Губернаторская память

16 Февраль 2021 1645
Василий Каховский.
Василий Каховский. Фото из открытого источника.

По-простому называем их главами региона, по властной табели о рангах - губернаторами. В их честь были улицы, к примеру, в Симферополе. Правда, позже, у нового времени, нашлись иные герои, всероссийско-всесоюзного масштаба, часто и не бывавшие здесь, а наши, много сделавшие, - забылись. «Крымская правда» попыталась вспомнить. В выпуске рубрики за 9 февраля мы рассказывали о покровителе Таврической области, первом Екатеринославском и Таврическом генерал-губернаторе Григории Александровиче Потёмкине, в чью честь называлась столичная улица. Сохранились в городе и имена местных правителей области, правда, не так как заслужили.

Областные перипетии

Через три дня, 19 февраля, полуостров отметит 237-летие создания Таврической области: 8 февраля (по старому стилю) 1784 года она появилась по указу Екатерины Великой, спустя почти год после воссоединения Крыма с Российской империей. Волей рока 19 февраля 1954-го, через 170 лет после императорского, появился иной указ - Президиума Верховного Совета СССР, инициированный первым секретарём ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущёвым, о передаче Крымской области в состав Украинской ССР. Но это иная история, которая всё же со счастливым финалом: в 2014-м, через 60 лет после советского указа и через 230 лет после имперского, Крым вновь вернулся в Россию - народным решением.
В Таврической области империи было семь уездов, охватывали не только полуостров - Евпаторийский, Левкопольский (Старокрымский), Перекопский и Симферопольский, но и часть земель за перешейком - Днепровский, Мелитопольский, за проливом - Фанагорийский (Тмутараканский на Тамани). Левкопольский уезд через три года стал Феодосийским. А вот Керчь (с крепостью Еникале) в состав области (губернии) не включалась: официально отдельное градоначальство с 1821-го, подчинённое Министерству внутренних дел империи. Впрочем, отдельной, со своим руководителем, Керчь-Еникальская территория была даже до воссоединения полуострова с Россией - по итогам Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774-го, завершившего русско-турецкую войну. Да и Севастополь формально хоть и считался сначала в составе области, но от правителя её не зависел, - градоначальник подчинялся напрямую Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору. С 1873-го Севастопольское градоначальство официально выведено из сос­тава губернии - подчинялось Министерству внутренних дел империи.
С создания в 1784-м Таврической области её правители подчинялись Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору, коим Екатерина Великая назначила Григория Потёмкина. В 1791-м, после его смерти, императрица сама стала генерал-губернатором не только этих земель, но и всего Новороссийского края. Кстати, имя Екатерины Великой в топонимике Симферополя благодарные потомки постарались сохранить, правда, наверное, всё-таки не как генерал-губернатора, управлявшего Таврической областью, а как человека, благодаря которому она вообще появилась, а полуостров стал частью России. Екатерининской в 1890-м назвали одну из самых старинных улиц города. Приурочено это было к открытию памятника императрице и сподвижникам - полководцам Григорию Александровичу Потёмкину-Таврическому, Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому, Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому и посланнику России в Турции Якову Ивановичу Булгакову. Раньше эту улицу называли Дорога на Перекоп, потом Московская, с
1839-го - Полицейская - на месте нынешнего здания парламента республики находился Дом полиции и тюрьма. В советское время переименовывали дважды: в 1924-м в честь Льва Давидовича Троцкого, председателя Реввоенсовета страны, и в 1928-м в честь автора «Капитала», не терпевшего Россию, немца Карла Маркса. Памятник императрице, снесённый большевиками, возродили, а вот вернуть улице имя Екатерины Алексеевны, присоединившей полуостров к России, городские власти не решаются.
Генерал-губернатором, управлявшим в том числе и Таврической областью, Екатерина Великая была недолго: в 1793 году назначила Екатеринославским и Таврическим генерал-губернатором Платона Александровича Зубова. Но, как вспоминали современники, развития регион не получил. Заменить думающего о государстве Григория Потёмкина Платону Зубову, о котором Александр Суворов писал «без царя в голове», не удалось. 6 ноября 1796-го Екатерины Великой не стало, а уже 12 декабря её сын, новый император Павел I, ликвидировал Таврическую область, создав из неё в Новороссийской губернии два уезда, Перекопский и Акмечетский (Ак-Мечеть, так почти все пять лет правления императора назывался Симферополь).

