Ресторанная самооборона
Как работники общепита нарушают наши права
По данным аналитической компании NPD Group, в прошлом году россияне сократили число посещений кафе и ресторанов на 26%. Возможно в этом виновата пандемия или повсеместный рост цен. А может во всём виноват плохой сервис, который заставляет посетителей чувствовать себя «не в своей тарелке». Между тем именно посетитель правит балом в заведениях общепита: у него есть много прав, о которых рестораторы предпочитают не вспоминать. К примеру, вы можете прийти в ресторан в спортивном костюме, сидеть за столиком без заказа, не платить за обслуживание и не оставлять чаевые. И это только малая часть того, что вам позволено.
Право на безопасную еду
Это самое главное ваше право. Что бы вы ни заказали, изысканное блюдо высокой кухни в знаменитом ресторане или тривиальную шаурму на вокзале, еда должна быть безопасной. За соблюдением этого права следит Роспотребнадзор.
Вся продукция в ресторане должна быть свежей: посетителям нельзя предлагать товары, срок годности которых истёк. Чтобы следить за этим, кафе и рестораны маркируют продукты - клеят бирки на упаковку и пишут дату изготовления. Например, что вот этот майонез открыли вчера, рыбу положили в морозилку неделю назад, а сыр натерли сегодня утром.
К сожалению, вы не можете просто так проверять маркировку на контейнерах в холодильнике или сроки годности на упаковках. Такие полномочия есть у инспекторов Роспотребнадзора. Но если креветки плохо пахнут, а в салате волосы, это нарушение ваших прав.
Не платите за брак
Если вам подали прокисший борщ, или то, чего вы не заказывали, можете не оплачивать блюдо. Заказ в ресторане - это договор об оказании услуги общественного питания. Он заключается, когда вы оставляете заказ официанту или через терминал, то есть ещё до оплаты. Некачественная еда - недостаток услуги, закон разрешает за такое не платить или платить меньше.
Также вы можете потребовать устранить недостатки - например, подогреть остывшее блюдо.
Чаевые - дело добровольное
В некоторых заведениях посетителям в счёт включают строку «обслуживание».
И так как счёт подают в конце трапезы, то это может стать неприятным сюрпризом. Но не спешите расстраиваться и доставать кошелек.
Чаевые - это не обязательная плата за обслуживание, а подарок официанту, если он хорошо обслужил: помог выбрать блюда, был приветлив, вовремя принёс заказ. В России нет обязательных чаевых. Налог с них официант тоже не платит: это не зарплата, а подаренные деньги. Подарок в виде денег можно сделать только по доброй воле.
Обслуживание посетителей - это часть услуги общественного питания, наряду с приготовлением вкусной еды. Исходя из этого, дополнительные сборы за обслуживание незаконны: нельзя оказать эту услугу, не обслуживая посетителей.
В ситуации, когда строчку про 10% за обслуживание вы впервые видите в чеке, после того как попросили счёт, - платить их не нужно. В этом случае можно либо сразу обратиться к администратору и попросить убрать эту строку из чека, либо оплатить счёт и направить администрации претензию.
Незаконный фейсконтроль
В особо «модных» заведениях может действовать так называемый фейсконтроль, когда специально обученный человек решает, кому можно, а кому нельзя входить. Имейте в виду, что это незаконно. Ресторан не имеет права вводить фейсконтроль и сопровождать его словами «администрация имеет право отказать любому в посещении заведения без объяснения причин». Такого права у неё нет: договор оказания услуг общественного питания публичный, то есть, по умолчанию ресторан должен принять заказ у каждого желающего.
Когда в ресторан не пускают из-за дефектов внешности, отсутствия вечернего наряда или просто без объяснения причин, можно попросить кого-нибудь из очевидцев выступить свидетелями и написать жалобу в суд. Это позволит отсудить компенсацию морального ущерба, причинённого таким отказом. Суммы, правда, будут небольшие: около 5 тысяч рублей.
Сидите сколько угодно
Еще одно распространённое нарушение ваших прав - выдворение из-за отсутствия заказа. К примеру, вы пришли в кафе с компанией друзей, заказали один чай на всех и сидите общаетесь. Спустя время официант просит вас покинуть заведение, потому что вы ничего не заказываете. Знайте, что такое требование в большинстве случаев незаконно.
В законе нет никаких ограничений по времени посещения кафе или сумме заказа. Поэтому к посетителям кафе и ресторанов таких требований по умолчанию тоже нет. Можно заказать по чашке кофе - и дальше сидеть за столом, беседуя, читая книгу или работая за ноутбуком.
Но администрация может прописать такое ограничение в правилах посещения.
К примеру, указать, что столик можно занимать не более двух часов. В этом случае придётся или соглашаться и действовать по правилам заведения, или не соглашаться и искать другое место.
Со своим можно?
В законе нет запрета на посещение ресторана со своей едой и даже со своим алкоголем. Но такие ограничения могут быть во внутренних правилах, и тогда суды признают их действительными. То есть, если запрета на свою еду и напитки в правилах нет, то посетитель может заказать салат и пить свою воду. А если в правилах чётко написано, что свои напитки в кафе приносить нельзя, придётся заплатить за воду или убрать свою бутылку.