Дело будущего

6 Ноябрь 2020 3045
Владимир Анюхин.
Владимир Анюхин. Фото автора.

Мир переживает четвёртую промышленную революцию: традиционные производственные процессы быстро изменяются, что требует новых подходов к организации работы. Надо отдать должное руководству нашей страны: ключевой целью оно поставило переход отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной. Крым в этом плане не отклоняется от заданного федеральным цент­ром курса. О том, какие передовые технологии создаются в ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства республики», «Крымской правде» рассказал заместитель директора по производству и внедрению инновационных разработок Владимир АНЮХИН.

Спрос на передовое

- Понятие «инновационная деятельность» для многих крымчан является весьма размытым. Какими именно разработками сейчас занимается крымский институт сельского хозяйства?
- Цель всех создаваемых нами продуктов и технологий сводится к одному: внедрение инновационных разработок в реальный сектор экономики. В частности, в сельское хозяйство Республики Крым и остальных регионов России. Должен сказать, что инновационная деятельность в нашем институте уже имеет конкретные результаты. В качестве примера можно привести значительное увеличение количества семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, в том числе многолетних, которые мы предлагаем сельхозпроизводителям. Их создание включает в себя работу с биоматериалами.
У нас есть лаборатории, которые занимаются биотехнологиями, что позволяет создавать абсолютно новые перспективные сорта, адаптированные к условиям Крыма. В институте есть лаборатория микробиологии, которая предлагает особый продукт - штаммы мик­роорганизмов, способствующих повышению плодородия сельскохозяйственных земель. Помимо этого, микроорганизмы борются с вредителями и болезнями. Благодаря использованию таких штаммов, можно реально увеличить урожайность различных культур, что, конечно, очень важно для производителей.
- Особенно в таких сложных погодных условиях, которые сложились в этом году.
- Да, 2020 год был очень непростым для всех сельхозпроизводителей Крыма и вообще всего юга России в связи с засухой, повлёкшей существенное снижение урожайности. На научных делянках нашего института испытывается и изучается более 200 сортов культур пшеницы и ячменя (как яровых, так и озимых), из которых мы выбираем наиболее устойчивые к аномальным погодным условиям и рекомендуем для сева сельхозпроизводителям. В этом году мы тоже получили более низкие урожаи, но, по сравнению с хозяйствами региона, они всё равно оказались сравнительно неплохими. Урожайность на землях, расположенных в Белогорском районе, составила 30 центнеров с гектара (при средней по Крыму 19 центнеров с гектара. - Ред.). Причём это показатели не по продовольственному или фуражному зерну, а по семенному.
- Есть ли спрос со стороны фермеров на предлагаемый вами посевной и посадочный материал?
- Есть, и достаточно высокий. Могу сказать, что в этом году произведённых институтом семян не хватило, чтобы полностью удовлетворить фермерский спрос. Отдельно следует отметить семена кориандра. Они очень хорошо себя зарекомендовали. Мы выращиваем четыре сорта. Особенно популярен сорт «Силач», который в этом году продемонстрировал очень высокие показатели урожайности и качества. Он настолько востребован, что приходится делить семена буквально по несколько сот килограммов между всеми желающими предприятиями.

Будущее за органикой

- Вы упомянули также работу над посадочным материалом. Что именно готов предложить институт?
- Прежде всего, посадочный материал эфиромасличных культур: лаванды и розы. С 2020 года производителям, которые закладывают на полуострове молодые насаждения узколистной лаванды, оказывается государственная поддержка в рамках региональной программы. Безусловно, это способствовало повышению интереса инвесторов к увеличению площадей лавандовых насаждений. Мы являемся ведущим научным учреждением, готовящим посадочный материал этой культуры: тех сортов, которые районированы по нашему региону и зарекомендовали себя как очень качественные. Ожидаем, что в последующие годы, с учётом меняющихся погодных условий в сторону ухудшения в час­ти водообеспечения, спрос на засухоустойчивые культуры, дающие хорошие экономические показатели и высокую доходность, будет расти.
Вообще лаванда и роза - культуры, изначально приспособленные к крымским условиям. Их можно выращивать на участках с не самым плодородным грунтом. При этом основной продукт производства - это масла, которые востребованы во многих отраслях: пищевой, парфюмерной, косметической, фармацевтической. Кроме того, сейчас, в условиях распространения коронавируса эфирные масла могут использоваться для изготовления антисептиков и санитайзеров. Всё это делает производство эфиромасличных культур высокорентабельным.
- Институт работает только над инновациями в сфере растениеводства или животноводство также входит в круг ваших научных интересов?
- Безусловно, входит. На базе института в селе Клепинино Красногвардейского района сейчас формируется стадо овец. Мы приобрели молодняк интересных пород: мериноланд (мясная) и лакон (молочная) иностранной селекции. Наша цель - не просто тиражировать известные породы, а постараться создать новые на базе имеющегося материала, адаптированные к современным условиям.
Кстати, говоря о животноводстве, хочу отметить, что наш институт совместно с двумя предприятиями - из Москвы и Новгородской области - проводит исследования по производству специальных кормовых добавок на основе отходов переработки лаванды с добавлением других компонентов. Они способствуют выведению из организма животных лекарственных препаратов, используемых при их выращивании. Это очень важный элемент органического животноводства.

