Верните наши деньги!

Что делать, если из-за пандемии «сгорела» туристическая путёвка

14 Август 2020 582
По оценке Ассоциации туроператоров России, купленными турами не смогли воспользоваться более 200 тысяч россиян.
По оценке Ассоциации туроператоров России, купленными турами не смогли воспользоваться более 200 тысяч россиян. Фото Александра КАДНИКОВА.

Пандемия коронавируса переломала миллион планов. Кто-то хотел расширять свой бизнес, а вместо этого был вынужден свернуть его. Кто-то долго копил на новую машину, но теперь не решается делать такие дорогие покупки. А кто-то планировал провести свой отпуск на заграничном курорте. Заблаговременно приобрёл у туроператора хорошую путёвку, но из-за закрытия границ так и не смог ей воспользоваться. Что делать такому человеку? Как вернуть деньги? Ответы на эти вопросы, к счастью, есть.

Диван вместо пляжа

Не стоит думать, что проблема сгоревших туров коснулась исключительно толстосумов, привыкших отдыхать на зарубежных курортах. Семья Шубиных из Симферополя ведёт оседлый образ жизни. С двумя детьми и среднестатистической зарплатой сильно не попутешествуешь. Но посмотреть на «заграницу» хотелось, и в течение трёх лет Кирилл и Светлана Шубины ежемесячно дисциплинировано откладывали по несколько тысяч рублей на осуществление этой мечты.
В январе этого года Шубины купили путёвку в турецкую Анталью: семь дней, семь ночей, экскурсионная программа, «всё включено». Вылетать должны были 25 мая, но уже в марте стало понятно, что отдых, о котором так долго мечтали, и на который с таким трудом копили, отменяется. После объявления режима самоизоляции они позвонили туроператору и попросили вернуть деньги, но получили отказ. Мол, деньги уже переданы отельерам и перевозчикам. Как быть, никто не знает.

Кого касается?

Впрочем, теперь ответ на вопрос «как быть людям, попавшим в подобную ситуацию?» есть. Правительство утвердило новые правила возврата денег за отменённые туры. Они действуют только для туров, которые одновременно отвечают трём критериям: проданы туроператором или турагентом, договор заключён до 31 марта 2020 года включительно, должны быть исполнены в 2020-м или 2021 году.
Если вы самостоятельно бронировали номер в отеле и билеты на самолёт, то правительственные поправки вас не коснутся. Возвращать деньги или договариваться о переносе брони вам придётся самостоятельно.

Как поменять тур?

Из постановления правительства ясно, что туроператор должен выполнить тот тур, что был оплачен, или предоставить равнозначный не позднее 31 декабря 2021 года. С туристом на этот счёт нужно заключить допсоглашение.
Тур считается равнозначным, если совпадает программа пребывания, маршрут, условия путешествия и проживания, категория гостиницы, питание, услуги перевозки и дополнительный сервис.
Доплату за равнозначный тур с туриста требовать нельзя. Если изначально была договорённость на  4-звёздочную гостиницу, а теперь аналогичный номер стоит дороже, турист не обязан доплачивать. Если только он сам не согласился изменить условия.
Если турагент или туроператор решили заменить тур на равнозначный, то до 22 сентяб­ря 2020 года они должны направить туристам уведомления о том, что будет замена до 31 декабря 2021 года.

Как вернуть деньги?

Если предложенная замена вас не устраивает, то требуйте вернуть деньги и настройтесь на долгое ожидание. Правительство дало туроператорам полтора года на возврат средств (до 31 декабря 2021 года).
Для некоторых покупателей туров сделали исключение и сократили сроки возврата.
В течение 90 календарных дней, но не позднее 31 декабря 2021 года, деньги вернут при одном из условий: заказчик тура старше 65 лет, или же пос­ле 23 июля 2020 года у туриста возникла трудная жизненная ситуация (инвалидность, болезнь дольше двух месяцев подряд, потеря работы с регистрацией в центре занятости).
Если на 24 июля 2020 года наступили сроки исполнения договора - то есть путешествие должно начаться, - а туроператор не направил до 22 сентября уведомление о замене тура, деньги нужно вернуть до 31 декабря 2020 года.

Возврат с процентами

Хорошая новость заключается в том, что несмотря на долгое ожидание, деньги, отданные туроператору, приумножатся. Если турист расторгнул договор и потребовал деньги, туроператор может вернуть их через несколько месяцев. Но за всё это время он должен начислить проценты в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ за каждый день пользования деньгами. Ставка ЦБ на 24 июля - 4,5%. Фактически это вклад под 4,5% годовых. Кстати, побольше, чем сейчас в банках.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.