Социал-демократия с зелёным оттенком

Первые итоги выборов в Германии

30 Сентябрь 2021 793
Куда повернёт Германия после Меркель?
Куда повернёт Германия после Меркель? Фото из открытого источника.

Следом за нашими выборами в Госдуму прошли без скандалов и громких сенсаций выборы в немецкий бундестаг. Высокой активности избирателей не наблюдалось: показатель явки был ненамного выше, чем в 2017 году (76,6% против 76,2%). По данным ЦИК ФРГ, лидером стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), набрав 25,7% голосов и оттеснив консервативный блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) на второе место с 24,1%. Третье место заняли «Зелёные» с 14,8% голосов, либералы Свободной демократической партии получили 11,5%, далее следуют правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ) с 10,3% и Левая партия (она так и называется) с 4,9%. Не преодолев 5-процентный барьер, Левая партия попадает в парламент лишь благодаря трём прямым мандатам, полученным в избирательных округах.

Проиграли в итоге все, даже победители: «Зелёные» существенно повысили свой результат, но получили намного меньше, чем рассчитывали, вышедшая на первое место СДПГ набрала лишь немногим более 25%. Набрать больше 368 мандатов для создания коалиции могут СДПГ с ХДС/ХСС (402), СДПГ с «Зелёными» и СвДП (426), а также ХДС/ХСС с «Зелёными» и СвДП (406). Как видим, несмотря на относительно скромный результат, полученный на выборах, либеральная СвДП владеет своего рода «золотой акцией» - она всем нужна для создания коалиции. «Глава фракции «Зелёных» в бундестаге Антон Хофрайтер заявил о предстоящих переговорах со Свободной Демократической партией Германии (СвДП), - пишет Der Spiegel. - Константин Куле (Konstantin Kuhle), спикер по внутриполитическим вопросам фракции СвДП в бундестаге, также считает предварительные коалиционные переговоры с «Зелёными» хорошей идеей».

Специалист по России и странам Восточной Европы Марк Алмонд называет результаты немецких выборов «неубедительными». Единственное, что объединяет потенциальных «серых кардиналов» - Свободную демократическую партию Германии (СвДП) и «Зелёных» - это глубокое недоверие к президентам Си и Путину. «Сейчас, когда англосфера сплачивает ряды вокруг прав человека, задавая тон в отношениях с двумя великими восточными державами, просто поразительно, насколько тон немецких «Зелёных» и СвДП перекликается в этих вопросах с Америкой и Великобританией. Расклад на выборах превратил эти две партии в «серых кардиналов» немецкой политики. Их общая внешнеполитическая ориентация теоретически позволит им преодолеть внутренние разногласия в новом коалиционном правительстве, - пишет он в материале с говорящим названием «Главные проигравшие на выборах в Германии? Франция, Китай и Россия» британской The Telegraph. - Без Ангелы Меркель у руля Германии все рассуждения Макрона о европейской «стратегической автономии» от США и НАТО, где первую скрипку играет Вашингтон, превращаются в мираж. Учитывая напряжённые отношения Великобритании с Россией и растущее отчуждение от Китая, любую переориентацию ЕС прочь от оси Париж-Берлин, чтобы придать больший вес членам из Центральной и Восточной Европы, Уайтхолл будет только приветствовать. Разумеется, такая встряска в европейской геополитике грозит возродить былую напряжённость. Оказавшись в изоляции, Франция может и не переизбрать Макрона, предпочтя ему ещё более ярого националистиста-евроскептика от правых. Немецкие избиратели, может, и не собирались расшатывать устоявшиеся в ЕС порядки, но результаты выборов рискуют привести именно к этому».

О будущем системном кризисе Евросоюза в результате конфликта интересов Франции и Германии предупреждает и член Валдайского клуба немецкий политолог Александр Рар. Во-первых, по его мнению, кто бы ни сменил Меркель на посту федерального канцлера, он будет заведомо не так популярен как уходящая «фрау канцлерин» и, как следует из результатов голосования, политически слабее. Если самую популярную партию Германии решились поддержать немногим более четверти голосовавших, высокого уровня доверия новому составу Кабинета министров ожидать не приходится.

Схожая ситуация сложится весной во Франции: популярность президента Макрона оставляет желать лучшего, а потому Рар, как и Алмонд, считает вполне вероятным уход Макрона из Елисейского дворца. «Франция будет идти в сторону «правую», Германия - в сторону «лево-зелёную». Насколько этот мотор германо-французский сможет дальше стабилизировать Европу - большой вопрос... Так что куча проблем и вызовов перед нами. Тут вопрос, сможет ли будущий канцлер Германии быстро прийти к власти, оседлать коня и продолжать политику Меркель. В этом есть много сомнений. Я думаю, что Германия и Франция минимум на год выходят из игры, потому что должны консолидировать собственную власть, собственное влияние», - считает Рар.

Во-вторых, по мнению эксперта, выборы в Германии стали соревнованием популярности личностей, а не партийных программ. Этим отчасти объясняется скромный результат ХДС/ХСС - Меркель уходит, а Армин Лашет допустил слишком много ошибок во время предвыборной гонки и избирателя не впечатлил. Наиболее вероятным претендентом на пост канцлера считается кандидат от СДПГ Олаф Шольц. Глава Европарламента Давид Сассоли уже поздравил с победой и социал-демократов, и лично Шольца, заявив, что «Европе нужен сильный и надёжный партнёр в Берлине для продолжения совместной работы по восстановлению социальной сферы и экологии». То есть, ожидается, что независимо от формата коалиции, политика Берлина «позеленеет».

Что нам-то от всего этого?

Любая из возможных коалиций с большой вероятностью означает охлаждение отношений с Россией. Результаты выборов в Германии в очередной раз показывают слабость имитационной демократии (принятой в Европе и у нас тоже) когда идейная платформа той или иной партии носит презентационный характер, а на деле управляет страной та или иная коалиция властных группировок, в рамках которой партийность того или иного министра глубоко вторична. Так, в правительстве окажутся как лидировавшие на выборах социал-демократы - сторонники «Северного потока-2», так и самые яростные его противники - «Зелёные». Впрочем, учитывая зависимость страны от российского газа и статус газового хаба Европы, введение в действие газопровода в интересах самой Германии. Но причём тут интересы Германии, если либералы СвДП, как было сказано выше, ориентируются на англосаксов, а «Зелёных» иногда (отчасти в шутку) называют «филиалом Демократической партии США»?

Германия не обладала суверенитетом при Меркель, не будет и при заведомо более слабом преемнике. Если, как прогнозируют политологи, конфликт интересов между Германией и Францией, способный в перспективе похоронить «Четвёртый рейх», будет усиливаться, нам с вами не о чем сожалеть. Политическая безответственность брюссельских евробюрократов общеизвестна. В возможность реформировать систему управления верится слабо. А о том, что в своём нынешнем виде Евросоюз совершенно неспособен отвечать на вызовы времени, открыто говорят сами европейцы.

Николай ФИЛИППОВ.