами, порой им приходится столкнуться со специфическим отношением со стороны руководства и трудового коллектива. Кроме того, в процессе трудоустройства судимых граждан имеются определённые сложности, часто вызванные слабой мотивацией к работе, низким уровнем самоопределения на рынке труда, отсутствием навыков формирования профессиональной карьеры, завышенными требованиями к заработной плате.

Ситуация такова, что бывшие заключённые могут рассчитывать, по большей части, на выполнение неквалифицированного труда, неофициальную работу или временные подработки. Большинство работает охранниками, выполняет другую работу, не требующую специального образования или высокой квалификации. По этим причинам им приходится рассчитывать лишь на невысокую зарплату.

Что касается профессиональной подготовки, предлагаемой в исправительных учреждениях, навыки, получаемые осуждёнными, не всегда востребованы на рынке труда и полезны только для самой уголовно-исполнительной системы. Например, такие профессии как швея, раскройщик и прочие в постпенитенциарной жизни вряд ли будут необходимы.

Куда идти, к кому обращаться?

- Все эти проблемы имеют достаточно фундаментальный характер. Насколько реально их решить?

- Мы понимаем, что это вопросы, которые не решаются мгновенно. Для этого нужно и финансирование, и соответствующая организация работы. Но мы проанализировали документы, разработанные по результатам координационного совета при уполномоченном по правам человека РФ, и собираемся сделать следующее. Во-первых, подготовить проект регионального закона по ресоциализации осуждённых и предупреждению преступности. Сейчас такого норматива в республике нет. В документе будет чётко прописана координация работы всех органов, которые так или иначе задействованы в процессе ресоциализации. Важно, чтобы служба исполнения наказаний вовремя сообщала в органы местного самоуправления о том, что человек выходит на свободу. Те в свою очередь должны проработать вопросы с жильём и трудоустройством освобождённого. Значит, нужно будет подключить центр занятости и так далее. Такая практика уже есть в других регионах страны. Соответствующие законы тоже есть, и они работают. Мы намерены адаптировать их к крымской реальности.

В ближайшее время будет сформирована рабочая группа по подготовке проекта закона.

Во-вторых, будут составлены рекомендации по взаимодействию для органов Федеральной службы исполнения наказаний и местного самоуправления. Кроме того, мы намерены подключить к сотрудничеству некоммерческие общественные организации, которые уже сейчас работают в сфере ресоциализации, но им не хватает поддержки. Готовим запросы главам всех администраций о том, какие общественные организации, работающие с бывшими заключёнными, действуют в их муниципалитетах, как власти с ними сотрудничают, в чём помогают и какого рода содействие требуется от уполномоченного по правам человека.

- Есть ли необходимость создавать некий государственный орган, который будет заниматься ресоциализацией, раз уже есть организации, выполняющие эту функцию?

- Я считаю, что есть. Государственные центры ресоциализации должны быть, несмотря на финансовые затраты и организационные издержки. Практика других регионов показывает, какие положительные результаты это приносит.

- Куда выходящим на свободу людям обращаться за помощью и поддержкой сейчас, пока системная работа по ресоциализации в Крыму только начинается?

- Я бы не сказала, что эта работа только начинается. Скорее, активизируется. УФСИН, органы местного самоуправления, Центр занятости, Пенсионный фонд и раньше занимались вопросами ресоциализации. Мы же хотим систематизировать их работу. Между тем человеку, освобождённому из мест лишения свободы, я рекомендую обращаться в соответствующие его проблемам инстанции, а если все средства исчерпаны - к уполномоченному по правам человека. При этом к своему обращению нужно приобщить все полученные из других ведомств ответы. Мы их изучим и постараемся найти пути решения проблемы.

Елена ЮМАНОВА.