Младшие лейтенанты

8 Июнь 2021 1183

Младшие лейтенанты, лётчик-истребитель и командир миномётной роты. Герои Советского Союза, получившие это звание первыми за крымские бои. Их имена теперь носят улицы Севастополя, который защитили ценою жизни. Нам неизвестны места их захоронений: одному могилой стало Чёрное море, второму - окрестности Мекензиевых гор. Им даже 30 лет ещё не было, когда погибли в бою за наш полуостров.

Яков Иванов

Наш земляк и в советское время постоянный автор «Крымской правды», фронтовик, Герой Советского Союза Андраник Абрамович Казарян полвека назад сохранил для потомков имена Героев боёв за Крым - почти 350 человек награждены медалью Золотая Звезда Героя Советского Сою­за за оборону и освобождение полуострова. Первым, по указу Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 года награждён Яков Матвеевич Иванов. Число 17 для него не только дата указа о медали Золотая Звезда, но и дата рождения - 17 октября 1916-го, 105 лет в этом году, и дата гибели - 17 ноября

1941-го - 80 лет тоже в этом году. И 17 числа, правда, в апреле 1957-го, улица его имени появилась в Севастополе.

Парень родился, по данным сборника о героях страны, в деревне Селиваново на Новгородщине, но по документам военного архива - в Костыгово под Ленинградом. С фронта его ждали мама Екатерина Филипповна, младший брат Иван и жена Мария, возможно, был уже и ребёнок - в данных Центрального архива Министерства обороны страны такая информация, увы, не приводится. О небе, о полётах Яков мечтал с детства - аэроклуб в Москве, высшая парашютная школа… На срочную службу призвали на флот, но сумел добиться, чтобы стать не просто моряком или лётчиком, а морским лётчиком, выпускником Ейского военно-морского авиационного училища имени Иосифа Виссарионовича Сталина. Незадолго до войны получил назначение в Севастополь, 1-я эскадрилья 32-й истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота.

Он поднялся в небо уже в первые мгновения, даже ещё не объявленной войны, ведь первым городом, атакованным фашистами в три часа ночи (официально Великая Отечественная началась часом позже) 22 июня 1941-го, стал Севастополь. Вместе с Михаилом Васильевичем Авдеевым и Иваном Степановичем Любимовым (тоже будущими Героями Советского Союза, к счастью, дожившими до Победы) из эскадрильи, другими лётчиками не подпустили врага близко к кораблям. Лишь несколько магнитных мин смогли гитлеровцы лихорадочно сбросить - в море да на улицу Подгорную попали, но сразу «заговорили» наши зенитки, корабельные орудия, в небо поднялась авиация. Когда осенью 1941-го фашисты рвались на Перекоп, лётчик-штурмовик поддерживал наши войска и на севере Крыма, его боевую машину изрешетило осколками зенитной артиллерии врага, но и тому досталось от Якова Иванова. Уже на подлёте к Севастополю в одиночку принял бой с несколькими фашистскими самолётами, заставив их отвернуть. Сколько их было той осенью 80 лет назад - боевых вылетов молодого лётчика, младшего лейтенанта, едва отметившего 25-летие. Сколько от огня его самолётных пулемётов загорелось машин с чёрными крестами на крыльях …

Ноябрь 1941-го, враг ожесточённо рвётся в город - ведь остальной полуостров им уже оккупирован, здесь Красная Армия сопротивляется только в Севастополе. Налёты, угроза бомбардировок - едва успеешь на аэродром для дозаправки и пополнения боезапаса. Так было и 12 ноября, когда на боевое дежурство вылетели два истребителя Якова Матвеевича Иванова и Николая Ивановича Саввы (об этом героическом лётчике, уроженце Джанкоя, погибшем 14 января 1942-го, наша газета уже рассказывала). Вдвоём приняли бой против 9 бомбардировщиков, шедших к Севастополю, - несколько удалось заставить сбросить смертоносный груз не прицельно, в открытое море. Один самолёт врага Якову Иванову удалось сбить метким огнём, а вот на второй, пойманный в прицел, не хватило боезапаса. Тогда, приблизив свою крылатую машину к вражеской, он ударил винтом по хвосту противника. Потеряв управление, бомбардировщик рухнул, подорвавшись на собственных бомбах, а наш истребитель всё же смог дотянуть до аэродрома. А вот похожая ситуация 17 ноября 1941-го, увы, стоила нашему лётчику жизни. Несколько десятков вражеских самолётов прорывались к Севастополю, в воздушном бою эскадрильи Яков Иванов метко сбил один, а вот добить второй - то ли не хватило боезапаса, то ли оружие отказало - уже не узнать. Тогда он просто пошёл на таран, в лобовую…

Владимир Симонок

Справедливости ради заметим, что медаль Золотая Звезда Владимир Поликарпович Симонок получил хоть и в Крыму (указ о награждении появился 10 февраля 1942-го - за примерно полтора месяца до гибели), но, судя по наградному листу, сохранённому в Центральном архиве Министерства обороны России и доступном на портале «Память народа», всё же за бои в Одессе. Там, кстати, 60 лет назад на Аллее Славы в главном городском парке имени Тараса Григорьевича Шевченко появилась и символическая могила Героя - кенотаф. Хотя некоторые утверждают, что захоронение реальное - интересно, каким образом в оккупированной фашистами Одессе весной 1942-го могли похоронить офицера, погибшего в сражавшемся Севастополе. А ещё интересно, сохранилась ли в этом городе-герое символическая могила Героя ныне… Улица имени Владимира Симонка (правда, в разных вариантах на табличках и Симонока, и Симонок) в Севастополе вот сохранилась, появившись в 1965-м.