Первый правитель

Должность руководителя Таврической области называлась правитель. Их у нас было два: Василий Васильевич Каховский (Коховский), с 16 февраля 1784-го по 28 сентяб­ря 1788-го и Семён Семёнович Жигулин (Жегулин), с 28 сентября 1788-го по 13 января 1797-го (в течение месяца пос­ле ликвидации области передавал дела Новороссийскому губернатору).
Есть в Симферополе улица Каховская (микрорайон Анат­ра, между Южной и Стадионной, за первым гражданским кладбищем). Но названа она 15 апреля 1958-го не в честь первого правителя Тавричес­кой области, человека, благодаря заботам которого в городе появились первые строения, а вся Таврическая область стал расти и развиваться. По словам краеведа Владимира Евгеньевича Полякова, автора справочника «Улицы Симферополя», «поименована она в честь города Каховка (поселение входило в Днепровский уезд Таврической области) Херсонской области, который, в свою очередь, носит имя Василия Каховского». О том, что херсонская Каховка названа в честь правителя области, говорит и член Национального союза краеведов Украины Алла Николаевна Яблонская: «В 1791-м полковник Дмитрий Матвеевич Куликовский купил земли на левом берегу Днепра. Прапорщик Василий Писемский 2 апреля 1791-го взял поселение на учёт, записав со слов полковника название Каховка. Во время губернаторства Василия Каховского в Крыму работала Крымская соляная экспедиция, которой руководили Матвей Куликовский и его сын Дмитрий. Вероятно, они решили увековечить имя Василия Каховского в память о его добрых делах».
Их у Василия Васильевича, родившегося в 1738 году, было немало. После обучения в Сухопутном шляхетском корпусе, как и многие мужчины рода, стал военным. Дослужившись до полковника, перешёл на гражданскую службу - в своё время его отец Василий Осипович совмещал и военные, и административные управленческие дела, будучи воеводой на Смоленщине. Старшие братья, Демьян и Михаил, тоже уже были на гражданской службе, первый - прокурор в городе Юрьев-Польский, тогда Московской губернии, второй - губернатор в Могилёвской губернии. Там, кстати, служил и будущий глава нашей области, вначале советником правления, после председателем палаты гражданского суда. В феврале 1784-го Екатерина Великая по рекомендации Григория Потёмкина назначила Василия Каховского первым правителем Таврической области. Благодаря его усилиям, на новых землях империи развивались и строились города, дороги, предприятия, жители, как местные, так и прибывшие на поселение, успешно занимались земледелием, животноводством, развивалось виноградарство, садоводство, овцеводство, увеличивались плантации табака и тутового дерева - для развития шелководства. И Симферополь наш стал застраиваться первыми домами, присутственными (общественными) местами.
В Государственном архиве Республики Крым хранится немало документов из фонда Василия Степановича Попова, руководителя канцелярии Екатеринославского и Таврического генерал-губернаторства, есть среди них и рапорты правителя области. К примеру, из документа, направленного генерал-губернатору 8 июля 1784-го, узнаём, что «место, на котором начато отесывать камень» для построения губернского города, находится «в осьми саженей» (чуть более 17 метров. - Ред.) от указанной площади у Ахтмечити (Ак-Мечети), а «кирпичные заводы устроены в трёхстах саженях (более 640 метров) от оной». Спустя неделю сообщает: «При обозрении мест около Ахтмечита нашёл я при самом городе преизобильное количество годного к строению белого камня, мягкого и твёрдого. Из сего последнего делается и известь. Готового же белого камня от развалившихся казённых ломов в Ахтмечите немалое количество. <> Я приемлю смелость всепокорнейше просить вашу светлость, не угодно ли будет повелеть перевести областное правление в Ахмечит, и дозволить на построение для оного покоев и домов употребить камень развалившихся домов. Место для построения избирается вне старого города, и такое, кое при строении нового не подвергнет оных сломке. При построении же соблюдено будет всевозможное сбережение денег». До этого областное правление было в Карасубазаре, в доме Якуба Измайловича Рудзевича, а в Симферополе появилось в здании в начале нынешней улицы Желябова (с 1891-го по 1924-й - Губернской). В ноябре того же, 1784-го, Василий Каховский сообщает Григорию Потёмкину: «Везде строение и всякое приуготоление производится с довольным успехом и всё повеленное всеконечно к назначенному времени совершено быть имеет»…
За создание Симферополя и развитие области Василий Васильевич награждён орденом Святого Равноапостольного князя Владимира (позже - орденом Святой Анны), а в 1788-м переведён на управление Екатеринославским наместничеством (бывшей губернией). Там, в Екатеринославе, и умер 25 июня 1794 года, Воскресенский храм, что построили над его могилой, уничтожили в год 200-летия Василия Каховского. Да и в Симферополе его имя помнят немногие, а уж с названием улицы и вовсе мало кто связывает. О втором правителе облас­ти и губернаторах «Крымская правда» расскажет в следующих выпусках рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.