Из лабораторий - на землю

- Взаимодействие между наукой и сельхозпроизводством в Крыму происходит сугубо в формате предложения фермерам ваших разработок или вы следите за тем, как инновации внедряются в реальную экономику?
- Институт очень заинтересован в сотрудничестве с сельхозпроизводителями: наши специалисты не только постоянно консультируют фермеров, но и обмениваются с ними опытом. Мы прекрасно понимаем, что сегодня нужно работать не только в лабораториях, но и на земле - с теми предприятиями, которые каждый день сталкиваются с какими-то трудностями. Мы готовы предложить им огромный комплекс услуг. Есть лаборатория по агрохимичес­кому обследованию земель любого назначения. Недавно мы приобрели оборудование, способное проводить диагнос­тику растений в любой фазе роста, чтобы производитель мог понять, требуется ли им подкормка или другие меры ухода. Есть цифровая лаборатория, позволяющая при сотрудничестве с федеральными организациями, например, с Роскосмосом, оценить состоя­ние почв, растений и даже уровень залегания грунтовых вод в любой точке Крыма.
- Насколько я знаю, институт, помимо научной деятельности, занимается также переработкой сельхозсырья?
- Совершенно верно. Производственная и научная деятельность в нашем институте взаимосвязаны, и одно без другого не может функционировать. В этом году мы запус­тили линию по переработке розы, лаванды и шалфея. Есть оборудование, которое позволяет перерабатывать солому и отходы после доработки семенного материала в топливные пеллеты (гранулы). Раньше в институте были сложности с отоплением, и директор решил этот вопрос кардинально: сейчас все наши корпуса обогреваются топливом, которое мы производим сами.
- Какие научные горизонты планируете осваивать в перс­пективе?
- В октябре текущего года институт принял участие в конкурсном отборе, проведённом Министерством науки и высшего образования РФ, с проектом создания в Крыму селекционно-семеноводческого центра по эфиромасличным и лекарственным растениям.
Я думаю, что это очень смелый шаг с нашей стороны, но он оправдан и обоснован. В институте есть вся необходимая техническая база, а также научный и творческий потенциал, чтобы реализовать столь масштабный проект всероссийского уровня. Приятно, что он получил поддержку республиканских властей.
- В чём суть этого проекта?
- Речь идёт о создании цент­ра по выращиванию высокопродуктивного посадочного материала эфиромасличных и лекарственных растений на своих мощностях. Этот проект должен быть реализован при условии обязательного участия бизнеса. Уже есть крымские предприятия, которые готовы подключиться. Произведённый посадочный материал будет распространяться на поля республики. Также проект подразумевает совершенствование переработки и создание специальной сельскохозяйственной техники, потому что на сегодняшний день, к сожалению, это направление не очень развито - весь набор машин и оборудования для выращивания эфиромасличных культур устарел, люди вынуждены работать с помощью оборудования и техники середины XX века. Нужно создавать новые технологии, и мы к этому готовы. Таким образом, центр сможет закрыть все потребности отрасли: создание посадочного материала, разработка технологий выращивания и переработки, научное сопровождение и так далее.
- Хватит ли кадрового потенциала для реализации всех задуманных проектов?
- Мы ищем молодых, перс­пективных учёных. Могу с уверенностью сказать, что в Крыму и в России в целом есть молодые специалисты, которые изъявляют желание работать в нашем институте в рамках проекта создания селекционно-семеноводческого центра и по другим научным направлениям.

Елена ЮМАНОВА.