За Одессу у младшего лейтенанта и первый орден Ленина (второй получил вместе с медалью Золотая Звезда - высший орден страны полагался всем Героям Советского Союза). Родился будущий командир роты 3-го стрелкового полка 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии в 1912-м (дата, увы, забылась) в селе Кусеи, на Черниговщине. Отслужив срочную, одно время председательствовал в колхозе, но потом решил пойти в военные, на сверхсрочную, окончил курсы младших офицеров. Первые бои принял у приграничных рек Прут и Днестр, потом сражения за Одессу.

 «В боях с германо-румынскими фашистами показал себя как храбрый, беззаветно преданный Родине командир.

23 июля 1941-го в бою под селом Плахтеевка товарищ Симонок организовал огонь своей роты так, что все попытки противника атаковать нашу пехоту разбивались. Миномётным огнём товарищ Симонок подбил один танк, разрушил здание, в котором находился штаб полка противника. Спешившие на выручку колонны пехоты противника, встречались заградительным огнём и рассеивались с большими потерями», - это строки из представления к медали Золотая Звезда. А в одном из следующих боёв пришлось переходить уже в личное сражение, сначала из табельного пистолета стреляя по наступавшим врагам, потом - врукопашную, тогда удалось младшему лейтенанту восьмерых фашистов уничтожить, а пятерых - пленить. Потом из Одессы Отдельная Приморская армия была переброшена в Севастополь.

Здесь рота 29-летнего Владимира сдерживала натиск фашистов на участке Камышлы - станция Мекензиевы горы - Инкерман. В декабрьском наступлении гитлеровцев рота лишь за пару дней отразила более десятка атак, а 23 декаб­ря Владимир Поликарпович Симонок из миномёта совершил ранее невиданное, прицельным выстрелом сбив низколетящий фашистский истребитель. Мы не знаем, представили ли офицера к награде за это, возможно, полагался бы орден Красного Знамени. Во всяком случае, командира отделения 41-го стрелкового полка 84-й стрелковой дивизии сержанта Петра Петровича Калинина, также уничтожившего фашистский самолёт 2 октября 1942-го под Сталинградом, отметили именно этой наградой.

Но ни о победе в Сталинграде в феврале 1943-го, ни о падении Севастополя в июле 1942-го, ни о 9 мая 1945-го Владимир Симонок уже не узнал: погиб во время нашего наступления у Мекензиевых гор 26 марта 1942-го. Известно, что был у него, как минимум, сын Вячеслав тогда, есть внучка - разместила страничку о дедушке на портале «Бессмертный полк. Севастополь». Правда, очевидно, в спешке, неправильно указан там номер Чапаевской дивизии, но зато есть письмо начальника орготдела Потийского управления океанического рыболовства Отари Ионовича Гегечкори, сообщавшего семье Героя, что к ним поступил «рыболовецкий траулер водоизмещением 5700 тонн, построенный на Николаевском судостроительном заводе и названный именем Владимира Симонка».

Два Героя Советского Сою­за, два младших лейтенанта, которым и 30 лет ещё не исполнилось, когда погибли за Крым. Не забывайте, земляки!

Кстати

Среди почти 350 крымских Героев Советского Союза есть и женщины. Лётчицы 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии: Раиса Ермолаевна Аронова, Вера Лукьяновна Белик (погибла в августе 1944-го), Евгения Андреевна Жигуленко, Зоя Ивановна Парфёнова, Евгения Максимовна Руднева (погибла в апреле 1944-го), Ирина Фёдоровна Себрова, Мария Васильевна Смирнова. Санинструкторы: Мария Карповна Байда, 514-й стрелковый полк 172-я стрелковая дивизия, Галина Константиновна Петрова, 386-й батальон морской пехоты Новороссийской военно-морской базы, погибла в ноябре 1943-го. Снайперы: Татьяна Игнатьевна Костырина, 691-й стрелковый полк 383-я стрелковая дивизия, погибла в ноябре 1943-го, Людмила Михайловна Павличенко, 25-я Чапаевская стрелковая дивизия. Пулемётчик Нина Андреевна Онилова, 25-я Чапаевская стрелковая дивизия, погибла в марте 1942-го.

Следующие, уже массовые (несколько человек сразу, воевавших на полуострове) военные награждения медалью Золотая Звезда за крымские бои были летом и осенью 1942-го, в ноябре 1943-го - после Керченско-Эльтигенского десанта и весной 1944-го - окончательное освобождение Крыма от фашистов. 
Среди почти 350 крымских Героев Советского Союза есть и женщины. Лётчицы 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии: Раиса Ермолаевна Аронова, Вера Лукьяновна Белик (погибла в августе 1944-го), Евгения Андреевна Жигуленко, Зоя Ивановна Парфёнова, Евгения Максимовна Руднева (погибла в апреле 1944-го), Ирина Фёдоровна Себрова, Мария Васильевна Смирнова. Санинструкторы: Мария Карповна Байда, 514-й стрелковый полк 172-я стрелковая дивизия, Галина Константиновна Петрова, 386-й батальон морской пехоты Новороссийской военно-морской базы, погибла в ноябре 1943-го. Снайперы: Татьяна Игнатьевна Костырина, 691-й стрелковый полк 
383-я стрелковая дивизия, погибла в ноябре 1943-го, Людмила Михайловна Павличенко, 25-я Чапаевская стрелковая дивизия. Пулемётчик Нина Андреевна Онилова, 25-я Чапаевская стрелковая дивизия, погибла в марте 1942-го.
Наталья БОЯРИНЦЕВА.