«Уже остывает нагретый разрывами камень»

24 Апрель 2020 1343

«Уже остывает нагретый разрывами камень,/ Уже затихает гремящий с утра ураган./ Последний бросок. Из последних окопов штыками/ Бойцы выбивают и гонят с вершины врага./ Как мёртвые змеи, опутали сопку траншеи,/ Бетонные гнёзда пологий усыпали скат,/ И, вытянув к небу холодные длинные шеи,/ Разбитые пушки угрюмо глядят на закат./ И встал командир на земле, отвоёванной нами,/ Изрытой снарядами и опалённой огнём,/ И крикнул ребятам: «Товарищи, нужно бы знамя!...»/ Поднялся, шатаясь, с земли пулемётчик. На нём/ Висели клочки гимнастёрки, пропитанной потом,/ Обрызганной кровью. Он вынул спокойно платок,/ Прижал его к ране, прожжённой свинцом пулемёта,/ И вспыхнул на сопке невиданно яркий цветок./ Мы крепко к штыку привязали багровое знамя,/ Оно заигралось, забилось на сильном ветру./ Обвёл пулемётчик друзей голубыми глазами/ И тихо промолвил: «Я может быть, нынче умру,/ Но буду гордиться, уже ослабевший, усталый,/ До вздоха последнего тем, что в бою не сробел,/ Что кровь моя знаменем нашего мужества стала,/ Что умереть за Отчизну достойно сумел…»/ Над тёмной землёй и над каменной цепью дозорной,/ Над хилым кустарником, скошенным градом свинца,/ Горело звездой между скал высоты Заозёрной/ Священное знамя, залитое кровью бойца». Эти строки написал Александр Александрович Артёмов за два года до войны, посвящено оно боям с японскими милитаристами у озера Хасан летом 1938-го. Поэт родился 14 июня 1912-го, срочную службу проходил в частях Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. На фронт Великой Отечественной ушёл на второй день войны - добровольцем, после 1 курса Литературного института. Убит в бою 20 августа 1941-го. Один из тех, кто приближал Великую Победу. «Крымская правда», «Красный Крым», не прекращавший выходить в годы Великой Оте­чественной, продолжает отсчёт дней до 75-летия Победы. Вместе с вами, уважаемые читатели, мы вспомним события, имена, подвиги. Ждём ваши письма.

Сколько таких алых знамён, штурмовых флагов подразделения, окровавленных платков, кусков бинта, обрывков гимнастёрок и тельняшек, поднималось над отвоёванными участками нашей земли. Символ того, что погибаем, но не сдаёмся, сражаемся,
и Победа будет обязательно. И в Крыму таких вот знамён было поднято немало. Фотокарточку Героя Советского Союза Ивана Карповича Яцуненко, поднявшего красное знамя над Сапун-горой в Севастополе, прислал в редакцию Вячеслав Медведев из Ялты.
- Мы у них в неоплатном долгу, - пишет Вячеслав Борисович. - У тех, кто уходил на фронт сражаться с врагом. По призыву, по зову сердца уходили добровольцы-комсомольцы, даже дети и подростки, покинув родной дом и примкнув к воинским частям и партизанским отрядам в качестве их сыновей и дочерей. Четыре года шла та проклятая война, 27 миллионов погибли… Не знаем всех имён героев, спасших мир от «коричневой чумы», но будем помнить, что мы у них в долгу за спасение Родины и человечества.
Ивану Карповичу Яцуненко в дни освобождения Крыма едва исполнился 21 год. Полуостров для него стал родным, когда парню было 13 лет - семья переехала в Джанкойский район. Там, кстати, и теперь живут родные героя - рассказ о двоюродном дедушке (брате её родного дедушки Григория Карповича) опубликовала на сайте «Бессмертного полка» Полина Яцуненко. На срочную службу Ивана Карповича призвали весной 1941-го, в погранвойска в Севастополе. После начала Великой Отечественной, оборонял Перекоп. Это были очень тяжёлые бои, фашисты рвались в Крым. Тяжело раненым солдат попал в плен. Три раза бежал, но удачным оказался только последний побег. Судьбой было суждено вернуться на полуостров уже освободителем. Кстати, освобождал вместе с отцом Карпом Алексеевичем, они вместе потом дошли и до Победы - каждый неоднократно ранен.
Последние метры до вершины Сапун-горы. 7 мая 1944-го бежавший со знаменем Евгений Смелович упал, сражённый вражеской пулей, - погиб. Знамя из его ослабевших рук подхватил Иван Яцуненко. Дважды на пути к вершине он был тяжело ранен, контужен, но знамя не выпустил, рвался вперёд, боевые товарищи помогли, расчищали путь гранатами и автоматными очередями. Да и сам он, со знаменем в одной руке, другой бросил гранаты, заставив замолчать фашистский пулемёт. Смог водрузить флаг, высота была наша. Но взрывной волной героя отбросило в сторону, завалило землёй. Товарищи решили, что погиб, а его, без сознания, доставили в медсанбат соседней дивизии, отправили в госпиталь. Много лет, рассказывая о подвиге Ивана Яцуненко, все грустно вздыхали, а его имя значилось на мемориале погибшим. Он и сам не знал об этом, а потом увидел строчку на памятнике… Лишь через десять лет пос­ле подвига нашего земляка наградили медалью Золотая Звезда Героя Советского Сою­за. Подвиг сохранён и на полотне Севастопольской диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Давайте вспомним о них, земляки. Ждём ваши рассказы, фотографии своих героев Великой Отечественной. До Победы, до её 75-летнего юбилея, осталось 15 дней.

Александр Александрович Артёмов.

Иван Карпович Яцуненко.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из архива читателя
и из открытых источников.